Роль игры в развитии фонематического слуха и восприятия
Роль игры в развитии фонематического слуха и восприятия
Развитие фонематического слуха и восприятия проходят в 7 этапов, начиная с игр на узнавание неречевых звуков, до развития элементарного звукового анализа.
Первые 2 этапа с использованием звучащих игрушек и предметов.
3 этап. Игры на различение слов, близких по звуковому составу. Н., Чем отличаются слова КОТ и КРОТ? Какой звук надо добавить к слову КОТ, чтобы получилось слово КРОТ?
Чем отличаются слова ЕЛЬ –ЩЕЛЬ? (Оля-Коля, сто-стол, вол-волк, стол-столб, игры-тигры, кошка-крошка, утки-сутки.)
Игра «Подумай и скажи». Я показываю игрушки (мишка, зайка, лисичка). Будем подбирать слова, сходные по звучанию к названиям игрушек. Я говорю: «Лисичка-сестричка, а вы какие слова добавите?» (Дети: синичка, невеличка, певичка). К слову «Зайка» ( лайка, майка, сайка, попрыгайка, побегайка.) Подобрать слова, сходно звучащие со словом «мишка». (Дети: шишка, фишка, малышка, мартышка, мышка).
Игры «Доскажи словечко» есть на все поставленные звуки.
Например на звук «Ч»:
А горы всё выше, а горы всё круче,Сверху солнышко печёт,
А горы уходят под самые… (тучи).А внизу река … (течёт).
На звук «Щ»:
Как у нашей дочкиЯ сегодня сбилась с ног,
Розовые … (щёчки). У меня пропал… (щенок).
4 этап.Игры на развитие речевого слуха и внимания.
Н., «Буква заблудилась».
«Неизвестно, что случилось, только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться…»
Надо определить на слух какое слово не подходит по смыслу? Какое другое слово должно стоять вместо него? Какими звуками отличаются эти слова? Где стоят звуки, отличающие их?
«Тает снег. Течёт ручей.«Жучка буДку не доела:
На ветвях полно Врачей».Неохота. Надоело».
«На болоте нет дорог. «На пожелтевшую траву
Я по коШкам – скок да скок». Роняет леВ свою листву».
«Куклу выронив из рук, «Говорят, один рыбак
Маша мчится к маме: В речке выловил башмак.
-Там ползёт зелёный Лук Но зато ему потом
С длинными усами!...» На крючок попался Дом!»
5 этап. Игры на различение слогов.
«Рассели картинки по домикам». На столе домики одно,- двух,- трёх,- четырёхэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики.
«Разложи картинки в два ряда» (картинки разной слоговой структуры).
«Отстукивание слогов». Напомнить ребёнку, что каждое слово можно отстучать, отхлопать, прошагать по количеству слогов: ма-ши-на, ба-ра-бан, дом. Выделить ударный слог.
Составить слово из слогов, данных в беспорядке : та, ка, пус (капуста); воз, ро, па (паровоз); ка, мар (марка).
Игра «Цепочки слов» - аналог всем известной игры «в города». Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз и т. д. Есть подобранные картинки для цепочек слов на звуки Ж, Ш,Ч, Щ, С, З и др.
6 этап. Дифференциация фонем.
Начинать нужно с гласных звуков. Детям раздаю кружки трёх цветов. Красный кружок соответствует звуку А, жёлтый – звуку У, зелёный – звуку И. В ряд гласных включаю и другие звуки, например, А, О, Э, Ы, на которые дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.
Игра «Скажи наоборот». Кость – гость, сайка – зайка, цвет – свет.
7 этап. Игры на развитие звукового анализа и синтеза.
Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения, помогают постепенно перейти от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом слов. И формирование звуко-буквенного анализа провожу с детьми на игре «Речевой компьютер». Дети уже знают буквы и пространственные понятия: слева, справа, середина, над, под, между. Необходимым требованием к игре является проговаривание заданий один раз. На первых двух занятиях это будет трудно, но позднее внимание становится устойчивым, целенаправленным, дети запоминают задания в несколько логических действий с одного раза.
В данной методической разработке предлагается поэтапное овладение
«Компьютером», что соответствует постепенному, доступному (по принципу: от простого к сложному) усвоению звуко-буквенного анализа.
Например, раздаю детям карточки, расчерченные на девять частей.
1.Даю задание посчитать клеточки слева-направо.
2.СОР – последний звук во второй клеточке.
3.ВЫШКА – второй звук под буквой Р.
4.СТОЛ – последний звук в шестой и девятой клеточке.
5.ЛЮСТРА – в левом верхнем углу второй звук.
6. ВЕДРО – последний звук в восьмой клеточке.
7. ВАЗА – второй звук в правом верхнем углу.
8. ПЛАН – в пустой клеточке нижнего ряда первый звук.
9. ГНОМ – последний звук поставить между Ю и П.
ЗАДАНИЕ: прочитать слова. Составить из них предложение.
При работе с «речевым компьютером», расчленяя и вновь конструируя слова, старшие дошкольники упражняются в скорости мыслительных процессов, в умении организовать себя, работая в коллективе, сосредотачиваясь на главном, в умении самостоятельно сделать выбор. Эта работа закрепляет навык звукового анализа слов, увеличивает пассивный и активный словарь, воспитывает уверенность в себе.