Конспект открытого индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения для учащихся 1 класса.
Конспект открытого индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения для учащихся 1 класса
(подгруппа)
Тема: Автоматизация звука (р) в слогах, словах, предложениях.
Цель: Закрепить правильное произношение звука в речи
Задачи:
1. Обучающие:
Закрепить знания о механизме образования звука (р) и его акустических особенностях.
Формировать навыки различения звуков.
Закрепить знания о диких животных.
Учить навыкам звуко - слогового анализа.
Закрепить правильное произношение звука (р) в словах, предложениях.
Учить распространять предложения путем добавления слов.
Учить составлять схемы предложений.
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать мышление, внимание, память.
Развивать зрительное восприятие, буквенный гнозис.
Развивать мелкую и общую моторику.
Развивать фонематический слух.
Развивать языковой анализ.
Уточнить связь звуков с буквами.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес и желание активно работать над исправлением собственной речи.
Учить ребёнка отвечать полным ответом.
Оборудование: предметные картинки, цифровой ряд, фишки, зашумлённые буквы, мяч, макеты вагонов, схемы предложений, карандаши, таблица с чисто говоркой.
Ход занятия
1.Орг. момент.
-Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами будем много играть. И я надеюсь, что вы сегодня будете внимательными, дружными и активными.
-Послушайте сядет первым тот кто отгадает загадки. (показ картинок)
С этим зверем шутки плохи,
С этим зверем не до игр.
Чёрно- желто- полосатый
Да ещё усатый (тигр)
Посмотрите, столб цветной
Нам кивает головой
Эта шея на ногах называется. (жираф)
- Скажите, а тигр и жираф это домашние животные или дикие? (дикие)
- Какой одинаковый звук вы слышите в словах-отгадках: тигр, жираф? (р)
- Где находится звук (р) в слове тигр? Жираф? В начале, в середине или в конце слова?
- Правильно. Цель нашего сегодняшнего занятия- учиться правильно, красиво произносить звук (р) в слогах, словах, предложениях.
2. Артикуляционная гимнастика.
-Ребята для того, чтобы наш звук (р) звучал красиво и правильно, давайте сделаем «Весёлую артикуляционную разминку для губ и языка»
Цирк по улице идёт,
Все стоят разинув рот!
Округлить губы, изобразить наивысшую степень удивления.
Цирковое представленье
Нам поднимет настроенье!
Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке.
Мишка ходит по канату!
Он получит мёд в награду.
Облизывать верхнюю губу широким кончиком языка.
Выполнив удачный трюк,
Радостно поёт индюк.
Производить быстрые движения по верней губе широким кончиком языка
Вперёд- назад.
На качели куры сели,
Вверх под купол полетели:
Вверх-внизВверх-вниз.
Крепче, курочка держись
Ритмично понимать и опускать кончик языка.
Две мартышки- акробатки
Ловко скачут на лошадке.
Поцокать языком
В медвежат из пулемёта
Леопард стреляет мёдом!
Имитировать стрельбу: «Трррр».
Клоун Зайчик всех смешит:
Колокольчиком звенит,
Произносить : «Дзззззынь»
-Молодцы!
3. Фонетическое упражнение. Анализ артикуляции звука. Характеристика звука по акустическим параметрам.
- Скажите как рычит тигр? Порычим как маленький тигренок- тихо (р-р-р), теперь как взрослый тигр- громко. (р-р-р)
- Давайте вспомним, как мы произносим звук (р)? Расскажите о положении языка при произнесении звука. (кончик языка касается бугорочков за верхними зубами, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, по середине языка идет сильный воздух, и кончик языка дрожит). На что похож язык? (на ложечку). (показ рукой)
- Какой же звук (р)? (согласный)
- Почему? (ему мешает кончик языка, поэтому образуется преграда.
- Что еще мы можем про него сказать? (он звонкий и твердый).
