Прграмма профессионального модуля «Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»


ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Методическое обеспечение организации
физкультурной и спортивной деятельности»

20…. г.

Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования .
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Училище (техникум) Олимпийского резерва № 5»
Разработчики: Папикян Изабелла Хачиковна, методист

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
Протокол №____ от ______________201 г.
Председатель цикловой комиссии ________________
Согласовано с работодателем
Наименование организации
Должность ФИО
подпись
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
5
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
8
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
12
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля .13
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»

1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050141,входящий в состав укрупненной группы 050000 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА по направлению подготовки 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
2 . Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована с учетом требований Сан Пина.
.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа учебно-методических материалов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс и руководство соревновательной деятельностью в избранном виде спорта и организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;
планирования подготовки спортсменов в избранном виде спорта на различных этапах подготовки;
планирования физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;
разработки методических материалов на основе макетов, образцов, требований;
изучения и анализа профессиональной литературы, выступлений по актуальным вопросам спортивной и оздоровительной тренировки;
руководства соревновательной деятельностью в избранном виде спорта;
организации физкультурно-спортивной деятельности;
отбора наиболее эффективных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в процессе экспериментальной работы;
оформления портфолио педагогических достижений;
уметь:
анализировать программы спортивной подготовки в избранном виде спорта и планировать учебно-тренировочный и соревновательный процесс;
планировать организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
разрабатывать методические документы на основе макетов, образцов, требований;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
определять цели, задачи, планировать учебно-исследовательскую работу с помощью руководителя;
использовать методы и методики педагогического исследования, подобранные совместно с руководителем;
отбирать наиболее эффективные средства и методы физической культуры спортивной тренировки;
оформлять результаты исследовательской работы;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
знать:
теоретические основы и методику планирования учебно-тренировочного и соревновательного процесса в избранном виде спорта;
теоретические основы и методику планирования оздоровительной тренировки на базе изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;
методику планирования физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;
основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере физической культуры и спорта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферату, конспекту;
погрешности измерений; теорию тестов; метрологические требования к тестам;
методы количественной оценки качественных показателей;
теорию оценок, шкалы оценок, нормы;
методы и средства измерений в физическом воспитании и спорте;
статистические методы обработки результатов исследований
анализа планов и процесса проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий с различными возрастными группами, разработки предложений по их совершенствованию;
определения цели и задач, планирования, проведения, анализа и оценки физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения;
наблюдения, анализа и самоанализа физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с различными возрастными группами населения, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, преподавателями, тренерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
ведения документации, обеспечивающей организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и эффективную работу мест занятий физической культурой и спортом и спортивных сооружений;
уметь:
использовать различные методы и формы организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий, строить их с учетом возраста, пола, морфо-функциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и технической подготовленности;
комплектовать состав группы, секции, клубного или другого объединения занимающихся;
планировать, проводить и анализировать физкультурно-спортивные занятия и мероприятия на базе изученных видов физкультурно-спортивной деятельности (не менее 12 видов);
подбирать оборудование и инвентарь для занятий с учетом их целей и задач, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;
организовывать, проводить соревнования различного уровня и осуществлять судейство;
применять приемы страховки и самостраховки при выполнении двигательных действий изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;
осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий;
на основе медицинских заключений и под руководством врача разрабатывать комплексы и проводить индивидуальные и групповые занятия лечебной физической культурой;
использовать основные приемы массажа и самомассажа;
знать:
требования к планированию и проведению физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с различными возрастными группами занимающихся;
сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы физкультурно-спортивных мероприятий и занятий;
основы оздоровительной тренировки в изученных видах физкультурно-спортивной деятельности;
историю, этапы развития и терминологию базовых и новых видов спорта и физкультурно-спортивной деятельности;
технику профессионально значимых двигательных действий изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;
методику проведения занятий на базе изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;
методику обучения двигательным действиям и развития физических качеств в изученных видах физкультурно-спортивной деятельности;
технику безопасности, способы и приемы предупреждения травматизма при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности;
основы судейства по базовым и новым видам физкультурно-спортивной деятельности;
виды физкультурно-спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности, особенности их эксплуатации;
технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю;
основы педагогического контроля и организацию врачебного контроля при проведении физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с занимающимися различных возрастных групп;
виды документации, обеспечивающей организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом, требования к ее ведению и оформлению;
значение лечебной физической культуры в лечении заболеваний и травм, механизмы лечебного воздействия физических упражнений;
средства, формы и методы занятий лечебной физической культурой, классификацию физических упражнений в лечебной физической культуре;
дозирование и критерии величины физической нагрузки в лечебной физической культуре;
показания и противопоказания при назначении массажа и лечебной физической культуры;
основы методики лечебной физической культуры при травмах, заболеваниях органов дыхания, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
методические особенности проведения занятий по лечебной физической культуре и массажу;
понятие о массаже, физиологические механизмы влияния массажа на организм;
основные виды и приемы массажа
,
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Всего –282часа.
