Самоанализ занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте в старшей группе дошкольного общего образования для детей с ЗПР на тему Звук и буква В. Анализ обратных слогов


КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
Самоанализ
занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте в старшей группе дошкольного общего образования
для детей с задержкой психического развития
на тему:
«Звук и буква В. Анализ обратных слогов»
учитель-дефектолог
Давыдова Ирина Васильевна
Февраль 2016 г.
Самоанализ
занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте в старшей группе дошкольного общего образования
для детей с задержкой психического развития
на тему «Звук и буква В. Анализ обратных слогов»
Данное занятие является частью системы занятий по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Тип занятия по цели организации: занятие по закреплению знаний, умений и навыков.
Цель: закрепление звука в, буквы В, навыков звуко-буквенного анализа обратных слогов.
Задачи:
1. Образовательные: закрепить артикуляцию и характеристику звука [в], понятия: «гласный звук», «согласный звук», «звонкий согласный звук», «звук и буква», умение различать звуки [в]- [в]` по твёрдости-мягкости в слогах и словах, букву В; упражнять в условном обозначении гласных и согласных звуков звуковыми символами (фишками), в звуко-буквенном анализе обратных слогов, в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, формы мн. ч существительных, Р.п. мн.ч. сущ.
2. Коррекционно-развивающие: развивать произвольное внимание, фонематическое восприятие, память, мышление (аналитико-синтетическую деятельность), пальцевую моторику, речевую функцию, общеучебные умения и навыки.
3. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебным занятиям.

Успешность обучения зависит от эмоционального благополучия (комфорта) ребёнка, от правильной организации совместной деятельности ребёнка и взрослого. Поэтому старалась вовлечь и включить ребёнка в такую работу с первых же минут занятия. Организационный момент, который использовался, направлен на создание положительных эмоций, которые в свою очередь способствуют формированию желания учиться, т.е. учебной мотивации, что очень ценно и важно для дальнейшего обучения.
Коррекционную направленность начала занятия обеспечила игра «4-й лишний», цель которой: развитие произвольного внимания, памяти и мышления, в частности аналитико-синтетической деятельности. Эта игра позволила активизировать высшие психические функции (ВПФ), а именно те познавательные процессы, которые были необходимы ребёнку для успешного восприятия и усвоения дальнейшего материала.
Известно, что изучение или закрепление материала всегда должно базироваться на основе повторения пройденного, т.е. актуализации прежних знаний. На этом этапе занятия основной акцент всегда делаю на работу с гласными звуками, ведь именно они несут слогообразующую функцию (выделение, узнавание по звуковым символам, общая характеристика гласных звуков, пение отдельных звуков, а также звукокомплекса из 3 изученных гласных звуков «звуковая дорожка»). Здесь я использовала элементы компьютерных технологий и методику Ткаченко Т.А.: методика сочетания координированных движений пальцев рук с произнесением гласных звуков, т.е. ребёнок проговаривал гласные звуки в сочетании с движениями пальцев рук, которые символизировали движения губ («разговаривал» пальцами), произносил гласные звуки с опорой на зрительный и тактильный контроль. Движения пальцев рук для проговаривания гласных звуков использовала и в качестве голосовых упражнений (звуковая распевка). Такая целенаправленная и систематическая работа является профилактикой и предупреждением дальнейших ошибок при чтении и письме. Кроме того, когда ребёнок поёт, это даёт хорошую нагрузку губам, нёбно-глоточному кольцу, гортани; в работу включаются лёгкие и диафрагма, в результате чего развивается речевое дыхание.
Тема занятия определена проблемно-поисковым способом и доведена в занимательной форме. Ребёнок отгадал загадку, которая позволила плавно перейти непосредственно к самой теме. Считаю, что такая игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает интерес к ней, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание ребёнка к изучаемому звуку и букве, которой он обозначается.
Остановлюсь на методах и приёмах, которые использовались в ход реализации самой темы занятия. Это, прежде всего, интонационное выделение звуков, что является базой осуществления любого звукового анализа. Особое внимание уделяла артикуляции и характеристики звуков (секреты звука в). Это тоже основное средство при работе над звуковым составом слогов, слов. В процессе этой работы у детей постепенно создаются чёткие речедвигательные образы звуков, в результате чего им легче дифференцировать звуки: гласные-согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие.
Однако все эти понятия для дошкольника абстрактны. Для того, чтобы облегчить их осмысленное запоминание и увеличить объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, использовала элементы мнемотехники (мнеморяд). Её суть заключается в следующем: на каждое понятие (слово) используются картинки-опоры, которые добавляют визуальный анализатор, который в свою очередь прекрасно компенсирует недостаточно развитый фонематический слух.
Самым эффективным способом использования таких наглядных опор я считаю не показывать ребенку готовую карточку, а вовлечь малыша в ее изготовление, то есть он сам вырезал чёрный квадрат, мы вместе наклеивали картинки-ассоциации (колокольчик, камень, вата) для запоминания секретов звука в. Таким образом, все секреты звука изобразили наглядно-образно. Глядя на эти опорные картинки-запоминалки, ребёнку легче вспоминать изучаемые понятия.
