Предупреждение неуспеваемости-развитие фонематического анализа и синтеза

Развитие фонематического анализа и синтеза – своевременное предупреждение неуспеваемости.
1 класс

Дети, у которых наблюдаются нарушения произношения (смешение и замены фонем) сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия. В связи с этим у них возникают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом слова, а как результат- неуспеваемость по письму.
Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.
Раннее выявление детей с фонетико – фонематическим недоразвитием и оказание им помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию и своевременно предупреждать неуспеваемость учащихся. Борьба с неуспеваемостью особо актуальна в свете реализации Основных направлений реформы основной и профессиональной школы.

Коррекционная работа ведется по следующим этапам:

Первый этап. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

Второй этап. Вычленение звука из начала и конца слова:
- вычленение первого ударного гласного из слова;
- вычленение последнего ударного гласного из слова;
- Вычленение первого согласного из слова;
- определение последнего согласного в слове;
- определение последнего места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Третий этап. Определение последовательности звуков в слове.

Четвертый этап. Определение количества звуков в слове.

Пятый этап. Определение места звука по отношению к другим звукам.

Первый этап. Выделение (узнавание )звука на фоне слова

Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие занятия:
повторить вслед за учителем слова с заданным звуком, показать карточку с соответствующей буквой;
показать карточку с буквой, если в слове есть соответствующий звук;
отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук;
назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть указанный звук;
добавить слог с указанным звуком, чтобы получилось слово.
Например: го(Ра), ко(Ра), вед(Ро), ша(ры), топо(ры), забо(ры), кома(ры).
Учитель предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук;
выделить из предложения слово включающее в себя данный звук, и показать соответствующую карточку с буквй;
дополнить предложение словами, в которых имеется названный звук (с опорой на картинки). Например, учитель называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на определенный звук (р) и дополняют предложения соответствующими словами:
Мама посадила на грядке(свекла, лук, морковь). В цирке мы видели(лев, тигр, слон). На клумбе расцвели(тюльпаны, маки, розы).
В начале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.
8) Игра «Лото».
Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие в себя названный звук и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквами или без буквы, обозначающие звук. Учитель называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии указанный звук, и закрывают картинку квадратиком с буквой, и цветным квадратиком, если в слове нет данного звука.

Второй этап. Вычленение звука из начала и конца слова

Вычленение первого ударного гласного из слова.

Определить первый звук в словах: ослик, искра, ужин, узел, обувь, уголь, окна, осень, осы, улей, аист, иней, яблоко, имя.
Выбрать картинки, названия которых начинаются с ударных гласных (а, о, у). Предлагаются картинки, на которых нарисованы мышка, окно, астра, осы, улица, аист, улей, утка, азбука, угол и т.д.
Подобрать букву к картинке, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного, например: ослик, утка, астра и т.д.
Игра «Цепочка слов».
Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего. Например:
Окно – Оля – яблоку
Назвать слова, начинающиеся с ударного гласного звука.

Вычленение последнего ударного гласного из слова.
Определить последний звук в словах: окно, пила, гора, трава, цветы, часы, среда, труба, носки.
Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о и др.). Предлагаются картинки, на которых нарисованы окно, оса и т.д.
Подобрать букву к картинке, соответствующую последнему звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых заканчиваются ударными гласными.
Игра «Лото».
Предлагаются карточки с картинками. Учитель называет слово, ученик закрывает картинку карточкой с буквой, которой слово заканчивается. Например: картина с изображением окна закрывается карточкой с буквой о.
Рассмотреть рисунки. Показать предметы, названия которых оканчиваются ударным гласным звуком.

Вычленение первого согласного из слова.
Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука.
Выбрать только те предметные карточки, названия которых начинаются с заданного звука.
По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.
Изменить первый звук слова, Учитель называет слово, дети определяют первый звук. Далее им предлагается заменить первый звук в слове на другой. Например: в слове гость звук (г) на (к); в слове карта заменить звук (к) на звук (п); в слове моль звук (м) на звук (с) и т.д.
Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.
Два березовых коня
По снегам несут меня,
Кони эти рыжи,
И зовут их (лыжи).

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
Лото «Необычные цветы».
На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.
Игра «Найди картинку».
Детям предлагаются две карточки. На одной нарисован предмет, другая – пустая. Они называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят карточку с соответствующей буквой и кладут ее между карточками. Затем выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку.

Определение конечного согласного в слове.
Определение конечного согласного проводится сначала на обратных слогах, например: ум, ам, ах, ус и т.д.
В дальнейшем вычленение конечного согласного производится в словах типа дом, сам, сук, суп, мох и т.д.
При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звуков.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова).
Разложить в три ряда картинки в названии которых есть, например, звук (л): в первый ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, во второй – средне, в третий – в конце слова. Предлагаемые картинки: лампа, полка, лыжи, лось, луковица, пол, мыло, голубь, пенал и т.д. (аналогичные задания и с другими звуками).
Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова.
Подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова.
Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце слова.
Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы и т.д., названия которых начинаются на заданный звук и оканчиваются этим звуком.
Назвать животных, овощи, растения, цветы и т.д., в названии которых заданный звук находится в конце или середине слова.
По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются на заданный звук.