в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 174 часа,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 116 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 58 часов.
Учебная практика - 36 часов
Производственная практика (по профилю специальности) - 72 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности. Разработка и администрирование баз данных, в том числе числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Педагог по физической культуре и спорту, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 3.1 Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно- тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
ПК 3.2 Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
ПК 3.3 Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК 3.4 Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий if занятий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (0.3).
3.1. Тематический план профессионального модуля: «Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»
Коды
Профессиональных
компетенций Наименование разделов профессионального модуля. Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося. Самостоятельная работа обучающегосяУчебная часов. Производственная (по профилю специальности) часов (если предусмотрена рассредоточенная практика).
Всего часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов. В т.ч. курсовая работа (проект) часов Всего, часов. В т.ч курсовая работа (проект) часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 3.1 –
ПК 3.4
Раздел 1. Организация методической работы
педагога по физической культуре. 3
2 1 ПК 3.1 –
ПК 3.4
Раздел 2
Теория и методика
оздоровительной физической культуры. 51 32 2 17 ПК 3.1 –
ПК 3.4
Раздел 3
Теория и методика
избранного вида спорта 63 38 4 21 ПК 3.1 –
ПК 3.5
Раздел 4.
Основы спортивной метрологии. 27 18 9 ПК 3.1 –
ПК 3.5
Раздел 5. Учебно-исследовательская
работа. 30 12 8 10 УП. 03.01 Учебная практика
36 36 ПП.03.02. Производственная практика ( по профилю специальности) 72 72
ВСЕГО: 282 102 14 58 36 72
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю 03 :
теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту.

Наименование
Разделов
профуссионального модуля (ПМ), междисциплинарного
курса (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся. Объем
часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Раздел 1
Организация методической работы педагога по
Физической культуре. 3 МДК 03.01.Теоретические
и прикладные аспекты методической работы
педагога по физической культуре и спорту. Тема 1.1 Введение 1.Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия
2. Содержание, задачи и основные требования курса.
3.Место и роль учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки педагога
по физической культуре и спорту. 2 1
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ 03.01.
Раскрытие сущности и причин возникновения физического воспитания в обществе 1 1
Раздел 2
Теория и методика
оздоровительной физической культуры. 51 МДК 03.01.Теоретические
и прикладные аспекты методической работы
педагога по физической культуре и спорту. Тема 2.1
Система физического воспитания. Мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные основы
физического воспитания.
Цели и задачи оздоровительной физической культуры.
Общие социально-педагогические принципы оздоровительной системы физического воспитания.Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания. 2 1
Тема 2.2. Основы педагогического мастерства учителя
физической культуре (педагога-тренера) Педагогическое мастерство. Педагогическая технология. Педагогическое творчество.
Знание предмета.
Педагогический стратегия воспитания.
Методы воспитания. Средства воспитания.
Нравственное, умственное эстетическое, трудовое воспитание в физическом воспитании.
Оформления портфолио педагогических достижений. 2 1
Тема 2.3
Средства оздоровительной физической культуры Физическое упражнение. Техника физических упражнений. Пространственные,
временные. Пространственно-временные характеристики.
Классификация физических упражнений. Современные оздоровительные системы
физического воспитания. Оздоровительные силы природы.
Гигиенические факторы. 4 2
Тема 2.4.
Методы оздоровительной физической культуры. Общепедагогические методы. Специфические методы.
Методы обучения двигательным действиям.
Методы воспитания физических качеств.
Игровой метод. Соревновательный метод. 4 2
Тема 2.5
Принципы
оздоровительной
тренировки. Общеметодические принципы.
