Интегрированный урок в 1 классе С.А. Есенин. Черемуха. Перенос. Правила переноса
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Предмет.
Русский язык – чтение (интегрированный)
Класс, профиль.
1 «Б» класс, эстетический
Ф.И.О. педагога.
Юркова Екатерина Юрьевна
Программно-методическое обеспечение:
программа
Программа развивающего обучения по системе академика Л.В. Занкова
использованные учебники
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. / Под редакцией Чураковой Н.А. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1 класса – М.: Просвещение, 2000.
использованные мультимедийные ресурсы.
Тема урока.
С. Есенин. Черемуха.
Перенос слов. Правила переноса.
Цели:
вовлечение детей в образный и красочный мир языка стихотворения; на материале стихотворения – уточнение знаний детей об особенностях переноса, формирование умения обосновывать перенос слов;
развитие творческого воображения;
воспитание любви к родной природе.
Оборудование.
Портрет С.А. Есенина, полный текст стихотворения на листах для каждого ребенка, иллюстрации, слайды на диске.
Ход урока.
1. Вводная беседа.
Какое время года на дворе? (ответы детей)
Да, весна, прекрасное время года, когда происходят удивительные превращения в природе. Всё прелестно вокруг.
Весна пришла! Слайд № 1
Сосульками карнизы украшая,
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Как вы думаете, дети, это приметы какой весны, ранней или поздней?
А кто из вас знает приметы поздней весны?
У поздней весны есть знаменательный момент – цветение черемухи; начинается оно недели через две после появления у черемухи листьев. И стоит дерево белое и пушистое, как облако, опустившееся на землю.
И л л ю с т р а ц и я!
2. Портрет С.А. Есенина, на слайде № 2 – годы жизни поэта.
С.А. Есенин (1895 – 1925) – русский поэт, перу которого принадлежали замечательные поэтические произведения. Очень многие свои стихи поэт посвящал изображению родной природы. В 1915 г. (более 90 лет назад!) Есенин подготовил для детей сборник стихов, который он назвал «Зарянка». В этом сборнике он рассказывает вам, маленьким читателям, о родной природе – о том, как «поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка»; о зимней берёзе, у которой «на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой»; о душистой черемухе, которая «с весною расцвела»
1. Чтение учителем полного текста стихотворения. (Дети слушают)
Понравилось? Хотите ещё раз послушать?
2. Повторное чтение учителем.
(после паузы) Какие слова и выражения помогают вам представить красоту черемухи?
Как называются такие выражения?
А какое время суток рисует поэт? Почему?
Какие слова и выражения указывают на это? Найдите их в тексте (ветки золотистые, роса, зелень золотистая на солнышке блестит).
3. Словарная работа.
Слайд № 3
Проталинка, гремучая(волна) , вкрадчиво, круча, жемчуг.
, 4. Чтение детьми по четверостишиям.
Обратите внимание на чередование картин:
черемуха – ручей – черемуха – ручей.
Что можно представить? (Между ними идет тёплый душевный разговор).
Прочитаем так, как будто идет этот разговор. (Про черёмуху – девочка, про ручей – мальчик).
Что увидели? Что услышали?
– Слово ёмко и незаменимо в литературном произведении. Слово требует к себе бережного отношения.
Слайд № 4 КУДРИ
делим на слоги: куд-ри – деление плавное, как лёгкая волна набежала.
а если «ку-дри»? – резко, как камушек упал.
Чтобы сохранить красоту слова, надо научиться правильно переносить слова, не рвать, как придется, а естественно, гармонично делить на части.
Учитель читает наизусть:
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
где ключевое слово?
А как слово можно поделить на слоги? (ру-чей)
Сколько слогов?
Как узнали?
Кто из вас вспомнит, как можно переносить слова с одной строки на другую?
Да, существуют правила переноса.
На магнитной доске – таблички с правилами.
А как это правило сформулировано в учебнике? (С. 20-21)
Почему нельзя одну букву оставлять на строке? (ей грустно, плохо быть одному)
– Вернемся к стихотворению. Перечитаем?
Назовите главного героя повествования.
Слайд № 5 ЧЕРЁМУХА
Найдите строчки, в которых говорится о черёмухе, её наряде, цвете.
Какие слова автором повторяются дважды? (душистая, золотистая)
Как вы думаете, почему поэт это сделал? (чтобы показать весеннюю черемуху, в её белом наряде, освещённую солнцем)
А есть ещё лирический герой в этом стихотворении?
Слайд № 6 РУЧЕЙ
Какой он? (как живой, бежит, струится, поёт)
Дети, я думаю, есть ещё один герой, Это сама природа, создательница красоты.
Слайд № 7 ПРИРОДА
Физминутка! (массаж пальчиков)
1. – Запишем эти слова в тетрадях. (с комментированием)
что расскажете о словах? (вопрос «что?», обозначают предмет, количество слогов)
подберем однокоренные слова (черёмушка, черёмуховый, ручеёк, природный)
2.– Как же можно их перенести?
Запишем: че-рё-му-ха, ру-чей, при-ро-да.
Слово делится на части, Слайд № 8
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Слайд № 9
ТА, ПРО, ЛИН, КА ПЕ, КА, СЕН
как вы думаете, какие слова здесь записаны?
ПРОТАЛИНКА ПЕСЕНКА Слайд № 10
из скольких слогов они состоят?
запишем эти слова, разделяя их чёрточкой для переноса:
про-та-лин-ка, пе-сен-ка.
Как же мы переносим слова? Молодцы!
– А теперь прочитаем ещё раз удивительное стихотворение С.А. Есенина. Не забывайте в конце предложений делать паузы. Читайте неторопливо, мелодично.
Какие строчки особенно понравились вам?
А я предлагаю вам записать последние две строчки:
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
что расскажете?
все ли слова в этом предложении можно разделить для переноса? Подчеркнем слова, которые нельзя переносить.
Подведение итогов урока.
Итак?
- ДОМА подготовьте сообщение о пользе этого удивительного растения – черёмухи
Приложения.
Текст стихотворения для каждого ребенка.
Презентация (слайды).
(см. ниже)
ЧЕРЁМУХА.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы
А рядом у проталинки,
В траве между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке блестит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
NЗаголовок 1NЗаголовок 2FЗаголовок 3XЗаголовок 4NЗаголовок 5TЗаголовок 6<Заголовок 715PВерхний колонтитулRoweRRC:\Катя\Урок в системе развивающего обучения\Копия Форма написания плана урока.docRoweRRC:\Катя\Урок в системе развивающего обучения\Копия Форма написания плана урока.docRoweRRC:\Катя\Урок в системе развивающего обучения\Копия Форма написания плана урока.docRoweRRC:\Катя\Урок в системе развивающего обучения\Копия Форма написания плана урока.docRoweRRC:\Катя\Урок в системе развивающего обучения\Копия Форма написания плана урока.docRoweRRC:\Катя\Урок в системе развивающего обучения\Копия Форма написания плана урока.docRoweRђG:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Юркова Е.Ю. С. Есенин. Черемуха.Перенос слов. Правила переносаRoweRђG:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Юркова Е.Ю. С. Есенин. Черемуха.Перенос слов. Правила переносаRoweRpC:\Катя\Урок в системе развивающего обучения\Юркова Е.Ю. С. Есенин. Черемуха.Перенос слов. Правила переноса..docRoweRpC:\Катя\Урок в системе развивающего обучения\Юркова Е.Ю. С. Есенин. Черемуха.Перенос слов. Правила переноса..doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·