УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КГУ «Меновновская средняя школа» акимата города Усть-Каменогорска
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Выполнила: Торохова Надежда Владимировна
учитель английского языка
2015 год
Главное предназначение руководителя - в создании систем и управления ими, а для этого нужно научиться системно мыслить: современно, исторично, широко, изобретательно, точно и однообразно одновременно, видеть необычайное в обычном, соединять несоединяемое, уметь видеть перспективу, смело заглядывать вперёд и при этом пристально всматриваться в прошлое… 
Конаржевский Ю.А.
Введение
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития полиязычной личности учащихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета «Английский язык» применительно к индивидуальности каждого ученика. Исходя из этого изменилось очень многое: и содержание учебных программ, и роль педагога в обществе, и отношение учеников и родителей к вопросу о том, чему и как сегодня учат в школе. Учитывая сложившуюся реальность, начала размышлять: Кто такой мой ученик? Чему хочу научить своих учеников? Почему жизненно необходимо изучать мой предмет? Что в первую очередь надо моим ученикам? Знания? Умения? Навыки? Компетенции? Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет? Остро встал вопрос о смене самой формы обучения с жесткой, авторитарной на обучение, погруженное в общение, где роли учеников и учителя находятся в определенном (но неполном) равновесии: один пришел за тем, чтобы научиться (он еще не знает), а другой – чтобы поделиться своими знаниями, а не поучать. Именно в такой ситуации формируется субъект-субъектное обучение, где каждый участник образовательного процесса уникален, интересен и значим для окружающих, вовлечен в процесс деятельности (в данном случае – учебной и воспитательной) и является не пассивным объектом педагогических воздействий, а активным участником, полноправным партнером учебной и воспитательной ситуации. Свою работу строю с учетом принципов современного педагогического менеджмента: уважения и доверия к человеку; целостного взгляда на человека; сотрудничества; социальной справедливости; индивидуального подхода в управлении; обогащения работы педагога; личного стимулирования; консенсуса; коллективного принятия решения; целевой гармонизации; горизонтальных связей; автономизации управления; постоянного обновления.[3,25]
Главная функция учителя в новой школе — управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
Технологическая цепочка управленческой деятельности:
диагностика;
целеполагание;
прогнозирование;
проектирование;
конструирование;
педагогическая коммуникация;
организация;
результат;
коррекция, регулирование [3, 30]
Актуальность проекта
Учитель призван не учить, а направлять учение. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Не случайно, идея развития субъектности ученика, самостроительства им самим собственной личности является центральной (стержневой) в Законе Республики Казахстан «Об образовании», основная цель которого определена как «подготовка ученика как субъекта учебной, профессиональной и личной жизнедеятельности». Но здесь возникла очень непростая и вполне реальная проблема: не все ученики готовы быть такими подлинными субъектами, и многих из них приходится еще долго готовить к тому, чтобы они стали настоящими учениками. Вместе с тем и учитель не всегда готов к переводу ученика из объекта в субъекты образовательного процесса.
Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Из всех видов речевой деятельности, к которым относят слушание, говорение, чтение, письмо, безусловным приоритетом обладает самая естественная форма речевой деятельности – устная форма – в её основном оформлении диалоге.
Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке – одна из самых острых проблем современной педагогической науки. Подтверждением сказанному служит целый ряд исследований, статей, пособий, появившихся за последнее время. И, тем не менее, данная проблема требует дальнейшего методического разрешения, поскольку современные требования к диалогической речи - научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке - не всегда и в полной мере выполняются. Создавшееся положение требует новых поисков более рациональной методики обучения диалогической речи, при которой желаемые практические результаты достигались бы кратчайшим путем, с минимальной затратой времени и усилий, а сам процесс обучения стал бы посильным, интересным и увлекательным для обучающихся. Таким образом, можно сформулировать основное противоречие между необходимостью развития субъектности учащихся в процессе диалогового обучения иностранному языку и недостаточностью разработки этого вопроса в теории и практике общеобразовательной школы.
В связи с этим возникли очень непростые вопросы: Как лучше формировать у учеников готовность быть субъектами учебной деятельности? Как работать в группах учеников, среди которых не все готовы выступить в роли подлинных субъектов? Ведь для того, чтобы ученик стал субъектом образовательной деятельности, он должен стать:
субъектом жизнедеятельности;
субъектом предметной деятельности;
субъектом коммуникативной деятельности;
субъектом собственной деятельности.
