Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звука Тема: «Звук и буква Ш. Одежда»


Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звукаТема: «Звук и буква Ш. Одежда»
Тема занятия: «Звук и буква Ш. Одежда»
Цель занятия: Осуществлять работу по постановке звука Ш, активизировать словарный запас по лексической теме «Одежда».
Задачи занятия:Обучающие задачи: -Знакомство с механизмом образования звука Ш; -обогащение словаря существительных по изучаемой лексической теме.Развивающие задачи: -Развитие моторики артикуляционного аппарата;-развитие артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада;-развитие силы голоса и длительного плавного выдоха;-развитие фонематического слуха.Воспитательные задачи:-воспитание интереса к содержанию занятия;-воспитание трудолюбия, адекватного отношения к своему дефекту произношения.Коррекционные задачи:- устранение неправильного артикуляционного уклада звука Ш в изолированном виде;-преодоление речевого негативизма.
Оборудование: профиль артикуляционного звука Ш; вспомогательный картинный материал для анализа артикуляции звука, для характеристики звука; шпатель; наглядный картинный материал: рисунок змеи, рисунки «На что похожа буква Ш», листы-задания для работы на занятии, для домашнего задания; наглядный материал с изображением предметов одежды и со словами с буквой Ш; «светофор» для определения места звука в слове; алгоритм характеристики звука.
Речевой материал:
Этапы занятия Время Деятельность логопеда Деятельность ребёнка
1.Орг. момент
2.Сообщение темы занятия
3.Анализ артикуляции звука

4.Характеристика звука
Физминутка
5.Постановка звука
6. Закрепление звука в изолированном виде
7.Связь звука с буквой.
8.Развитие фонематического слуха.
9. Домашнее задание
10. Итог занятия.
11. Оценка деятельности ребёнка. 1
2
3

3
6
1
2
3
1
2
1 -Здравствуй, Наташа! Какой сегодня хороший день! Какое у тебя настроение? Прекрасно. Посмотри на картинки которые находятся перед тобой. Ребёнок рассматривает картинки и не называет их. (Платье, куртка, шуба, шапка, шарф, шляпа, манишка, шорты, рубашка, шуба.)
-А как одним словом можно назвать все предметы эти предметы?
-Правильно.
Тема нашего сегодняшнего занятия «Звук и буква Ш.«Одежда»»
-Рассмотрим положение губ, зубов, языка, голосовых связок, определим характер воздушной струи при произнесении звука Ш. (план-схема, артикуляционный профиль) *губы округлены и слегка вытянуты вперёд*зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними2-5 мм, верхние и нижние резцы видны.*широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не касается его, образуя щель; средняя часть спинки языка опущена, боковые края языка прижимаются изнутри в верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Т.о. язык принимает форму ковшика или чашечки*голосовые связки разомкнуты, голос не образуется, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними*воздушная струя сильная, широкая, тёплая, направлена вверх
-А теперь давай дадим характеристику звуку Ш. (наглядное использование алгоритма характеристики звука)-Звук Ш согласный, т.к. при произнесении этого звука встречается преграда выдыхаемой струи воздуха.
-Глухой, т.к. голосовые связки при произнесении этого звука не вибрируют.
- А ещё у этого звука есть одна особенность- он всегда твёрдый и никогда-никогда не бывает мягким.Физминутка (выполн. 3-4 раза)Это платье для Наташки —
Красные горошки.
А на платье два кармашка,
Спрячем в них ладошки.
Предлагается ребёнку длительно произнести звук «С» и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять язык за верхние резцы.
-Посмотри кто нарисован у меня на картинке. Кто это?-А как змея шипит? Давай с тобой пошипим как змея!-Молодец. А ещё нам змейка приготовила задание, его нужно выполнить.(лист с заданием)
- Давай вспомним чем звук отличается от буквы? (схема)Мы не можем звук увидеть,И не можем в руки взять.Звук мы можем только слышать,А еще его сказать.-Посмотри как выглядит буква Ш. (наглядный образ)-А на что же похожа буква Ш?(картинки)-Правильно. Молодец!
-А сейчас выполним такое задание:-Я буду произносить звуки, твоя задача хлопнуть громко в ладоши, когда услышишь звук Ш. (К, Г, Н, Р, Ц, Ш)-Я буду произносить слоги, и твоя задача снова громко хлопнуть, тогда когда ты услышишь звук Ш. (ша, на, лу, шу, ко, ше, ош, аз, аза, оша, ого, шна, рва, шво)- Сейчас я буду называть слова, ты внимательно слушай и когда услышишь звук Ш, то хлопни громко в ладоши.(шапка, кастрюля, шторы, мыло, шар, лапша, самолёт, крыша, каша, зима, ковш, малыш, артист). Молодец!- И ещё одно задание. Я буду называть слово, а ты определив место звука Ш в слове, покажешь это место с помощью «светофора». (шапка, шарф, манишка, шуба, шорты, шляпа, рубашка)-Хорошо! Как назовём одним словом все эти предметы?-Правильно. Продолжаем. (лошадь, мышь, шоколад, кошка)-Умница!
Артикуляционная гимнастика «Заборчик», «Окошко», «Хоботок», «Бублик», «Чашечка», «Лопаточка», «Лошадка». Игра-упражнение на звукоподражание «Пятачок и шарики»
-С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились на занятии?- Как расположены губы при произнесении этого звука?
- Зубы?
- Язык?
- А куда направлена воздушная струя?
-А теперь давай дадим характеристику звуку Ш.
-Давай произнесём звук Ш.Хорошо, молодец.- А ещё мы сегодня с тобой говорили об одежде. Какие предметы одежды со звуком Ш ты запомнила? -Правильно.-Наташа, мне очень понравилась как ты работала сегодня на уроке. Молодец! Занятие окончено. До свидания!
-Здравствуйте.
-Хорошее.

-Одежда.


Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
«Рисуют» на животике два кармашка.
Прикладывают обе ладошки к животику.
-Змея.
-Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
-Звук мы произносим и слышим, а букву видим, пишем и читаем.
-На забор, на ковш экскаватора, на вилы, на перевёрнутый табурет.
1,1,2,1,1,1,2
-Одежда.
2,3,1,2
-Звук и буква Ш.
-Округлены и слегка вытянуты вперёд.- Сближены, но не соприкасаются.- Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не касается его, образуя щель.- Воздушная струя сильная, широкая, тёплая, направлена вверх.
-Согласный, глухой, всегда твёрдый.
-Ш-ш-ш-ш
Шапка, шарф, шуба, шорты, манишка, шляпа, рубашка.
-До свидания.