Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза проводится с учётом широко применяемых в логопедии методик, представленных в работах Л.Н.Ефименковой, Р.И.Лалаевой, Г.В.Бабиной, Н.А.Грассе, И.Н. Садовниковой, О.А.Токаревой.
Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза включает 4 серии заданий:
Серия I. Обследование письма.
Методика обследования письма включает 3 вида заданий.
Задание 1. Письмо под диктовку (слуховые диктанты).
Тексты слуховых диктантов соответствуют программным требованиям. Тексты взяты из сборника диктантов по русскому языку соответствующего класса. Для 2-х классов специально подобраны 2 текста различной сложности. Количество слов в диктантах соответствует допустимому объему: 30-35 слов. Предложения состоят из слов с различной звуковой и слоговой структурой.
2- классы
Зимой.
Гуляют вьюги. Трещат морозы. Сонный стоит лес. Полянки укрыл пушистый снег. Пеньки надели снежные шапки. У корней сосны нора лисицы. В яму под елью залег медведь. Лесник Иван Григорьевич кладет в кормушку сено для зверей.
Пришла зима.
Прошла осень. Листья с деревьев облетели. Трава высохла. Земля стала замерзать ночью. Лужи затянулись льдом. Кругом тишина. Закружились в воздухе первые снежинки. Ребята с радостью побежали во двор. Дети были рады приходу зимы.
Задание 2. Списывание с печатного текста.
Списывание как простейший вид письма наиболее доступно детям, страдающим дисграфией. Ценность его - в возможности согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей.
У реки.
Деревня Сосновка стоит на холме. Под горой течёт река Вязьма. Правый берег Вязьмы крутой. По тропинке ребята спустились на пляж. У берега плавают кувшинки на длинных стеблях. Около старой берёзы бьёт из-под земли родник. Девочки пьют прохладную водичку из ключа. Мальчики ныряют в воду.
Задание 3. Списывание с рукописного текста.
Текст включает слова с различной слоговой и звуковой структурой, равномерно насыщен как близкими друг другу фонемами и близкими по начертанию графемами, так и орфограммами . Текст для списывания (с рукописного текста).
Птицы.
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
Серия II. Обследование фонематического восприятия
Методика обследования фонематического восприятия включает серию заданий на слуховую дифференциацию звуков речи по противопоставлениям:
1. звонкость - глухость
Б - П Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «б», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: па, ба, бо, по, пы, вы, ты, пу, бу, су, бла, пла, плу, блу, бло.
б) Ряды слов: почка, балка, палка, бочка, пашня, бой, башня, порт, братик, брошка, пой, борт, плита, бумага. в) Предложения: Боря будет рисовать грибы и павлина. У Полины барабанные палочки. Папа покупает пальто и брюки.
З - С
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «з», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: за, са. ты, сы, мы, зы, су, зу, ку, со, слу, зло, сло, сли, зли, ска, зля, спи. б) Ряды слов: сок, зонт, суп, зуб, сон, стакан, сайка, майка, зайка, заветы, монеты, советы, слой, злой, зайка, мойка, сойка, соловей, злодей. в) Предложения: Слава и Захар были в лесу. Под кустом спал зайка. Вот следы зайки. Злая собака лежит у забора. У медведя спячка.
Д - Т
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «т», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: та, да, по, до, то, ты, ту, ду, лы, ды, тэ, дра. бра, тра. б) Ряды слов: трава, дрова, Москва, доска, тоска, точка, почка, дочка, дачка, качка, тачка. в) Предложения: Дрова рубят топором. Даша купила тапочки. Даня и Толя дразнят Трезора.
На дорожке тачка, в конце дорожки - дачка.
Ш - Ж
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ж», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ша, жа, жу, шу, шо, то, жо, жда, шту, кру, жду, шло, жни.
б) Ряды слов: шар, дар, жар, шаль, жаль, соль, жутко, утка, шутка. в) Предложения: От костра жар, над костром - шар. . У печки Саша, а в печке - сажа. Маленькая Луша и большая
твёрдость - мягкость
Л - ЛЬ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ль», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ли, ла, лы, мы, ти, ле, ну, лу, лю, ло, лё, ма, ля.
б) Ряды слов: Лада, Лида, лесник, ласты, лук, люк, люстра, лось, лисята, ласточка, лещ, листик. в) Предложения: Приоткрытый люк, а в корзине - лук. Лида и Лада едят малину. К Лёне пришла Люда. На дороге галька, а на гальке - галка. На речке мель, а в классе - мел.
Р - РЬ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «рь», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ра, ма, рю, кю, рэ, ре, ка, ря, ри, ря, ло, ро, рё, ры.
б) Ряды слов: рыба, тина, ручей, клюква, ребята, рябина, работа, ряд, рис, рад, рука, рюкзак, рубанок, рисунок, рассудок. в) Предложения: рая и Рита решили сделать уроки. В поле росла берёза. Октябрята - дружные ребята: читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Чёрный хорь Огромный круг
И детский хор. И железный крюк.
З - ЗЬ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «з», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: зо, со, зё, ко, лё, зю, зу, зэ, зя, за, ра, зы, мы, зи, за.
б) Ряды слов: зонт, зяблик, работа, забота, звон, зелень, занавеска, засеять, звезда, зелёный, пластилин, зима, забава. в) Предложения: Зоя и Зина были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, забавных обезьян. Зебры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево.