При работе по различению звуков по твёрдости-мягкости применяла приёмы телесноориентированной техники, в частности биоэнергопластики: способ «растяжки» – чередование напряжения и расслабления в кистях рук (камень - вата), что нормализуют гипертонус и гипотонус ручных мышц и подготавливает руку ребёнка к письму.
В связи с тем, что отработка умений и навыков идёт сначала на наглядной основе и постепенно осуществляется переход от «внешних» (практических) действий к умственным, то игра «Камень-вата» выполнялась на разных уровнях сложности, т.е. отработка умения различать звуки по твёрдости-мягкости в слогах проводилась в двух вариантах: сначала с опорой на предметные символы, а затем задание выполнялось уже в умственном плане без использования готовых наглядных опор.
Проводила работу над зрительным образом букв, включающую: анализ пространственного расположения её элементов, узнавание и выделение среди других. Использовала технику изо-терапии: рисование буквы В на манке.
В заключительной части занятии ребёнок моделировал звуко-буквенный состав обратных слогов (слов). Это очень трудный вид мыслительной деятельности, требующий умения анализировать и синтезировать. Для развития познавательного отношения к языку использую такие виды заданий, как «превращение»: как один слог превратить в другой? Что нужно сделать, чтобы слог АВ превратился в УВ и т.д.
При чтении слогов, зашифрованных в цветных геометрических формах, использовались элементы технологии ТРИЗа (теории решения изобретательных задач).
Таким образом, в течение занятия у ребёнка происходила обработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех его анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных), в результате чего сенсорный опыт в области русского языка развивается и совершенствуется.
Обучение проводилось на основе активных способов познания, продуктивной обработке информации, а именно использовала деятельностный подход, наглядно-действенную и предметно-практическую деятельность, что способствует более осознанному и прочному усвоению учебной информации и является обязательным условием обучения детей с ОВЗ.
Старалась обеспечить динамичность восприятия (задания по нарастающей трудности, предусматривающие «пошаговость» от простого к сложному; смен видов деятельности, способов поддержки: сначала вместе, затем – сам, т.е. навыки отрабатываются путём поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной; закрепление одного и того же навыка на разном материале, что кроме того способствует и развитию познавательной активности). Форма проведения занятия - игровая. Известно, что слабая познавательная активность, недоразвитие познавательной деятельности в целом характерно для детей с ЗПР. Интерес к окружающему миру, к процессу познания слабый, поверхностный, фрагментарный. В связи с этим старалась активизировать познавательный интерес как средство развития мотивационного компонента деятельности за счёт использования игровых и занимательных моментов.
Активный двигательный режим, динамичная пауза, гимнастика для глаз, пальчиковые упражнения способствовали эдоровьесбережению ребёнка. Физкультминутка связана с темой занятия и являетя переходным мостиком к следующей его части.
В ходе занятия были реализованы межпредметные связи: связь со всеми разделами адаптированной программы: развитие элементарных математических представлений, развитие речи и ознакомление с окружающим, прослеживалась воспитательная направленность.
С целью повышения осознанности закрепляемого материала работа по развитию речевых умений и навыков вплетена в процесс развития мыслительной деятельности. Таким образом, непосредственная работа по развитию речи пронизывала весь ход занятия: лексико-грамматическая работа, развитие навыков связной речи, контроль за правильным произношением поставленных звуков.
Характер учебных заданий: коррекционно-развивающий. Т.е. все учебные умения и навыки закрепляла и отрабатывала на основе формирования у ребёнка приёмов умственной деятельности, развития ВПФ (коррекционный компонент).
При подведении итогов занятия определяли его результативность и практическую значимость: чему научились? А самое главное: зачем нужны эти знания, как их можно применить в жизни? Использовались приёмы рефлексии для дошкольников: самооценка деятельности по её результатам. с помощью жестов и движений.
В заключительном «аккорде» занятия прозвучала индивидуальная положительная оценка (внимателен, послушен и старателен) и позитивный настрой на дальнейшее обучение.
Считаю, что задачи занятия полностью реализованы, цель достигнута. Ребёнок заинтересован, активен. Адекватность ответов свидетельствует о хорошем усвоении материала. На основе собственного сенсорного опыта выделяет существенные признаки двух основных групп звуков русского языка – гласных и согласных, различает звуки по твёрдости-мягкости, умеет определить звонкий звук или глухой, владеет навыком обозначения звуков звуковыми символами (фишками), навыками звуко-буквенного анализа обратных слогов, знает изученные буквы, читает обратные слоги. У ребёнка постепенно формируются и общеучебные умения и навыки: умение действовать в соответствии с учебной инструкции, в соответствии с образцом, умение анализировать, обобщать, сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, первоначальные навыки самостоятельной работы, навыки самоконтроля, что способствует успешной подготовки ребёнка к дальнейшему школьному обучению.
Таким образом, намеченный план выполнен полностью, задачи реализованы в полном объёме.