Урок русского языка на тему: Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.
Тема урока: Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.
Цели: создать условия для усвоения учащимися мягкости согласных звуков обозначающихся на письме гласными буквами;
учить обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами;
способствовать активизации деятельности учащихся через разнообразные виды работ;
содействовать развитию письменной речи;
продолжить работу по развитию навыка каллиграфического письма;
Ход урока:
1.Чистописание.
1. Рассмотрите зонтики в тетради на с. 14. Какие элементы букв вы увидели на этом рисунке?
Нарисуйте еще два зонтика. Заштрихуйте их.
2. Послушайте строчки из стихотворения А. Шибаева и определите
тему чистописания.
Буква э на с дивится,
Словно в зеркало глядится:
Сходство есть наверняка,
Только нет языка.
- Чем похожи и чем различаются строчные буквы с и э. Напишите эти буквы.
- Какие есть еще сочетания и слова на этих строчках? Где используется нижнее соединение?
- Как почтительно обращаются к мужчине в Англии, Америке?
(Сэр.)
- Кто такой мэр? (Глава города.)
Напишите сочетания и слова. \
3. Чтение слов, их запись.
Самостоятельное выполнение заданий с записанными словами.
а) Подчеркните слово, состоящее из одного слога.
б) Обведите в зеленый овал то слово, которое нельзя перенести Коллективная проверка.
4. Упражнения для самоконтроля.
Мы играем в буквобол,
Не в хоккей, не в волейбол.
Все ребята-игроки
Забивать будут голы.
В те ворота, что левее,
Буква лучшая влетит.
В сети справа остальные
Можно запросто забить.
Ни секунды не теряйте,
Голы, ребята, посчитайте.
(У одиночных букв с и э, их всего пять. Дети рисуют стрелку по направлению ворот: если бvква красивая, написана правильно, то
стрелка указывает влево (э, с), если буква не получилась, то над ней
стрелка направлена вправо (э, с). Каких букв больше? Каков счет в
игре? (2:3)
2. Сообщение темы и цели урокa.
3. Словарная работа.
Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает».
На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых
вставлен лишний слог: сарипог, оперсина, гширамм, восугрона. (Сапог, осина, грамм, ворона. )
- Сравните слова по согласным звукам.
- Какое слово лишнее? Почему? (В слове осина есть мягкий согласный [с'], в остальных словах все согласные звуки твердые.)
- Как обозначена мягкость согласного [с'] в слове осина?
- Какое из этих слов нельзя перенести с одной строки на другую? (Грамм.) .
- Измените это слово так, чтобы его можно было перенести,
использовав правило о переносе удвоенной согласной. Запишите это слово, разделив его для переноса (грам-мы).
4. Физминутка.
5. Повторяем то, что знаем.
1. Письменный опрос.
а) Запишите строчные гласные буквы, которые на письме обозначают мягкость согласных звуков.
б) Какие согласные звуки не нуждаются в этих гласных буквах
для обозначения мягкости на письме? Запишите их (щ, ч, й).
в) Какие согласные звуки в любых ситуациях остаются твердыми?
2. Упр. 24, с. 24. Выполняется по заданию.
Образец записи: Осы, ослик, осина, окна, око, он, они, орёл. Ос-лик,
оси-на, ок-на.
- Составьте шуточное предложение по рисунку в верху страницы, использовав слова из упражнения 24. Выполните схему предложения. (От злых ос прямо на осину мчался ослик с буквой «о».)
3. Беседа по рисунку на с. 24 (внизу).
- Какое слово составили игрушки?
- Как слово осина они решили перенести?
- Какое правило переноса Эле и Дракоше надо повторить?
Расскажите его.
_ Доволен ли будет вашим ответом Карандаш?
4. Упр. 25. с. 25. Выполняется самостоятельно, проверка коллек-
тивная.
Образец записи: У до-рож-ки в тpa-ве си-дит зай-чик.
(Все слова в этом предложении делятся для переноса, кроме предлогов. В словах дорожки, в траве, сидит, мягкость согласных на письме обозначена гласными буквами и, е.)
6. Физминутка.
5. Работа по рисунку на с. 25.
- Зачем игрушки надели маски?
- Какую сказку они вспомнили? («Заячья избушка», «Лиса и заяц»
- Озвучьте этот отрывок из сказки. (Как лиса попросилась зайцу в домик.)
- Запишите слова: лисица, заяц.
Разделите их для переноса. Обозначьте цветными точками соответствующие звуки.
- Почему в слове заяц звуков больше, чем букв? Запомните
написание слова заяц.
7.Итог урока.
- Какие правила переноса слов с одной строки на другую вы знаете?