Специфические принципы оздоровительной физической культуры. 2 2
Тема 2.6. Теория и методика
обучения двигательным
действиям Двигательные умения и навыки ка предмет обучения в физическом воспитании.
Основы формирования двигательного навыка.
Структура процесса обучения, особенности этапов процесса обучения.
2 2
Тема 2.7. Теоретические и
практические основы
формирование физических качеств. Понятие о физических качествах.
Сила и основы методики ее воспитания. Средства воспитания силы.
Методы воспитания силы.
Скорость как физическое качество. Основы методики воспитания скоростных способностей.
Средства и методы воспитания скоростных способностей.
Выносливость и основы методики ее воспитания.
Средства и методы воспитания выносливости.
Гибкость как физическое качество. Основы методики воспитания гибкости.
Средства и методы воспитания координационных способностей.
Координационные способности и основы методики ее воспитания. 6 2
Тема 2.8. Формы
организации занятий воздоровительной
тренировке.
Классификация форм занятий в оздоровительной тренировке.
Характеристика урочных форм занятий.
Характеристика неурочных форм занятий. 2 2
Тема 2.9.Планирование в оздоровительной физической культуре. Перспективное планирование.
Текущее планирование.
Оперативное планирование.
Требования к планированию в оздоровительной физической культуре. 2 2
Практические занятия
Составление примерного плана методической деятельности преподавателя физической культуры.
2 2
Тема 2. 10. Контроль в оздоровительной физической культуре. Педагогический контроль.
Предварительный контроль. Оперативный контроль.
Текущий контроль. Оценка состояния здоровья и регуляция массы тела.
Методы контроля. Определение интенсивности тренировочных нагрузок.
Метод Карвонена. 4 2
Тема 2.11.
Кондиционная тренировка. Построение тренировочных программ и их индивидуализация. Цели и задачи
кондиционнтй тренировки.
Средства и методы кондиционной тренировки. 2 2
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ 03.01.
Использование игрового и соревновательного методов в оздоровительной тренировке.
Составление требований к личности преподавателя (тренера) как воспитателя.
Сформулировать ринципы оздоровительной системы физического воспитания
Использование принципов физического воспитания в системе подготовки школьника.
Использование принципов физического воспитания в оздоровительной тренировке пожилого человека.
Составление схем обучения двигательным действиям.
Раскрытие методики формирования двигательно-координационных способностей и основ их воспитания.
Изучение форм организации физического воспитания студенческой молодежи.
Написание реферата по теме: «Оздоровительная физическая культура в быту трудящихся».
Разработки методических материалов на основе макетов, образцов, требований к оздоровительной физической
культуре.
Определение оптимальной массы тела.
Определение уровня выносливости
Построение индивидуальных тренировочных программ
17 2
Раздел 3
Теория и методика
избранного вида спорта. 63 МДК 03.01.Теоретические
и прикладные аспекты методической работы
педагога по физической культуре и спорту. Тема 3.1
Футбол как вид спорта и
средство физического
воспитания. История развития футбола. Характеристики игровой деятельности футболистов.
Физиологические особенности деятельности футболиста.
Психологические особенности деятельности футболиста.
Связь различных видов воспитания в процессе занятий футболом. 2 2
Тема3.2. Технология деятельности тренера-преподавателя по футболу. Основы методического мастерства тренера по футболу.
Нравственное, умственное эстетическое, трудовое воспитание в процессе занятий
футболом.
. 2 2
Тема 3.3
Средства воспитания физических качеств футболиста. Физическое упражнение. Техника физических упражнений.
Классификация физических упражнений.
Соревновательное упражнение. Специально подготовительные упражнения. Общеподготовительные упражнения.
.Средства развития физических качеств. 4 2
Тема 3.4.
Методы спортивной тренировки футболиста.. Общепедагогические методы.
Специфические методы.
Методы обучения двигательным действиям.
Методы воспитания физических качеств.
Игровой метод.
Соревновательный метод. 4 2
Тема 3.6. Теория и методика
обучения технике игры в футбол. Двигательные умения и навыки ка предмет обучения в физическом воспитании.
Основы формирования двигательного навыка.
Структура процесса обучения, особенности этапов процесса обучения.
4 2
Тема 3.7. Теоретические и практические основы
формирование физических качеств футболиста. Понятие о физических качествах.
Сила и основы методики ее воспитания. Средства воспитания силы.
Методы воспитания силы.
Скорость как физическое качество. Основы методики воспитания скоростных способностей.