свистящие - шипящие, аффрикаты
Ч - Щ Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «щ», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ча, ща, щу, чу, щи, би, че, ще, ща, па, що, то, ко. б) Ряды слов: щётка, четко, челнок, щи, вилка, чёлка, мойка, щёлка, щепка, ветка, щёки, чары, чтение, щавель. в) Предложения: На голове чёлка Ночные чепцы
А в заборе щёлка. Большие щипцы.
Учись защищать Родину. Письма опускают в почтовый ящик. В лесу раздавался птичий щебет. Очень вкусный копчёный лещ.
Ч - Ц Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ч», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ча, чо, ко, ца, чу, му, цо, мы, цы, чи, це, че, цы.
б) Ряды слов: цапля, чувство, чёлка, койка, свет, цвет, чурка, цукаты, огоньки, чулки, чистый, царапать, чтит. в) Предложения: Весной первыми прилетают грачи и скворцы. Целый день пчёлы летают с цветка на цветок.
Мы у нашего крыльца Поливаем их водой
Посадили деревца. Чистой, свежей, ключевой.
Летом целый день печёт солнце.
С - Ш Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «с», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: са, ша, су, ма, ши, вы, шо, ше, сла, шла, шло, слы, клу, ска, шка, шпу, слё.
б) Ряды слов: сок, майка, шайка, сайка, шок, сани, шали, сопка, шумит, штопка, скулит, шутки, сутки. в) Предложения: Шишки на сосне, шашки на столе.
На доме крыша В берлоге мишка Железная каска
На крыше – крыса. На кухне – миска. И манная кашка.
Ш - Щ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ш», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ша, ща, ще, ше, шу, щу, зу, що, шпи, щи, шпа.
б) Ряды слов: шить, быть, щепка, щука, штука, тряпка, щёлка, шпилька, шпалы, щёки, школа, шиповник. в) Предложения: Моего щенка зовут Шарик.
Красивая чаша В горшке плющ
И лесная чаща. На мишке - плюш.
Шишки и щепки летят в разные стороны.
Серия III. Обследование фонемного анализа.
Методика обследования предусматривает производство полного фонемного анализа.
Процедура предъявления задания:
Учащемуся предлагаются слова различной звуковой и слоговой структуры. Прослушав слово, ученик должен ответить на вопросы по следующей схеме:
Сколько звуков в слове?
Какой звук первый?
Какой звук последний?
Какой звук стоит перед звуком…….?
Какой звук стоит после звука………?
Какой звук стоит между звуками ?Речевой материал:
1) односложные слова:
а) без стечений согласных типа: сок, мох, бык, шар, суп, жук, бак, том; б) со стечением согласных типа: стук, март, внук, лоск, куст,
гром, квас, слон;
2) двусложные слова без стечений согласных типа:
а) ноты, пена, розы, рука, липа, мука;
б) парус, букет, каток, чулок, игла, салют;
3) трехсложные слова без стечений согласных типа:
а) забота, ракета, бумага, синица, улица, рябина, малина;
б) помидор, молоток, мухомор, соловей, пароход;
4) двух – трехсложные слова с одним стечением согласных
типа:
а) книга, футбол, картон, компот, трава, корка, звонок, фартук, марка.
б) журавли, природа, крокодил, воротник, табуретка, полоска, ромашки;
в) напёрсток, портфель, нарасхват, типография, страница;
5) слова усложненного слогового состава типа: велосипедист, милиционер, электричка, дежурство, колхозники, насмешка, кустарник, скороговорка;слова сложного слогового и морфемного состава: подоконник, пограничники, пристроился, пододеяльник, раздразнил, расхрабрился, подсказка. Серия IV. Обследование фонемного анализа через синтез или фонемного синтеза через анализ.
Процедура предъявления задания:
1) Назови последний согласный звук в словах (учитываются фонетические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и особенности предшествующего звука).
Речевой материал:
а) стол, мак, шкаф, мяч, лень, соль, тюль, рысь;
б) букет, рыбак, укус, тюлень, палец, карандаш;
в) мост, банк, март, писк;
2) Назови ударный гласный звук в словах (учитывают характеристики выделяемого гласного звука и особенности его окружения):
Речевой материал:
а) астра, осы, аист, Уля;
б) сук, дом, зонт, мир, сыр, дым;
в) муха, роза, каша, мыло, буря, липа;
г) чулок, кино, нога, кулак, сова, туман;
3) Назови первый согласный звук в словах (учитываются акустические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и его окружения):
Речевой материал:
а) сом, нож, зонт, шар, бык, том;
б) ноты, боты, лыжи, шуба, вата, дата;
в) внук, гном, гриб, плащ, трап, звон;
Назови слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука:
Речевой материал:
а) д-о-м, ч-а-с, л-у-к, п-ы-л-ь, т –м-а;
б) л-у-ж-а, р-ы-б-а, н-о-г-и, б-а-с-н-я, т-у-ч-а:
в) з-в-у-к, п-а-р-к, ц-в-е-т, с-т-у-л;
г) ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з –д –и, а-л-ф-а-в-и-т, п-л-о-щ-а-д-и, т-а-н-к-и-с-т;
Определи первые звуки в словах и составь из этих звуков слово.
Речевой материал:
мышь, астра, каток = мак,
булка, арфа, ноты, танк = бант;
рысь, утка, кот, арка = рука;
сом, арка, хор, астра, рыба = сахар;
мак, арфа, шуба, игра, ноты, арбуз = машина).