РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ. 04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа по профессиональному модулю Методическое обеспечение образовательного процесса
Редакция 1
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Бюджетное образовательное учреждение Орловской области
среднего профессионального образования
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«Утверждаю»
Директор БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический
колледж»
___________ Л.И.Шадрина
«___» ___________ 2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
ПМ. 04 Методическое обеспечение образовательного процесса
основной профессиональной образовательной программы СПО
для специальности среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
углубленной подготовки
Орел
2014г.
Рабочая программа по профессиональному модулю Методическое обеспечение образовательного процесса
Редакция 1
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа по профессиональному модулю
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС) по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» среднего профессионального образования (СПО).
Одобрена
кафедрой педагогики и методики начального образования
Протокол № 11 от « 29 » июня 2011 г.
Рассмотрена методическим советом колледжа
Протокол № 1 от « 28 » сентября 2011 г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Организация- разработчик: БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»
Разработчики:
Тюнина Л.А. .- преподаватель первой категории кафедры педагогики и методики начального образования БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»
Ахромеева С.Л.- преподаватель первой категории кафедры педагогики и методики начального образования БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»
Рецензенты:
Хованская Е.А.- кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Т.Н.Шварева – преподаватель высшей категории, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Методическое обеспечение образовательного процесса
МДК 04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 (050146) Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Методическое обеспечение образовательного процесса и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных учащихся.
2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по смежным специальностям
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся;
- участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки презентации отчетов, рефератов, докладов;
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
-анализировать образовательные стандарты, примерные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;
- определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание младших школьников;
- осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
- адаптировать имеющиеся методические разработки;
- сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся;
- создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
- теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов;
- теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, требования к оформлению соответствующей документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования;
- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;
- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
- основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
профессионального модуля:
Максимальное – 108 ч.;
Всего – 72 ч.;
Лекционных – 36 ч.;
Лабораторно- практических – 36 ч;
Самостоятельная работа – 36 ч.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Методическое обеспечение образовательного процесса», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 4.1
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся.
ПК 4.2
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3
Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.
ПК 4.4
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.
ПК 4.5
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и заказчиками образовательных услуг.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, оказывать первую медицинскую помощь, организовывать и проводить мероприятия по защите детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях.
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
ОК 12.
Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
Объем
часов
Уровень
освоения
Раздел 1.
Создание разнообразных видов методической продукции, систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий
55
Тема 1.1.
Теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов
1.
Методическая деятельность ее специфика в системе начального общего образования.
Методическая работа как фактор повышения педагогической культуры.
Сущность, цели и функции методической деятельности учителя начальных классов.
Специфика и виды методической деятельности учителя начальных классов.
2
2
2.
Направление и содержание методической деятельности учителя начальных классов.
Методическая культура учителя начальных классов.
Источники содержания методической работы учителя начальных классов.
Коллективная и индивидуальная методическая работа учителя начальных классов.
Уровни и формы осуществления методической деятельности.
2
2
3.
Методическое объединение учителей начальных классов.
Цели, задачи и содержание деятельности методического объединения учителей начальных классов.
Направление и формы работы методического объединения.
Документация методического объединения.
Контроль за деятельностью методического объединения.
3
2
Практические занятия
2
1
Анализ методической продукции
Тема 1.2.
Планирование как основа методического обеспечения образовательного процесса.
1
Технология конструирования педагогического процесса.
Этапы педагогического проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.
Проектировочная деятельность учителя начальных классов.
Планирование как результат конструирования педагогического процесса.
2
3
2
Планирование в деятельности учителя предметника.
Виды планирования в деятельности учителя – предметника.
Этапы подготовки к тематическому планированию учебного материала.
Методика тематического планирования учебного материала
Непосредственная подготовка учителя к уроку и его планирование.
Требование к оформлению тематического и поурочного плана.
2
3
3
Планирование работы классного руководителя.
Виды планов воспитательной работы.
Подготовка к разработке плана воспитательной работы.
Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
Планирование и подготовка воспитательного мероприятия.
Требования к оформлению плана воспитательной работы и плана воспитательного мероприятия.
2
3
4
Планирование комплексного методического обеспечения.
Понятие об учебно-методическом комплексе (УМК).
Структура УМК.
Этапы разработки УМК.
Требования к оформлению УМК.
2
3
Практические занятия
1
Тематическое планирование учебного процесса
4
2
Поурочное планирование учебного процесса.
4
3
Планирование воспитательной работы.
4
4
Планирование внеурочного воспитательного мероприятия.
4
5
Разработка УМК.
4
Тема 1.3.
Современные подходы и педагогические технологии в области начального общего образования.
1
Современные подходы в обучении, воспитании младших школьников.
Возрастной подход: специфика организации и методического образовательного процесса.
Компетентностный подход: специфика организации методического обеспечения образовательного процесса.
Личностно-ориентированный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса.
Гендерный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса.
Ассоциативный и деятельностный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса.
Модульный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса.
Проблемный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса.
Программированный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса.
Индивидуализация и дифференциация обучения: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса.
2
2
2
Современные педагогические технологии в начальной школе.
Традиционная технология.
Технология развивающего обучения.
Технология УДЕ.
Технология проблемного обучения.
Технология индивидуализации обучения(А.С. Гарницкая, В.Д. Шадриков, А.З. Зак).
2
3
3
Концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ и УМК
начального общего образования
Государственный образовательный стандарт. Учебный план. Примерные программы.
Учебники. Традиционные программы начального общего образования: «Школа России»,
«Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа,
«Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
Программы системы развивающего обучения: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
2
3
Практические занятия
4
1
Сравнительно-сопоставительный анализ примерных и вариативных программ начального общего образования.
Тема 1.4.
Создание предметно-
развивающей среды как средства
реализации программы
начального общего образования.
1
Теоретические основы создания предметно-развивающей среды в кабинете начальных
классов.
Понятие о предметно-развивающей среде, ее роль, цели и задачи.
Учет особенностей программ и УМК начального общего образования при создании
предметно-развивающей среды.
2
3
2
Педагогические условия создания предметно-развивающей среды.
Проектирование предметно-развивающей среды школьного кабинета.
Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-
развивающей среды.
Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования и учебно-методических
материалов для оснащения кабинета начальных классов.
Целостная модель предметно-развивающей среды кабинета начальных классов.
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды.
2
3
Практические занятия
1
Создание модели предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
4
Раздел 2.
Ведение проектной и исследовательской деятельности в области начального образования.
2
Тема 2.1 Проектная деятельность в области начального образования.
Этапы работы над проектом: диагностика, целеполагание, поиск информации, разработка и оформление проекта, защита проекта, реализация на практике, рефлексия. Примерная структура проекта. Уроки-проекты. Их особенности, методика подготовки