Обозначение мягкости согласных гласными буквами 2 ряда
Логопедическое занятие с учащимися 2 класса
Тема: Обозначение мягкости согласных гласными буквами 2 ряда.
Цели, задачи: Учиться слышать и различать твердое и мягкое звучание согласного, усвоить способ обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных 2 ряда. Практическое усвоение понятий твердые и мягкие согласные.
Оборудование: Звуковые карточки, пособие «Домик гласных звуков», куклы Тим и Том, перфокарты, музыкальное сопровождение «Музыка с мамой».
Ход занятия:
Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие снова пришли Звуковички. У них очень хорошее, солнечное настроение. Давайте и мы с вами улыбнемся нашим гостям и друг другу!
2. Повторение пройденного материала
- Давайте вспомним, на какие две большие группы делятся все звуки русского языка? (гласные и согласные).
- Посмотрите на костюмчики Звуковичков, кто может объяснить, почему у одних Звуковичков костюмчики синие, у других – зеленые, а у третьих – красные? ( Подвести детей к обобщению, что красным цветом обозначены гласные звуки, синим – твердые согласные, зеленым – мягкие согласные).
- Посмотрите, Звуковички принесли вам карточки, давай прочитаем, что на них написано? (Дети читают: П-ПЬ, М-МЬ и т.д. Анализ артикуляции звуков: с помощью чего мы произносим звуки П-ПЬ? Когда губы напрягаются сильнее?).
- Звуковички дружат с двумя добрыми волшебниками – Томом и Тимом. Вслушайтесь в их имена: Том – Тим. Одинаковые или разные первые звуки в этих именах? Назовите первый звук в имени Том (Т), а первый звук в имени Тим (ТЬ)? Верно, первые звуки разные. Давайте вместе скажем: Т, ТЬ.(Отчетливо произносят пару звуков).
Игра с мячом «Подбери пару и не ошибись».
- Звуковички, Том и Тим очень любят играть с мячом. Поиграем с ними?
Я бросаю мяч и называю слог с твердым согласным, а вы возвращаете мяч обратно мне и называете мягкую пару:
ПА-ПЯ, ЛО-ЛЁ, ТЫ-ТИ, ВУ-ВЮ, ДЭ-ДЕ, БУ-БЮ.
А теперь наоборот, я называю слог с мягким согласным, а вы – с твердым:
МИ-МЫ, КЮ-КУ, ЗЁ-ЗО, СЯ-СА, ФЭ-ФЕ.
- Молодцы! Ни разу не ошиблись!
- Ребята, волшебники Тим и Том, хоть и братья, совсем не похожи друг на друга.Тим такой же мягкий как первый звук его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест ТЬ – тефтели, но никогда не пьёт Т – томатный сок, не любит М – молоко, но с удовольствием ест МЬ – мёд, рисует только КЬ – кисточкой и никогда не берёт в руки К –карандаш. Брат Тима, Том, наоборот очень твердый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит Т – томатный сок, и не ест ТЬ – тянучки, носит П – пальто и никогда не надевает ПЬ – пиджак, не берет в руки МЬ – мяч, любит пускать М – мыльные пузыри. Как называются согласные звуки, которые любит Том? (твёрдые согласные). Как называются согласные звуки, которые любит Тим? (мягкие согласные).
- Давайте поиграем с согласными звуками. Покажите фишками, как звучит звук М (П, Т, С): твердо или мягко?
Звуки: МЬ, С, П, ТЬ, СЬ, Т, М, ПЬ;
Слоги: ТА, ТО, МИ, СЕ, ПО, СУ, МЮ, ПЯ;
Слова: ЛЮК, ПОЛ, МЕЛ, СОК, ПИР, ЛАК.
Физминутка
- Хорошо потрудились, давайте немножко отдохнем! ( Выполнение движений «Червячки» - «Музыка с мамой»).
4. Знакомство с новой темой
На доске написаны слова: ПИЛА, МЫЛО, ДАР, МЯСО, КИСТЬ, ЛЕПИТ, ВЕСНА, ЛЁД, ПЮРЕ.
Задание: Уберите слова, где первый согласный звучит твердо. Поясните, какие буквы смягчают первый звук в оставшихся словах. (На доску выписываются буквы: Я, Ё, Ю, Е, И и Ь).
- Посмотрите внимательно на домик гласных и скажите, где находятся эти гласные: в первом или во втором ряду?
- Сделайте вывод, какая работа у гласных 2-го ряда? (смягчать согласные). Действительно, работа у гласных 2-го ряда очень важная. Если мы неправильно напишем одну букву, изменится значение слова. (Сравниваются написание и значение слов мал-мял, лук-люк, мыл-мил, нос-нёс, вол-вёл). И это необходимо нам знать, чтобы сохранять русский язык, уважительно относиться к его законам.
5. Массаж
Звуковички, Тим и Том подготовили для вас письменные задания. Но, прежде чем мы их начнем выполнять, нам надо размять наши пальчики. (Массаж Су-Джок).
Тренировочные упражнения для закрепления
А) Выпишите только те слоги, в которых согласный звук звучит мягко. Слоги для анализа: мо, мё, лу, лю, пе, пэ, си, сы, да, дя. Дополните эти слоги до слов (устно).
Б) Работа с перфокартами (вставить буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Е-Э, И-Ы в слова.): л-па, м-ч, л-сь, л-д, м-л, п-ла, с-р, м-ска.
В) Работа с предложениями: Вставить пропущенные буквы а-я: Мы вчер- игр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Над- и Д-ша ед-т к-шу. Юр- был р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-та, у Вити кот-та.
7. Итог занятия. Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, какие гласные на письме обозначают мягкость согласных звуков?
Звуковички, Тим и Том благодарят вас за занятие и просят нарисовать в тетрадках свое настроение. До свидания!