Средства и методы воспитания скоростных способностей.
Выносливость и основы методики ее воспитания.
Средства и методы воспитания выносливости. Гибкость и основы методики ее
воспитания.
8 2
Тема 3.8. Формы
организации занятий по футболу.
Классификация форм занятий в спортивных играх.
Характеристика урочных форм занятий.
Характеристика неурочных форм занятий.
Организация и проведение соревнований по футболу.
Документы для подготовки и проведения соревнований по футболу. 4 2
Тема 3.9.Планирование в футболе. Перспективное планирование.
Текущее планирование. Построение тренировочного процесса в годичном цикле.
Построение тренировочного процесса в микроциклах.
Оперативное планирование.
Требования к планированию в физическом воспитании.
Характеристика основных документов планирования. 6 2
Практические занятия.
Разработки методических материалов планирования на основе макетов, образцов,
требований. 4 2
Тема 3.10. Контроль в футболе. Педагогический контроль. Предварительный контроль. Оперативный контроль.
Текущий контроль. Этапный контроль. Итоговый контроль.
Методы контроля. Контроль соревновательной деятельности. Контроль тренировочной деятельности. 4 2
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ 03.01.
Определение характеристики соревновательной деятельности футболиста.
Требования к личности преподавателя (тренера) по футболу.
Составление схем обучения технике игры в футбол.
Изучение двигательно-координационных способностей и основ их воспитания.
Характеристика плана-графика учебного материала.
Изучение критериев оценки эффективности техники.
Использование общепедагогических методов в тренировке футболиста.
Характеристика рабочего тематического плана.
Разработки методических материалов для организации и проведения соревнований на основе макетов, образцов,
требований.
Содержание и организация текущего контроля. 21 2
Раздел 4.
Основы спортивной метрологии. 27 МДК 03.01.Теоретические
и прикладные аспекты методической работы
педагога по физической культуре и спорту. Тема 4.1
Основы теории тестов. Понятие о надежности тестов. Надежность тестов. Стабильность тестов.
Пути повышения надежности тестов. Информативность тестов.
Метрологические требования к тестам. 2 2
Тема 4.2. Основы теории
оценок. Основные задачи оценивания. Шкалы оценок. Стандартные шкалы.
Перцентильная шкала. Нормализованная Т-шкала. Шкала выбранных точек.
Параметрические шкалы. Разновидности норм. Возрастные нормы.
Пригодность норм. Погрешности измерений.
2 2
Тема 4.3. Методы и средства
измерений в физическом воспитании и
спортеКонтрольные упражнения для определения силы, скорости, выносливости, гибкости,
координационных способностей.
Методы количественной оценки качественных показателей.
Статистические методы обработки результатов исследований. 6 2
Тема 4.4. Методы и средства
измерений физических качеств. Контрольные упражнения для определения уровня развития силовых способностей.
Контрольные упражнения для определения уровня развития скоростных способностей.
Контрольные упражнения для определения уровня развития выносливости.
Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости.
Контрольные упражнения для определения уровня развития координационных способностей. 8 2
Самостоятельная работа при изучении раздела 4 ПМ 03.01.
Подготовить и сделать сообщение на тему:
Подготовить реферат на тему: «Эмпирическая информативность тестов».
Подготовить реферат на тему: «Таблицы очков по видам спорта и шкалы оценок».
Подготовить сообщение на тему: «Основные тесты физической подготовленности».
«Основные тесты для определения уровня развития физических качеств футболиста». 9 3
Раздел 5. Учебно-исследовательская
работа. 30 МДК 03.01.Теоретические
и прикладные аспекты методической работы
педагога по физической культуре и спорту. Тема 5.1. Физическая культура и спорт как научная дисциплина. Вопросы физической культуры и спорта требующие исследований.
Выбор темы для исследования. Научная проблема. Проблемность исследуемого вопроса.
Гипотеза. Цели и задачи исследования. 2 2
Тема 5.2. Анализ и
обобщение опыта передовой
практики и литературы. Практические занятия.
Изучение и анализ профессиональной литературы, выступлений по актуальным вопросам
спортивной и оздоровительной тренировки. 8 2
Тема 5.3
Методы исследования. Характеристика методов исследования.
Педагогическое наблюдение.
Анкетирование, интервью, беседа.
Педагогический эксперимент.
