Организационно-управленческая деятельность руководителя ДОО
Организационно-управленческая деятельность руководителя ДОО
В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование; пересмотрены концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права и возможности педагогов.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию. Кроме того, приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО).
ФГОС ДО разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 году закона “Об образовании в Российской Федерации”.
Стандарт нового поколения предъявляет новые требования к ожидаемым результатам общего образования, что обуславливает новое содержание и способы управленческой деятельности руководителей дошкольных Организаций.
ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.Стандарт разработан на основе: Конвенции ООН о правах ребёнка; Конституции РФ и законодательства РФ.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования:
к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму;
к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Модернизация системы образования, введение ФГОС способствуют изменению содержания, усложнению функций, условий деятельности современных дошкольных образовательных организаций (далее ДОО). Что влечёт за собой значительные изменения организационного аспекта управления, усложняет деятельность руководителя, появляется потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-управленческой деятельности.
Анализируя работу дошкольной организации, перестраиваем управленческую деятельность в рамках новых ценностей, таких как конкурентоспособность, компетентность, самоорганизация, самоуправление, корпоративная культура, рынок образовательных услуг, социальное партнерство. На основании изменения содержания дошкольного образования и системы управления определили современные управленческие функции руководителя и направление деятельности педагогического коллектива, ориентируя на инновационный путь обеспечения качества дошкольного образования, поиск социальных партнёров в создании оптимальных и эффективных условий развития личности дошкольника.
Педагогический опыт, изучение проблем дошкольного образования и обсуждение перспектив его развития способствовали созданию модели управления развитием ДОО.
Основные идеи модели
1. Приоритеты ребенка и детства. Основной формой обучения детей дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
2. Модернизация управленческой деятельности, связанная с мониторингом состояния образовательной системы дошкольной организации, проектированием модели образовательной среды, проектированием стратегии и тактики развития ДОО.
3. Конкурентоспособность ДОО на рынке образовательных услуг, за счет эффективной реализации вариативных образовательных программ и технологий, соответствующих запросам детей и родителей;
4 Развитие корпоративной культуры на основе общих цели, ценностей. Стимулирование мотивации педагогического персонала на инновационные процессы в ДОО через развитие творчества, создание авторских программ, внедрение инновационных технологий за счет интеграции с социальными партнерами, участия в конкурсном движении.
Цель управленческой деятельности заключается в создании образовательного пространства дошкольной организации, как среды максимально широкого диапазона для развития личности, действующей в соответствии с общественными ценностями и приоритетами, ожиданиями и интересами.
Определили стратегические направления развития образовательной организации:
Во-первых, обеспечиваем научно-методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса и системы управления.
Во-вторых, важным стратегическим направлением развития дошкольной организации является повышения качества воспитательно-образовательного процесса и внедрение инновационного опыта управленческой деятельности.
Качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива.
В связи с этим, качество образования в нашем детском саду определяется следующими позициями:
– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.);
– какие условия созданы в ДОО (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклиматв коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОО; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и т.д.)
Одной из функций управления качеством образования является контроль, обеспечивающий необходимую для управления обратную связь. Проводимый анализ результатов контроля позволяет спланировать работу по повышению квалификации педагогов, оказать своевременную педагогическую помощь, способствует внедрению инновационного педагогического опыта. Контроль управления качеством дошкольного учреждения регламентируется Положением о внутренней контрольной деятельности в МБДОУ ЦРР д/с “Ромашка”.
В-третьих, взаимодействие с социальными партнерами в социокультурном пространстве, с родительской общественностью. Разработаны планы и модели взаимодействия с учреждением образования, культуры (а именно со школой № 3, с филиалом центральной детской библиотекой), план мероприятий с группой профилактики пожарной части г. Черногорска, план мероприятий по безопасности дорожного движения, а так же план мероприятий по вовлечению в воспитательно-образовательный процесс детей микрорайона, не посещающих дошкольную организацию. На базе детского сада организована работа консультационного центра “Семейный очаг”.
Организация новой системы эффективного управления в образовательном учреждении заключается в укреплении связей с родительской общественностью. В детском саду широко используются современные формы работы педагогического просвещения родителей с целью ознакомления их с инновационной деятельностью: презентаций программ и технологий, опросы и анкетирование с целью изучения общественного мнения о работе детского сада, изучение запроса семей на образовательные услуги. Родители имеют возможность, познакомится с деятельностью дошкольной организации посредством сети Интернет, в которой функционирует сайт учреждения. Подобная управленческая стратегия, укрепляет уверенность родителей в высоком качестве образовательного процесса, что положительно влияет на имидж детского сада.
