Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на подготовительном этапе Тема: «Звук Ш»


Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на подготовительном этапеТема: «Звук Ш»
Цель занятия: Осуществлять подготовительную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи.
Задачи занятия: Обучающие задачи: знакомство с механизмом латеральной позицией языка; обучение навыкам самообслуживания.Развивающие задачи: развитие общей ручной мелкой моторики; развитие моторики артикуляционного аппарата; развитие нужных артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада; развитие фонематического слуха.Воспитательные задачи: воспитание интереса к содержанию занятия; воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекта звукопроизношения.Коррекционные задачи: устранение неправильного артикуляционного уклада звука Ш в изолированном виде; преодоление речевого негативизма.Оборудование: Материал для формирования правильного выдоха Игра «Птичья столовая»; материал для развития мелкой моторики «Дорисуй и раскрась».
Этапы занятия Время Деятельность логопеда Деятельность ребёнка
1.Организационный момент
2.Развитие ручной и мелкой моторики
3.Развитие артикуляционной моторики.
Физминутка.
4.Формирование целенаправленного ротового выдоха.

5. Развитие фонематического слуха.
6. Домашнее задание.
1
2
6
2

3
1 -Здравствуй, Наташа! Сегодня нас ждёт интересная работа. Я надеюсь, тебе очень понравится!
-Начнём свою работу с упражнения для пальчиков, которое называется
Семья.Этот пальчик - дедушка (большой),Этот пальчик - бабушка (указательный),Этот пальчик - папочка (средний),Этот пальчик - мамочка (безымянный),Этот пальчик - я (мизинец).Вот и вся моя семья.Хлопнем в ладоши-Молодец, Наташа. Следующее задание, я дам тебе картинки в которых вторая половинка рисунка не дорисована, тебе нужно будет дорисовать картинки и раскрасить. (рисунки шляпы, рубашки, шапки)-Умница! Как хорошо у тебя получилось! А теперь посмотри внимательно на картинки и скажи как можно одним словом назвать эти предметы?-Правильно. Одежда.
Гимнастика для губ., (2 статич., 3 динамич. упр.)
Теперь выполним следующие упражнения 1.«Заборчик» (статическое). Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10 с.2.Упражнение «Окошко» Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.Зубы почти сомкнуты, губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 сек.3.Вращательные движения губ собранных в «Хоботок». Упражнение выполняется 5 раз.4. Чередование упражнений «Хоботок», «Бублик». Упражнение выполняется 5 раз. Гимнастика для языка., выполняются под счёт до 5(2 статич., 3 динамич. упр.)1.Упражнение «Чашечка» (стат). Рот широко открыт, передний и боковой край широкого языка подняты, но не касаются зубов. Упражнение выполнять 5 раз, продолжительностью 10 сек.2. Упражнение «Лопаточка» (стат.) Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Упражнение выполнять 5 раз, продолжительностью 10 сек.
3. Упражнение «Лошадка» (динамическое). Ц е л ь. Растягивать подъязычную связку языка.Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 5 раз.4. Упражнение «Маляр» (динамическое).Ц е л ь. Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и Кратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5 раз.5. Упражнение «Вкусное варенье» (динамическое).Ц е л ь. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5 раз.
Физминутка. (выполняется 3-4 раза)
Вот ботинки для Маринки,
Не ботинки, а картинки.
Чтобы в них гулять ходить,
Бегать, прыгать и шалить.
-Наташа, скажи, а какое время года у нас сейчас?-А какое время года наступит за осенью?-Правильно, молодец.-Скажи, а что испытывают птички зимой?-Хорошо. Голодно и холодно птицам зимой. Хорошо, если заботливые ребята повесят кормушку и насыпят в неё вкусных зёрнышек! Поклюют птицы, отдохнут и полетят дальше. Помоги птичкам добраться до кормушки; подуй на них. (Игра «Птичья столовая»)
-Замечательно. Птичек накормили.
-Переходим к следующему заданию. -Я буду произносить звуки, твоя задача хлопнуть громко в ладоши, когда услышишь звук Ш. (К, Г, Ц, Ш)-Я буду произносить слоги, и твоя задача снова громко хлопнуть, тогда когда ты услышишь звук Ш. (ша, на, лу, шу, ко, ше, ана, оша, ого, шна, рва, шво)- Сейчас я буду называть слова, ты внимательно слушай и когда услышишь звук Ш, то хлопни громко в ладоши.(шапка, линейка, шторы, корзина, шар, лапша, радуга, крыша, зима, ковш, малыш, артист). Молодец!
-Наташа, дома тебе нужно выполнить артикуляционную гимнастику. Это такие упражнения как «Заборчик», «Окошечко», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье».
-Здравствуйте!
Ребёнок выполняет вместе с учителем.
СемьяЭтот пальчик - дедушка (большой),Этот пальчик - бабушка (указательный),Этот пальчик - папочка (средний),Этот пальчик - мамочка (безымянный),Этот пальчик - я (мизинец).Вот и вся моя семья.
Ребёнок дорисовывает картинки.
-Одежда.
Ребёнок выполняет совместно с учителем под отстукивание.
Ребенок выполняет упражнение вместе с логопедом. По два раза ритмично топают каждой ногой.
Четыре ритмичных прыжка на обеихногах.
Ходьба по кругу друг за другом.
Бегут, делают два прыжка, топают обеими ногами
-Осень.
-Зима.
-Голод и холод.Ребёнок выполняет упражнение для формирования целенаправленного ротового выдоха.
Ребёнок хлопает в ладоши, выделяя тем самым звук Ш среди услышанных звуков.
Ребёнок хлопает в ладоши, выделяя тем самым звук Ш в услышанном слоге.
Ребёнок хлопает в ладоши, выделяя тем самым звук Ш в услышанном слове.