4 2
Тема 5.4. Подведение итогов исследования. Формулирование выводов и предложений.
Теоретическая и практическая значимость исследований.
Эффективность методических рекомендаций.
Оформление научного труда. 4 2
Тема 5.5. Результативность работы педагога по физической культуре Оформление портфолио педагогических достижений. 2 2
Самостоятельная работа при изучении раздела 5 ПМ 03.01.
Самостоятельный выбор темы для исследования.
Изучение и анализ профессиональной литературы, выступлений по актуальным
вопросам спортивной тренировки.
Изучение и анализ профессиональной литературы, выступлений по актуальным
вопросам оздоровительной тренировки
Составление схемы исследовательской работы.
Анализ материалов, отражающих результаты исследования. Подготовка устных выступлений, написание статьи по результатам исследования. 10 3
Учебная практика. Виды работ.
Анализ учебно-методических комплектов на основе образовательных стандартов , примерных и основных образовательных программ образовательного учреждения ,
Особенностей группы и отдельных обучающихся.
Составление письменного анализа документов, отражающих педагогический опыт
педагога по физической культуре (планы методической работы и методическая продукция).
Наблюдение и анализ деятельности педагога по физической культуре. Составление отчета о о о о наблюдении за деятельностью педагога в соответствии с критериями анализа
педагогического опыта. 36 Производственная практика (3по профилю специальности). Виды работ. Оформление портфолио педагогических достижений.
Разработка учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематическихпланов) для обеспечения образовательного процесса.
Презентация педагогических разработок в виде отчета, реферата, выступления назаседаниях ЦК , конференции по практике.
Организация информационно-методической выставки в образовательном учреждении
по проблемам физического воспитания.
Участие в разработке элементов предметно-развивающей среды физического воспитания по запросу образовательного учреждения.
72 Практические занятия 14 Самостоятельная работа 58 Всего 282 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинетов: педагогики и психологии; анатомии и физиологии человека; теории и методики избранного вида спорта; методического обеспечения организации физкультурно – спортивной деятельности; лечебной физической культуры и массажа.
Лаборатории физической и функциональной диагностики.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочие места студентов по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя с мультимедийным комплексом;
образцы планов работы классного руководителя;
подборка тестов для различных вариантов диагностирования;
программное обеспечение персональных компьютеров по темам МДК;
методические рекомендации и разработки по междисциплинарным курсам для преподавателя.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику и учебную.
.4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Теория и методика физического воспитания и спорта - Ж.К. Холодов Академия М 2004г.
Теория и методика футбола - С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва СпортАкадемПресс М 2002 г.
Оздоровительное лечебное и адаптивное плавание. - Н.Ж.Булгакова С.Н.Морозов О.И.Попов Академа М 2005г.
Спортивные игры. - Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнова Академа М 2004г.
Основы спортивной метрологии. - В.М. Зациорский М «ФиС» 1997г.
Дополнительные источники:
Гимнастика. - M.JI. Журавина Н.К. Меньшикова Академа М 2004г.
Легкая атлетика. - А.И. Жилин В.И. Кузьмин Е.В. Сидорчук. Академа М 2005г.
Спортивная метрология. - В.Б. Коберг Советский спорт М 2004.
Организация и судейство соревнований по легкой атлетике. - В.И. Лахов, В.И. Коваль «Советский спорт» М 2004г.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия по МДК проводятся в кабинете педагогики и психологии; методического обеспечения организации физкультурно – спортивной деятельности,
на физкультурно – спортивных сооружениях, находящихся на территории училища.
Учебная и производственная практика проводится рассредоточено, параллельно с изучением тем МДК в классах основной школы.
Консультации и практические занятия по темам МДК проводят преподаватели – методисты училища во внеурочное время. ГБПОУ МО» УОР № 5» Консультации по производственной практике проводят преподаватели – методисты училища во внеурочное время. ГБПОУ МО «УОР № 5» .
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
наличие высшего образования, соответствующего профилю преподаваемых дисциплин модуля, прохождение курсов повышения квалификации .Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Методисты: наличие высшего образования, соответствующего профилю практики, прохождение курсов повышения квалификации.
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 0.3.
Код Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 3.1 Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно - тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
-анализировать программы спортивной подготовки в избранном виде спорта и планировать учебно-тренировочный и соревновательный процесс;
Экспертная оценка выполнения практических работ, экспертная оценка
Руководства соревновательной деятельности спортсменов.
