Конспект урока по русскому языку на тему Перенос слова. Правила переноса (2 класс)


Русский язык, 2 классТема: Перенос слов. Правила переноса.
Цель: закреплять правила переноса слов с одной строки на другую и умение применять их на письме;
развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, память, мышление;
воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи, умение работать коллективно и индивидуально.
Тип урока: урок – сказка.
Оборудование: учебник, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, ч. 1,тетрадь, иллюстрации с изображением, Емели, ёжика, зайца, русалочки, водяного, мешочек с карточками.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня у нас не обычный урок. Это урок- сказка. Вместе со сказочным героем мы закрепим навыки переноса слов.
Загадка
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец? (Емеля)
- Ваше задание: внимательно слушать, помогать герою сказки во всех заданиях, преодолевать все препятствия.
-Какими нам необходимо быть, чтобы выполнить эти задания?
3. Повторение и закрепление изученного материала.
- Собрался наш Емеля во дворец, путь далёк лежит. Идёт полем, идёт лугом. Повстречался ему ёж.
Пальчиковая гимнастика. Ёжик.
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
/ Поочередно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь, постукивают кулачками по столу, поочерёдно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем./Минутка каллиграфии.
Ее Ее Ее Ее Ее Ее Ее Ее ЕеЕм Ем Ем Ем Ем ел ел ел ел ел- Повторение правила переноса. Дети, вспомните как переносится часть слова с одной строки на другую, если это слово не вмещается на строке?
- Найдите слова, которые можно переносить по разному. Запишите все возможные варианты.
Пенал, карандаш, книга, линейка, мел, картина, ребята.
Самостоятельная работа. Слова, которые переносить нельзя.
Смотрит Емеля и видит на пути озеро. А в озере Русалочка играет с рыбками
Окунь, щука, карп, язь, лещ, карась, сом, пескарь
Найдите те слова, которые нельзя переносить, запишите их.
Работа с учебником упражнение № 111, страница 72.
Идёт Емеля дальше, а впереди густой лес. Деревья всё выше и выше, а лес всё гуще и гуще. Заблудился Емеля, сел на пенёк и загрустил.
Как найти дорогу во дворец? Смотрит, а из-за куста выглядывает зверёк.
Кто это? (Показываем изображение зайца). Емеля попросил зайчика помочь ему найти дорогу. Зайчик согласился, но предложил следующее задание.
- Прочитайте. Почему зайчат так называют: настовички, листопаднички?
Выпишите слово с такими признаками:
Слово отвечает на вопрос кто?
В слове 4 слога, второй слог ударный;
Первый слог при переносе слова нельзя оставить на строке. (Охотники)
Физминутка. Зайчик
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать (ходьба на месте)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (прыжки на месте)
Зайка маленький устал,
Хочет спрятаться в кустах. (ходьба на месте)
Замер зайчик средь травы,
А теперь замрем и мы! (дети садятся)
Работа в группах. Мешочек со словами.
Шагает Емеля дальше. Впереди топкое болото. Сидит в болоте Водяной. Показал он мешок, а в мешке карточки со словами. Эти слова необходимо разделить для переноса. Растерялся Емеля, просит у нас помощи.
1 группа. Подарки, доброта, весёлый, книга, дружба .2 группа. Калина, волки, ельник, угольки, лейка.
3 группа. Урожайный, рябина, улица, руки, рельсы.
4 группа. Берёза, крыша, уголок, стройка, платок.
5 группа. Беседа, сестра, осина, муравейник, радуга.
Пришел Емеля во дворец. Видит царь сидит на троне, а рядом его дочь – царевна. Просит Емеля царя выдать за него царевну замуж. Задал царь Емеле задание. Нам необходимо ему помочь.
- Прочитайте, определите тему текста.
Словарная работа. Упражнение 113, стр. 73.
Посу́да – хозяйственная утварь, предназначенная для еды, питья, хранения продуктов.
Составьте предложение со словом посуда.
Как можно перенести слово посуда?
О какой посуде говорится в тексте?
Какая бывает посуда?
Подумайте, является ли слово берёзовая(кора) и берестяная (посуда) однокоренными? Объясните свой ответ.
Развитие речи. Дифференцированное задание.
Напишите ответы на вопросы.
Что такое береста? (отвечает 1 ряд)
Что делали из неё люди? (отвечает 2 ряд)
Что хранили в берестяной посуде? (отвечает 3 ряд)
- Ребята, скажите, какое слово не вместилось на одной строке и вам пришлось перенести часть слова на другую строку. Как вы это сделали?
4. Рефлексия.
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Домашнее задание.
Упражнение 112, стр. 73.
Итог урока
Была свадьба и был пир на весь мир! Емеля благодарит вас за помощь.
Спасибо за работу.