4.Развитие зрительного внимания, буквенного гнозиса.
- Посмотрите на картинку. Здесь напечатаны буквы, но они наложены друг на друга, запутаны.
-Найдите среди этих букв, букву (р) и обведите ее.
- Из каких элементов она состоит? (палочка, овал
5.Развитие мелкой моторики. «Пять пальцев»
Нам моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
( Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счёт – поочередно загибать пальчики обеих руках.)
6.Игра «Скажи наоборот» . Преобразование слогов.
-А сейчас мы будем учиться произносить звук (р) в слогах , меняя слоги. Я назову слог , а вы назовите этот слог наоборот, т.е. в слоге нужно переставить звуки.
Ар-ра, ур-ру, ор-ро, ыр-ры, ра-ар, ру-ур, ро-ор, ры-ыр, ары-ыра, ура-ару, аро-ора
7. Автоматизация звуков в слогах, словах. Игра «Добавь слог» ( с мячом)
-Давайте поиграем с мячом. Я сейчас назову часть слова, а вы добавьте слог (ра), бросьте обратно мяч и назовите все слово. ( Го (ра), ко (ра), но (ра), па (ра), детво (ра), ды (ра). А теперь добавьте слог (ры): топо (ры), забо (ры), кома (ры), вее (ры), ша (ры), ку (ры).
8. Слоговой анализ. Игра «Поезд».
-Посмотрите у нас есть поезд.
- Это волшебный поезд. Он повезет слова-картинки. Но поезд поедет только тогда, когда слова-картинки правильно займут свои места. В первый вагон должны войти картинки-слова из одного слога, во второй – из двух слогов, в третий – из трех слогов. Давайте поможем картинкам занять свои места.
- Для этого я покажу картинку, а вы ее назовите и скажите, в каком вагоне она поедет?
- Все слова-картинки заняли свои места. Поезд отправляется счастливого пути! На следующей станции поезд остановился, а из третьего вагона вышла картинка.(показ картинки «радуга»).
- Назовите её (радуга).
Картинки: рак, торт, круг, радуга, корова, самовар, роза, трава.
9.Связь звука с буквой.
-Составьте слово радуга из разрезной азбуки. Сколько букв в слове? Звуков? Сколько гласных, согласных? Слогов? Назовите ударный звук. В каком слоге он находится? ( в первом слоге -ра).
10.Фонематический анализ. Определение места звука в слове по цифровому ряду. Игра «Молчанка»
- Сейчас будем определять место звука (р) по цифровому ряду. Я назову слово, а вы его повторите, и поставьте фишку на ту цифру, на каком месте стоит звук (р), (работа, торт, труба, мир, кобра, рак, парус).
11. Дифференциация звуков в словах. Игра « Замени звук».
- А теперь снова поиграем с мячом, я брошу мяч и назову слово, а вы замените первый звук в слове на звук (р) и бросьте мяч обратно. Слова: хобот, танец, забота, мычать, пугать, губка, кот, мука, мак.
12. Распространение предложений.
-Сейчас мы с вами будем учиться составлять предложения. Я назову часть предложения и покажу картинки, а вы выберите ту картинку, в названии которой есть звук (р), назовите ее и повторите все предложение.
1. – В саду расцвели (маки, розы, тюльпаны).
2. – В цирке мы видели (льва, слона, тигра).
3. – Мама купила ( груши, сливы яблоки).
13. Анализ предложений.
- Давайте посчитаем сколько слов в предложении В саду расцвели розы? (4)
14.Составьте схему предложения выкладывая количество слов в предложении, обозначая отдельное слово полоской. Назовите слова со звуком (р). (розы, расцвели). На каком месте в предложении стоят эти слова? (на 3-м, 4-м). А где находится звук (р) в словах розы, расцвели? ( В начале слова).
15. Чтение чисто говорки.