В-четвёртых, в детском саду созданы условий для профессионального роста сотрудников. В дошкольном учреждении разработан план повышения квалификации педагогов, план самообразования. На основании Положения “Об оплате труда, выплатах компенсационного и стимулирующего характера работников МБДОУ ЦРР д/с “Ромашка” определено материальное поощрение за организацию инновационной деятельности. Так же привлекаем активных педагогов к управлению дошкольной организацией, что позволяет распределять и делегировать часть функций управления. В связи с этим в процессе работы складывается новая модель управления, которая включает в себя временные и постоянные группы, состоящие из представителей разных структурных подразделений. Временные группы создаются для решения конкретных задач (например, в рамках проведения мероприятия или для планирования определенной работы). Постоянные группы проводят мониторинг и анализ педагогической работы. Такая деятельность привела к следующим результатам: повысился инновационный потенциал педагогического коллектива, возросла активность участия в конкурсных мероприятиях. 82% педагогов имеют дипломы, грамоты и благодарности на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Внедрение инновационных программ и технологий способствует накоплению передового педагогического опыта, 75% педагогов имеют публикации в интернет-сайтах.
В-пятых, укрепление и совершенствование материально - технической базы ДОО, посредством привлечения и рационального использования всех форм финансирования: бюджетных, внебюджетных, спонсорских, в том числе в перспективе организация платных образовательных услуг.
В ДОО разработан план внедрения ФГОС ДО, который включает 4 направления:
1. Организационное введение ФГОС дошкольного образования.
2. Нормативное обеспечение введения ФГОС ДО.
3. Кадровое и методическое обеспечение перехода на ФГОС ДО.
4. Информационное обеспечение перехода ДОО на ФГОС.
Ключевое место в ФГОС занимают требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Данные требования включают требования к психолого – педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а так же к развивающей предметно-пространственной среде.
Анализируя требования к условиям реализации основной образовательной программы, для реализации ФГОС в нашем детском саду сегодня созданы основные условия, а именно
1. В детском саду взаимодействие педагогов с детьми строится на доброжелательном отношении к ребенку, индивидуальном подходе, уважении педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формировании и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. В образовательном процессе используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Педагоги взаимодействуют с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлекают семьи непосредственно в образовательный процесс.
Созданы необходимые условия для медицинского сопровождения детей в целях охраны и укрепления их здоровья. Наполняемость групп, организация питания и оздоровления осуществляется в соответствии с нормами СанПин.
Несомненно, одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду, стараемся оформить групповые комнаты, учитывая особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Детский сад реализует образовательную программу “Детство”, поэтому создание среды в соответствии с содержанием данной программы требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности.
Мы стремимся, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной исследовательской и творческой активности.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Поэтому все игры и игрушки расположены в доступном для детей месте, игровые и развивающие пособия расположены на уровне глаз детей. В центрах детского развития весь игровой материал соответствует противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям. Таким образом, развивающая среда в группах соответствует основным принципам ФГОС: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
2. Организация полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Штатное расписание включает 16 педагогов: из них 12 воспитателей и 2 узких специалиста (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). 19% педагогов имеют высшее образование, 81% имеют средне-специальное образование. По категорийности: 19% педагогов имеют высшую категорию, 50% первую категорию, 6% вторая категория, 19% педагогов прошли соответствие занимаемой должности.
3. Одним из условий эффективного управления качеством образования является постоянное совершенствование материально-технической базы, с целью создания комфортных условий не только для детей, но и для сотрудников. В нашем детском саду соблюдены основные требования к материально-техническому обеспечению: требования, определяемые в соответствии с СанПиН и нормативами, в соответствии с правилами пожарной безопасности.
4. Финансовое обеспечение осуществляется в соответствии муниципального задания Учредителя.
Таким образом, грамотно выстроенная система управления позволяет значительно повысить качество воспитательно-образовательного процесса, профессиональную компетентность педагогов, способствует эффективному взаимодействию с социальными партнерами и обеспечивает конкурентоспособность дошкольной организации на рынке образовательных услуг.
В заключение и хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: “Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед”, это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании, в системе управления Организацией не просто дань моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.