А становлению субъектной позиции способствует:
- вовлечение учащихся в процесс целеполагания деятельности, которое определяет характер различных актов, направленных на достижение результата;
-реализация проблемно-диалоговых педагогических технологий и субъект-субъектных отношений в совместной деятельности;
- организация рефлексивной деятельности.[6,71]
Размышления о том, как помочь школьникам развивать их субъектность, т.е. активность, самостоятельность, рефлексию, создать такие условия обучения, чтобы учащиеся стремились получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно участвовали в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствовались в овладеваемой ими иностранной речевой деятельности стимулировали меня к прохождению уровневых курсов по Программе третьего (базового) уровня, что привело меня к внедрению идеи 7 модулей Программы, где особый акцент делаю на модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», а именно «Диалоговое обучение». Способом реализации нового типа обучения является диалоговое обучение, направленное на развитие личности учащегося в качестве субъекта учебной деятельности. Ведь именно диалогическая речь является одной из основных форм речевого общения, несмотря на то, что сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи. «Беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях, и на этой основе продвигают обучения ученика вперед» (Александер, 2004).[7,145]
Цель проекта:
Совершенствование качества образования на уроках английского языка путем развития коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогового обучения.
Задачи:
научить самостоятельно приобретать новые знания в процессе диалога и применять их на практике;
формирование навыков и умений самостоятельного решения; коммуникативно-познавательных задач в устной речи и чтении;
развитие языковой культуры, культуры общения;
развитие умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников;
развивать познавательный интерес учащихся.
Ведущая педагогическая идея проекта:
Главная идея проекта состоит в создании оптимальных условий на уроках английского языка для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях средствами диалогового обучения.
Гипотеза:
Если использовать диалоговое обучение в процессе обучения английскому языку, будет развиваться субъектность учащихся, повысится внутренняя мотивация школьника, а это приведет к повышению качества образования.
Планируемые образовательные результаты:
эмоционально- положительное отношение к обучению как к увлекательному процессу, способу самопознания;
расширение кругозора ребенка;
освоение механизма самостоятельного получения новых знаний;
рост познавательных потребностей;
развитие специальных умений и навыков необходимых в совместном исследовательском поиске через диалог ( информационных, коммуникативных, организационных.)
Теоретическая база проекта
Для того, чтобы аналитическая работа была эффективной, рассмотрим теоретические основы опыта. Теоретические вопросы, связанные с исследованием феномена личности как субъекта деятельности, были раскрыты в ряде работ зарубежных исследователей. Анализ результатов исследований В.П. Кузовлева, Е.И. Пассова, Г.К. Селевко доказывают, что в настоящее время существуют возможности для развития субъектных качеств личности в ходе учебного процесса.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. [7,144] Диалоговое обучение – это, прежде всего обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, как субъектов образовательного процесса. Коротаева Е. В. же трактует интерактивное обучение как обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.[4, 23] Александер утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.[7,145] В области предмета “ Иностранный язык” не проведено достаточно целенаправленных исследований, позволяющих создать теоретическую базу для обеспечения учебного процесса, отвечающего поставленным задачам. Существуют потенциальные возможности изменения учебного процесса в направлении, адекватном потребностям общества и отдельного ученика.
Технология проекта
Анализ существовавшей ситуации свидетельствовал о низком уровне развития субъектности учащихся нашей школы, низкой мотивации к учению, отсутствию активности учащихся на уроках, а также о недостаточном уровне развития коммуникативных навыков учащихся. Начав применять на практике диалоговое обучение, пришла к выводу, что в процессе преподавания оно позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, а самое главное добиваться, пусть небольших, но положительных результатов в учебной и воспитательной деятельности.
Диалоговое обучение предполагает сообучение, когда ученики и учитель являются субъектами учебного процесса. Диалоговое обучение основано на прямом взаимодействии учеников с опытом своих друзей, большинство упражнений обращается к опыту самого ученика. Диалог может происходить между учителем и классом, учителем и группой учеников, ученика с учеником, учителя с учеником.