- Посмотрите на таблицу и послушайте чисто говорку:
Утром радио играло
И прогноз передавало:
- У окраин Петрограда
Ждите ветра, грома, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз ещё не точен!,,
- Теперь прочитаем вместе. Кто запомнил?
16. Итог. Обобщение.
Карточки с домашним заданием. Выучить чисто говорку.
Самоанализ группового занятия по автоматизации звука р.
Тема: Автоматизация звука (р) в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Обучающие:
Закрепить знания о механизме образования звука (р) и его акустических особенностях.
Формировать навыки различения звуков.
Закрепить знания о диких животных.
Учить навыкам звуко-слогового анализа.
Закрепить правильное произношение звука (р) в словах, предложениях.
Учить распространять предложения путем добавления слов.
Учить составлять схемы предложений.
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать мышление, внимание, память.
Развивать зрительное восприятие, буквенный гнозис.
Развивать мелкую и общую моторику.
Развивать фонематический слух.
Развивать языковой анализ.
Уточнить связь звуков с буквами.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес и желание активно работать над исправлением собственной речи.
Учить ребёнка отвечать полным ответом.
1. Тема, цели, содержание занятия и речевой материал соответствали перспективному плану работы и возрасту детей. Логопедическое заключение у детей: ФФНР, ст. дизартрия, ротацизм. Предварительно с детьми велась индивидуальная работа по постановке звука. Сейчас дети объединены в подгруппу для постепенного введения звука в речь, т.е. на данном этапе - это четкое произношение звука р в слогах, словах, предложениях. Все поставленные задачи были решены в ходе занятия. Занятие методически построено правильно. Четко прослеживаются упражнения, направленные на закрепление правильного произношения звука.
2. К предстоящей работе дети были подготовлены через организационный момент. (Сядет тот, кто отгадает загадки ). Использованное оборудование и дидактический материал соответствовали возрасту детей и теме занятия.
(Это: предметные картинки со звуком р, макеты вагонов для слогового анализа, зашумленные буквы и т.д.)
3. Структура занятия.
Переход от одного этапа занятия к другому осуществлялся четко, с логической последовательностью. Продолжительность всего занятия 25-30 мин., каждого этапа 1-5 минут.
4. Методы и приемы обучения.
Методы и приемы соответствовали целям занятия. Использовались разнообразные взаимосвязанные приемы.
Привлечение внимания и обеспечение эмоциональности и интереса осуществлялось через оргмомент, отгадывание загадок, узнавание буквы среди зашумленных букв, игру «Замени звук».
Активизация познавательной деятельности происходила через составление слов путем добавления слогов, игру «Волшебный поезд», составление предложений с выбором картинок, составление схемы предложения, определение места звука в слове по цифровому ряду.
Одновременно велась работа по предупреждению нарушений письменной речи- дисграфии. Это такие задания, как: фонематический анализ – определение места звука в слове, развитие зрительного внимания (буквенный гнозис), слоговой анализ, составление слова из букв разрезной азбуки, звуко-буквенный анализ слов, выделение ударного звука, распространение предложений путем добавления слова, анализ предложения, составление схем предложения, чтение чистоговорки. Составление слов путем добавления слогов, преобразование слогов, дифференциация звука р с другими звуками.
На занятии происходила смена деятельности через развитие мелкой и общей моторики, т.к. дети со стертой дизартрией имеют неврологическую симптоматику и быстро утомляются, а развитие мелкой моторики развивает речь.
Инструкции к заданиям давались четкие, завершенные.
5. Моя речь была грамотной, выразительной, доброжелательной, на протяжении всего занятия осуществлялся контроль за речью детей. Требования к каждому ребенку предъявлялись с учетом речевых возможностей и особенностей личности каждого ребенка.
6. План занятия выполнен, все поставленные цели достигнуты.
Рабочая программа составлена на основе программы:
Коноваленко В.В., Коноваленко С. В.
«Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием. I-II-III период.» Пособие для логопедов.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
Заголовок 115