- Прочитайте слоги в рамочке (в тетради на с. 14).
- Какие согласные звуки в этих слогах? Запишите в квадратных
· скобках эти звуки так: [н' о], [с' э], [р' и], [м' а], [л' у].
Тема урока: Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.
Ход урока:
1.Чистописание.
1. Рассмотрите зонтики в тетради на с. 14. Какие элементы букв вы увидели на этом рисунке?
Нарисуйте еще два зонтика. Заштрихуйте их.
2. Послушайте строчки из стихотворения А. Шибаева и определите
тему чистописания.
Буква э на с дивится,
Словно в зеркало глядится:
Сходство есть наверняка,
Только нет языка.
- Чем похожи и чем различаются строчные буквы с и э. Напишите эти буквы.
- Какие есть еще сочетания и слова на этих строчках? Где используется нижнее соединение?
- Как почтительно обращаются к мужчине в Англии, Америке?
(Сэр.)
- Кто такой мэр? (Глава города.)
Напишите сочетания и слова.
3. Чтение слов, их запись.
Самостоятельное выполнение заданий с записанными словами.
а) Подчеркните слово, состоящее из одного слога.
б) Обведите в зеленый овал то слово, которое нельзя перенести Коллективная проверка.
4. Упражнения для самоконтроля.
Мы играем в буквобол,
Не в хоккей, не в волейбол.
Все ребята-игроки
Забивать будут голы.
В те ворота, что левее,
Буква лучшая влетит.
В сети справа остальные
Можно запросто забить.
Ни секунды не теряйте,
Голы, ребята, посчитайте.
(У одиночных букв с и э, их всего пять. Дети рисуют стрелку по направлению ворот: если бvква красивая, написана правильно, то
стрелка указывает влево (э, с), если буква не получилась, то над ней
стрелка направлена вправо (э, с). Каких букв больше? Каков счет в
игре? (2:3)
2. Сообщение темы и цели урокa.
3. Словарная работа.
Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает».
На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог: сарипог, оперсина, гширамм, восугрона. (Сапог, осина, грамм, ворона.)
- Сравните слова по согласным звукам.
- Какое слово лишнее? Почему? (В слове осина есть мягкий согласный [с'], в остальных словах все согласные звуки твердые.)
- Как обозначена мягкость согласного [с'] в слове осина?
- Какое из этих слов нельзя перенести с одной строки на другую? (Грамм.) .
- Измените это слово так, чтобы его можно было перенести,
использовав правило о переносе удвоенной согласной. Запишите это слово, разделив его для переноса (грам-мы).
4. Физминутка.
5. Повторяем то, что знаем.
1. Письменный опрос.
а) Запишите строчные гласные буквы, которые на письме обозначают мягкость согласных звуков.
б) Какие согласные звуки не нуждаются в этих гласных буквах
для обозначения мягкости на письме? Запишите их (щ, ч, й).
в) Какие согласные звуки в любых ситуациях остаются твердыми?
2. Упр. 24, с. 24.
Образец записи: Осы, ослик, осина, окна, око, он, они, орёл. Ос-лик,
оси-на, ок-на.
- Составьте шуточное предложение по рисунку в верху страницы, использовав слова из упражнения 24. Выполните схему предложения. (От злых ос прямо на осину мчался ослик с буквой «о».)
3. Беседа по рисунку на с. 24 (внизу).
- Какое слово составили игрушки?
- Как слово осина они решили перенести?
- Какое правило переноса Эле и Дракоше надо повторить?
Расскажите его.
_ Доволен ли будет вашим ответом Карандаш?
4. Упр. 25. с. 25.
Образец записи: У до-рож-ки в тpa-ве си-дит зай-чик.
В словах дорожки, в траве, сидит, мягкость согласных на письме обозначена гласными буквами и, е.)
6. Физминутка.
5. Работа по рисунку на с. 25.
- Зачем игрушки надели маски?
- Какую сказку они вспомнили? («Заячья избушка», «Лиса и заяц»
- Озвучьте этот отрывок из сказки. (Как лиса попросилась зайцу в домик.)
- Запишите слова: лисица, заяц.
Разделите их для переноса. Обозначьте цветными точками соответствующие звуки.
- Почему в слове заяц звуков больше, чем букв? Запомните
написание слова заяц.
7.Итог урока.
- Какие правила переноса слов с одной строки на другую вы знаете?
- Прочитайте слоги в рамочке (в тетради на с. 14).
- Какие согласные звуки в этих слогах? Запишите в квадратных
скобках эти звуки так: [н' о], [с' э], [р' и], [м' а], [л' у].
са ри пог
о пер си на
г ши рамм
во суг ро на
15