Для внедрения идей Программы в своей преподавательской деятельности я часто использую парную и групповую формы работы, интерактивное обучение. Использование на уроках тактики «ученик-ученик» позволяет в более точном оценивании понимания учащихся, потому что, имеется возможность слушать обсуждение учеников, вступать в разговор со всеми учащимися, а не только с теми, кто поднимал руку. Учащиеся получают возможность поговорить друг с другом, обсудить заданный вопрос, обменяться мнениями, выразить свое согласие или несогласие. В процессе общения у детей появляется возможность обосновывать свое мнение. Стоит отметить, что вводить интерактивные методы обучения нужно постепенно, начиная приучать детей работать в парах или малых группах, где учащиеся (все, даже самые застенчивые) получают возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). В данном случае стараюсь подобрать такую дискуссионную тему, которая в обществе имеет, по крайней мере, две противоположные точки зрения. При этом каждая точка зрения (вариант решения проблемы) имеет значительное число своих сторонников и поддерживается убедительной аргументацией. В ходе диалогового общения дети учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми, что является очень значимым для предмета «Английский язык». Для этого на уроках организую исследовательские проекты, ролевые игры, творческие работы. Мое местo, как учителя, на уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, к осуществлению рефлексии.
Школьники могут объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми. Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы. Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора. Состав групп может быть различным, учащиеся могут переходить из одной группы в другую.
На уроках стараюсь не вмешивается в работу групп, но ни на минуту не теряю контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой. Результатами наблюдений становится лучшее понимание особенностей учащихся, совершенствование заданий и методики обучения. При подведении итогов выясняю, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько «подводных камней», с которыми сталкиваюсь в процессе работы. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что спикер высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. При этом не боюсь заострить на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции или мнения. Постоянно делаю акцент на использовании учащимися различных лексических клише для выражения своего мнения: “I believe, I strongly believe, I consider, I can’t but say, etc”. Работая в группах, выслушивая точки зрения собеседников, возможно противоположные, учащийся может изменить свою позицию, при этом доказав это аргументировано.
Успех диалогической беседы заключается в правильной постановке вопросов. На своих уроках, используя таксономию Блума, составляю такие вопросы, которые не только раскрывают и поясняют основную тему урока, но и развивают мышление каждого ученика. Например, при изучении темы «London» в 5 классе использовала такие вопросы, от простого к сложному:
1 Назовите столицу Великобритании
2 Если вы говорите, что столица Великобритании Лондон, то какая столица Англии?
3 Почему у этих двух стран одна столица?
4 Какую часть Лондона вы бы хотели посетить и почему?
5 Если бы вы были королевой Великобритании, в какой из королевских резиденций Лондона вы бы жили?
Немаловажным фактором при диалоге является умение  учителя ожидать ответ ученика до 7 секунд.
Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе. Стратегии, наиболее часто применяемые на уроках английского языка: «Ожидания», «Живая линия», «Вопросы по кругу», «Дебаты», «Мозговой штурм», «Аквариум», «Дискуссия», «Займи позицию», «Дерево решений», «Метод пресс», «Карта памяти», «Посланник».
Диалоговое обучение позволяет обогащать устную и письменную речь учащихся, пополнять активный запас слов. Например,  перед учениками я поставила вопросы о том, как они понимают слово «Семья».  Используя  стратегию «Мозговой штурм», я  создала проблемную ситуацию  в классе,  предложив им  вопросы, касающиеся принципов критического мышления и диалогового обучения: Как вы представляете, какая музыка может звучать, когда речь идет о семье? Какая погода может сравниться с семьей? Как вы думаете, а какими красками можно «нарисовать» семью ?
Для вовлечения учащихся в диалог на своих уроках использую методику Open Space «Открытое пространство». На уроке мои учащиеся разрабатывают свое направление работы или выбирают из предложенных мною тем ту проблему, которая им наиболее интересна. Каждый придерживается того, что для него интересно и важно. Например, при работе над темой «Праздники» учащимся предлагаются следующие темы: история праздников, традиции празднования и символы праздников. Учащимся необходимо вспомнить, обсудить и записать совместными усилиями известную им на данный момент информацию по определенной теме.