Третий этап. Определение последовательности звуков в слове
Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте, например: придумать слова, в которых звук (к) был бы на первом месте (кот, каша, капуста), на втором месте (окно, школа), на третьем месте (мак, сук).
Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.
По сюжетно картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.
Подобрать слова с определенным количеством звуков. Например, с тремя звуками (дом, дым, лак, рак, мак), с четырьмя звуками (роза, лапа, козы, косы), с пятью звуками (сахар, банка, кошка, полка) и т.д.
Составить из данного слова несколько других: ствол (стол, вол); крапива (ива, пар, парк, рак, икра, арка, рак); картинка (тина, кит, рана, нитки, карта, танк) и др.
Игра «Радист».
Учитель дает картинку одному из учащихся. Первый ученик, не показывая картинки, должен по звукам продиктовать название предмета, изображенного на ней. Второй ученик при этом записывает буквы и читает полученное слово.
Учитель дает «радирующему» сюжетную картинку и задание – передать определенное количество слов. Другой ребенок принимает «радиограмму» и зачитывает ее учителю.
Преобразовать слова:
а) добавляя звук в начале слова. Учитель задает вопрос: «Какое получится слово, если к данному слову добавить один звук (в начале слова)?». Примерные слова: рот – кот, мех – смех, челка – пчелка, Оля – Коля, Аня – Ваня, осы – косы, луг – плуг, дочки – удочки, еда – беда, пушка – опушка и т.д.;
б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок – бокс, вол – волк, пар – парк, Пол – полк, стол – столб, лис – лист и т.д.;
в) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом – сок – сук – сух – сор – сыр – сын – сон – роса – Рома – рама – мама – Маша – Саша – каша и т.д.;
г) переставляя звуки, например: пила – липа, палка – лапа, кукла – кулак, волос – слово, карп – парк, гора – рога, рыбак – рыбка, ручка – круча, кот – кто, мода – дома, дар – рад и т.д.
8. Игра «Как называется цветок?».
Детям предлагается изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук. Например, на лепестках цветка изображены предметы: рыба, очки, мыло, астра, шар, кубик, арбуз (ромашка).
9. Игра «Расколдуй слово».
На доске записаны «заколдованные» слова с измененным порядком букв: хоупл, смтоы, угьшл, ныбти.
Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке. Играющий, первый «расколдовавший» данное ему слово, считается победителем. (Ответы: лопух, мосты, глушь, бинты).
10. Игра «Три о»
На доске в три столбика записаны трехсложные слова с пропущенными гласными:
З Л Т К Л С К Д Л Т
Х Р Ш Т Л К Н Г Л С К
Д Р Г Б Л Т Г Л Д Н
П Т Л К П В Д К К Л К Л
М Л К Н С Р Г К Л Б К
М Л Д Й Х Л Д Н Л К Т К
М Л Т К К Г Т К Н Г Т К
З Д Р В
Необходимо вставить пропущенные гласные, поставить в полученных словах ударение.

Четвертый этап. Определение количества звуков в слове
Разложить предметные картинки по карточками с цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные картинки: дом, забор, кукла, крыша, мак, сыр, косы, лиса и т.д.
Добавить картинку.
а) Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько и в названии предметов, изображенных на карточке. Предлагаются, например, картинки с изображением лодки и ложки. Дети подбирают картинку, в названии которой 5 звуков.
Б) Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке. Предварительно определяется количество звуков в названии предметов, изображенных на карточке.
3. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и положить под картинки карточки с соответствующими цифрами. Например, картинки: шапка, утка, зеркало, корзина, хряк.
4. Добавить 1, 2, 3 или 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па – пар, парк, парад, паруса; ко – кот, козы, кошка, корова и т.д. Назвать количество звуков в полученных словах.
5. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков или записать их.
6. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске, например:
К О З А
Кот оса Зоя Аня
Каша окна зонт аист
Каток ослик забор арбуз
7. Игра «Кубики».
На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают число состоящее из количества звуков и в соответствии с количеством звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.
8. Игра «Разведчики».
Учащиеся – «разведчики». Каждый из них получает пакет с секретным «донесением» буквы, из которых нужно составить слова из 3, 4, 5, 6 звуков. Учащимся даются соответствующие картинки.
9. Игра «Играем в прятки».
Найти трех животных, спрятавшихся в стихотворных строчках.
ВыСОКО Летает стриж,
Но со мною не сравнишь.

Следы коСТРА У Самой пальмы,
Кора в ожогах факт печальный.

Гром грохотал
Весь лес тряСЛО.
Но я гулял грозе на зло.
(Сокол, страус, слон)
Определить количество звуков в каждом из найденных слов.

Пятый этап. Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука)
Выписать буквы в кружки. Например, выписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Назвать получившееся слово (книга).
Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке. Например, нос –сон, лес – сел, кот – ток, сор – рос, дар – рад, топ – пот.
От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например, дом – мак – кот – топор – рот – тина – арбуз – зонт и т.д.
Рассмотреть картинки. Назвать слово в котором после (с) слышится (к); после (п) произносится (к); перед (т) находится (и); после (в) произносится (ль) и т.д. Например, павлин, улитка, маска, ушанка
Игра «Буква потерялась».
Вставить в данные слова пропущенные буквы: руча, крыа, ист, ноницы, кокА, коова и т.д.
Назвать звук, который стоит перед (после) пропущенной буквой.
Игра «Подбери пару».
К словам первой строчки подобрать слова второй строчи так, чтобы они отличались только одной буквой:
1) пар, кот, усы, утка, ужи, коса, сук, кран, лещи, тон, сор, лапа, так;
2) клещи, стук, краса, шутка, трон, лужи, бусы, крот, спор, парк, лампа, экран.





ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение, 2006.
Волина В.В. Занимательное азбуководение. М.: Просвещение, 2004.
Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 2004.
Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. СПб.: Детство-Пресс, 2000.










15