ПК 3.2 Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
-использование собственного тренировочного и соревновательного опыта в избранном виде спорта при планировании и проведении учебно-тренировочных занятий и в процессе руководства соревновательной деятельностью спортсменов;
Экспертная оценка выполнения практических работ, при планировании проведении учебно-тренировочных занятий.
ПК 3.3 Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов -анализ учебно-методических материалов, обеспечивающих учебно-тренировочной соревновательной деятельностью в избранном виде спорта и организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;
Экспертная оценка результатов практических работ Защита реферативной работы. Эксперная оценка содержания и оформления реферата. Эксперная оценка планов и отчетов по результатам наблюдения за дкятельностью педагога по физической культуре.
ПК 3.4 Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
.Эксперная оценка педагогической практики.Экспертная оценка отчета, реферата.
ПК 3.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
- оформлять результаты исследовательской работы;
- использовать методы и методики педагогического исследования, подобранные совместно с руководителем;
Экспертная оценка результатов практических работ, Экспертная оценка педагогического исследования в области образования физической культуры и спорта.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Объяснение сущности и социальной значимости профессии учителя ФК проявление интереса к педагогической литературе и педагогическим инновациям Экспертная оценка статьи,реферата(отчета).
Экспертная оценка отзывов о прохождении практики. Участие в профессиональных конкурсах. конференциях.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Обоснованность, постановки целей, выбора и применения методов и форм решения профессиональных задач в области различных видов деятельности учителя ФК Экспертная оценка результатов решения ситуационных задач при выполнении практических занятий в процессе педагогической практики.Экспертное наблюдение за соблюдение сроков выполнения самостоятельных работ.
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Выбор возможных действий в соответствии с условиями стандартных и нестандартных ситуаций в работе с детьми Эксперная оценка решения педагогических задач и ситуаций. Экспертное наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях, в практической деятельности.ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Поиск, отбор и использование необходимой информации для эффективного решения задач учителя ФК и личностного развития. Экспертная оценка
самостоятельного подбора и использования необходимой информации при выполнении практических и самостоятельных работ в ходе изучения тем МДК
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Использование информационно- коммуникационных технологий для получения дополнительной информации в Интернете для работы учителя ФК. Экспертная о ценка оформления работ.Оценка наличия ссылок на образовательные ресурсы,интернетв составленных списках литературы,отчетах,рефератов..Оценка сообщений на профессиональных форумах
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. Соблюдение норм командного взаимодействия,
демонстрация коммуникативных навыков в решении учебных и профессиональных задач в ходе изучения тем МДК, взаимодействие с учителями школы, с родителями школьников в процессе практики. Экспертная оценка роли и деятельности студентов в процессе выполнения коллективных практических и самостоятельных работ, форм и результатов взаимодействия их с учителями школ, родителями учеников в процессе практики.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. Постановка целей, выбор методов и форм, направленных на достижение результатов учебно – тренировочного процесса,
планирование организации и контроля деятельности обучающихся;
проявление ответственности за качество образовательного процесса (достижения учеников, внеклассные мероприятия). Экспертная оценка проведенного занятия,внеучебного занятия (мероприятия).
Анализ отзывов учащихся о уроке, внеучебного занятия (мероприятия).
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Повышение личностного и профессионального уровня, привлечение дополнительного методического материала по профессиональному росту при выполнении практических и самостоятельных работ.
Экспертная оценка анализа деятельности студента в ходе изучения тем МДК при выполнении практических занятий, в ходе учебной и производственной практики.
ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий. Учет современных целей и особенностей обучения при определении содержания и технологий учебно-тренировочного процесса. Экспертная оценка использования современных подходов выборе форм и методов воспитательной работы, новых технологий диагностики на практических занятиях ив процессе производственной практики.
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся. планирование профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей при проведении учебно-тренировочного процесса, внеклассных мероприятий, работы с родителями .Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе практики. Экспертная оцека конспектов уроков ( внеучебных занятий) мероприятий.
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при выполнении обязанностей учителя ФК. Экспертная оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ в ходе изучения МДК модуля.Эксперная оценка методической документации,
проектных и исследовательских работ.
ОК 12 Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности. Решение ситуационных задач с использованием
профессиональных компетенций. Экспертная оценка практических занятий по составлению планов и
конспектов, мероприятий.
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)