Чаще всего на уроках применяю обучение в команде- «Student Team Learning». Этот прием прекрасно подходит для отработки новой лексики на уроке. После ознакомления с новыми словами учащиеся выполняют задания в группах, направленные на запоминание данной лексики: перевод слов и словосочетаний, употребление слов в предложении, практика в написании новых слов. После проделанной работы учащиеся из других групп могут корректировать и исправлять работы своих товарищей, проводить взаимопроверку, а затем рассказать своим партнерам по группе о своих результатах и ошибках. Например, изучая тему «Степени сравнения прилагательных» в 6 классе я использую стратегию «Дерево решений». Каждая группа выполняя задание делает записи на своём «дереве» 1 группа - односложные прилагательные, 2 группа - многосложные, 3 группа - исключения, потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Известно, что проблема современных школьников в том, что дети не умеют строить высказывание на определённую тему. На уроках английского языка использую упражнение «Метод Пресс», которое развивает умение формулировать высказывание аргументировано, лаконично и состоит из четырёх этапов:
Высказывание собственной точки зрения (я считаю, что- I think)
Обоснование своей мысли (так как- because)
Примеры и аргументы ( например- for example)
Вывод, обобщение (итак)
Научив детей общаться в группах, выношу обсуждение дискуссионных проблем на коллектив. Одним из методов развития коммуникативной компетенции, используемых мною на данном этапе, являются дебаты. Его применяю, когда учащиеся уже имеют опыт работы в группах и обсуждения проблем. Этот метод является довольно сложным для учащихся, и тем более для преподавателя, так как требует создания условий для успешной работы (правильная постановка темы, распределение ролей среди учащихся, обеспечение учащихся дополнительной информацией или ее источниками, и т.д.). Но игра стоит свеч, так как дебаты развивают у учащихся все четыре основных языковых коммуникативных навыка – аудирование, чтение, письмо и, прежде всего, говорение. На этапе подготовки спикеры анализируют литературу, создавая опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные навыки. Непосредственно во время дебатов совершенствуются умения аудирования и говорения, а раунды перекрёстных вопросов позволяют включить в этот процесс всю группу. Для выражения несогласия учащиеся используют лексические клише, типа “I see your point of view, but…, I can’t fully agree with you here, I strongly disagree with you, I think you are absolutely wrong.” Важно, чтобы участники дебатов не переносили свои эмоции на личности друг друга, учились вести дискуссию дружелюбно и спокойно.
Помимо развития непосредственно языковых умений, дебаты формируют умения публичного выступления и ведения дискуссии, учат эффективным речевым приёмам и тактикам. На уроках дебаты, несмотря на сложности, вызывают большой интерес у учащихся, так как они максимально приближены к реальной ситуации общения людей в социуме. В процессе работы делаю все возможное, чтобы коммуникативная компетенция каждого ученика была развита на достаточном уровне для его дальнейшей самореализации в рамках межкультурного общения. Таким образом, на уроках английского языка через диалоговое обучение организую: учебную атмосферу в классе с собственной дозированной помощью учащимся; учебные ситуации для учащихся, побуждающие их к интеграции усилий; исследование задачи, которое воспринимается учащимися как собственная инициатива; проявление самостоятельности в интеллектуальном поведении учащихся, сохраняя свой научный авторитет.
Таким образом, хотелось бы отметить, что эффективными методами в развитии диалогового обучения является групповая работа, работа в парах, ролевая игра. Чтобы добиться результативности работы, детям надо активно обсуждать, анализировать, делать выводы, и всю эту работу провести в определенное время. При работе в группах, если хотя бы один ученик останется в стороне, группа не сможет добиться желаемого результата. А при работе в парах — такое отстранение от работы одного из участников вообще не приведет к положительному результату. То есть, активное взаимодействие через диалог помогает детям усвоить тему более простыми методами.
Изучая предмет в ходе диалога, учащиеся развиваются интеллектуально, учатся совместной работе в кругу сверстников, развиваются когнитивно, эмоционально, социально, эмоционально. Наблюдая работу в группе, убедилась в том, что ученики разного уровня развития интеллекта и способностей могут друг друга слушать, исправлять ошибки, высказывать свои идеи при создании кластеров, постеров, анализировать изученный материал, делать выводы. Более сильные учащиеся помогают слабым ученикам, которые берут пример с сильных учеников, они равноправны в своих действиях. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать новые знания, развивает познавательную деятельность, ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих проблем, саморегуляции.
Результативность проекта
Для эффективного управления образовательным процессом необходим
целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и
факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние.
Объективную оценку результатам работы даёт разработанный диагностический материал используемый в работе:
Педагогические методики Психологические методики
1. Диагностическая карта «Наши умения» 1. Диагностическая карта класса с целью обработки критериев личностного роста учащихся
2. Карта сформированности ЗУН по предмету 2. Индивидуальная карта развития школьников
3. Диагностическая карта учащихся «Умею ли я учиться» 3. Психолого-педагогическая карта личности учащихся
4. План-программа наблюдения за развитием учащихся 4. Изучение поведенческих особенностей учащихся
5. Анкета для учащихся о применении на уроках педагогических технологий 5. Психологическая диагностика (инвариантный блок)
6. Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении 6. Личностный опросник ИСН
7. Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме Диагностика позиции субъектности дала следующие результаты: 19% учащихся занимали инициирующую позицию,57% учащихся занимали позицию активного участника, 24% учащихся пассивны. Оценка позиций помогла прогнозировать перспективы учебного сотрудничества. Сравнительный анализ стартовых и промежуточных результатов показывал позитивные изменения в социальных и психологических качествах личности.
Учащимся нравится работать в группах. Анализируя анкеты, сделала следующие выводы: 85 % учащихся отмечают, что во время уроков слушали своих товарищей, 70 % отметили, что стали внимательнее, многое запомнили на уроках, много думали, 95 % учеников отметили, что время на уроке проходит быстро. Такие отзывы радуют, понимаешь, что ученики изменились благодаря новым подходам в преподавании и обучении,   они ценят  помощь друга, подсказку, активно участвуют в учебном процессе. 
  Итоговая диагностика показала:
34% учащихся занимают позицию, инициирующую позитивное общение;
66% учащихся вступают в активный диалог;
100 % учащихся нравится обучаться по данному методу;
100 % учащихся отметили, что стали лучше понимать и усваивать материал;
80 % учащихся почувствовали уверенность в своих силах;
70 % получили возможность совершенствовать коммуникативные навыки.
Результативность применения технологии диалогового обучения на уроках английского языка можно проследить по позитивной динамике качества знаний учащихся, которое было недостаточно высоко 47%. Сравнительный анализ качества знаний показывает, что в целом около 57 % учащихся успевают на «4» и «5», это говорит о положительной динамике, что для учащихся нашей школы неплохой рост.
Уровень успеваемости по английскому языку у детей в школе в период с 2014 по 2015 гг. стабилен и составлял 100 %, что сказывается на их участии в разных конкурсах по предмету, в результативной работе научного общества учащихся «Поиск», секции «Языкознание»
Для анализа результативности проекта использованы следующие методы:
-проведение открытых уроков;
-наблюдение;
-анкетирование участников образовательного процесса;
-беседы;
-обобщение результатов обучения на заседании ШМК ГЭЦ, методическом совете школы;
-тестирование;
-анализ деятельности субъектов образовательного процесса по его оптимизации;
-публикация материалов на страницах школьной газеты «Имидж».
В процессе работы было выявлено «поле проблем» и намечены пути их решения:
«Поле проблем» Пути решения
Нежелание некоторых учащихся занять активную позицию, так как им проще оставаться «потребителями» знаний Использование различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения
Проблема в выборе средств, влияющих на формирование субъектности школьников Определение способов развития и влияния субъектности и критерии её формирования в условиях внедрения диалогового обучения
Проблема формирования у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа, ответственности за свои решения и действия, рефлексивных способностей, ощущения границ своего Я Формирование активной, позитивной Я-концепции учащихся, активнее развивать рефлексивные навыки на всех этапах урока
Проблема развития умений и навыков взаимодействия с другими людьми Формирование управленческой, информационной, коммуникативной, технологической, личностной, социальной компетенций учащихся через организацию взаимодействия в группе и моделирование ситуаций реального общения
Проблема в выработке методики и технологии построения индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка, обладающего индивидуальными способностями и интересами при сохранении основ классно-урочной системы Осуществление мониторинга индивидуального стиля учебной деятельности учащихся с целью повышения качества ЗУН
Мне бы хотелось, чтобы как можно больше учителей могли применять на практике мою идею, так как считаю, что при умелом и уместном употреблении диалогового обучения появляются широкие возможности для формирования положительной мотивации, роста познавательной активности учащихся, на повышение работоспособности, развития творчества, преодоления пассивности учащихся на уроке, развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Перспективы совершенствования качества образования:
внедрение и сопровождение системы менеджмента качества образования;
предложение новых форм и технологий обучения;
конструктивное взаимодействие на управленческом уровне на всех ступенях образования.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружественной атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества.

ЛИТЕРАТУРА
Гальскова Н.Д. – Современная методика обучения иностранным языкам. Москва 2000.
Зимняя И.А.– Психология обучения иностранным языкам в школе. М: «Просвещение»1991.
Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков, 2012
Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий. - Екатеринбург, 2000.
Пассов Е.И.– Коммуникативное иноязычное образование. Минск « Лексис» 2003.
Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании//Наука и образования, 1996.
Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание. www.cpm.kzУваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. - М., 2001.


Отзыв
Проект Тороховой Н.В. посвящен проблеме повышения качества образовательного процесса на уроках английского языка через диалоговое обучение. Актуальность данного проекта не вызывает сомнений, поскольку развитие диалогической речи на иностранном языке – одна из самых острых проблем современной педагогической науки, а современные требования к диалогической речи - научить учащихся вести беседу на иностранном языке - не всегда и в полной мере выполняются. Автором проведена серьезная работа по развитию субъектной позиции учащихся, их коммуникативных навыков через интерактивные методы работы. Немаловажным является то, что Торохова Н.В.. пишет о результативности использования диалогового обучения на уроках английского языка.
Проект Тороховой Н.В. «Управленческая деятельность учителя как фактор совершенствования качества образования на уроках английского языка через диалоговое обучение» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данный проект может быть рекомендован для участия в конкурсе «Поиск и творческое вдохновение»
ЗАЯВКА
на участие в конкурсе «Поиск и творческое вдохновение»
1 Город Усть-Каменогорск
2 Место работы КГУ «Меновновская средняя школа»
3 Ф.И.О(полностью) Торохова надежда Владимировна
4 Должность Учитель английского языка
5 Педстаж 15 лет
6 Педстаж по должности 15 лет
7 Образование Высшее
8 Квалификационная категория Первая
9 Рекомендуемая тема работы Управленческая деятельность учителя как фактор совершенствования качества образования на уроках английского языка через диалоговое обучение
10 Номер секции, название Методическая работа по повышению качества предметного образования
11 Адрес места работы ВКО, г.Усть-Каменогорск, ул.Новая,15
12 Телефон (домашний, мобильный) Дом.87232574020, сот. 87779923002
Дата заполнения_________________________________
Личная подпись участника конкурса___________________________
Подпись руководителя организации образования_________________
Аннотация
В данном проекте рассматривается проблема повышения качества образования на уроках английского языка через диалоговое обучение. Выявлена и обоснована необходимость развития диалогической речи на изучаемом иностранном языке как одна из самых острых проблем современной педагогической науки. Целью проекта является совершенствование качества образования на уроках английского языка путем развития коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогового обучения. Особое внимание уделено использованию различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе. Автор прослеживает становление субъектной позиции учащихся в процессе диалогового обучения иностранному языку через групповую и парную формы работы. На основе проведенного исследования автором выявлены проблемы, намечены пути их дальнейшего решения и определены перспективы по дальнейшему совершенствованию качества образовательного процесса. Проект будет интересен творчески работающим учителям иностранного языка, желающим совершенствовать качество образовательного процесса.
Аңдапта
Бұл жабада диалогтық оқыту арқылы ағылшын тілі сабақтарында білім сапасын көтеру мәселесі қарастырылған. Педагогика ғылымының өзекті мәселелерінің бірі ретінде оқылатын шет тілінде диалогтық сөйлеуді дамыту қажеттілігі анықталды. Жоба мақсаты диалогтық оқыту үрдісінде оқушылардын коммуникативті құзыреттілігін дамыту арқылы ағылшын тілі сабақтарындабілім сапасын жетілдіру. Оқушылардың топтағы жұмысын ұйымдастыру және қарым- қатынас жағдайын модельдеу әдістері мен әдістемелік стратегияларын қолдануға ерекше назар аударылған. Жүргізілген жұмыс нәтіжесіне автормен қиындықтар анықталып, көрсетілген және оларды шешу жолдары қарастырылған ,сонымен қатар білім беру үрдісінің сапасын жетілдіруге ұмтылған , шығармашылықпен жұмыс істейтін ағылшын тілі мұғалімдеріне қызықты болады.