Введение в экономику. Формы и инструменты государственного регулирования экономики (Факультатив по экономической теории для учащихся старших классов образовательных учреждений)


Формы и инструменты государственного регулирования экономики
Как мы отметили выше, воспроизводство материальных благ и услуг в рыночной экономике предполагает определенное государственное воздействие на хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру.
Механизм регулирования экономики – это система организации целенаправленного воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов рыночной экономики, которая включает:
Цели госрегулирования – развитие общественного воспроизводства в соответствии с национальными приоритетами, поддержание сбалансированности и роста производства.
Формы реализации – программы прогнозы, специальные программы развития отдельных отраслей и сфер деятельности, индикативное планирование.
Методы регулирования – правовые, , нормативные, организационные, бюджетные, налоговые, кредитные, ценовые.
Субъекты регулирования – предприятия частного и государственного секторов, домохозяйства.
Объекты регулирования – экономические отношения: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные, производственные и непроизводственные, фаз и сфер воспроизводства.
В основе государственного регулирования экономики лежат определенные концепции, которые обусловливают его параметры.
Эффективную экономическую политику во многом определяет глубина и комплексный характер анализа ситуации. Это позволяет выработать четкие ориентиры политики, выбора инструментов и механизмов ее реализации.
Экономическая политика – это целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы, создание и совершенствование условий экономического развития страны.
Главной целью экономической политики любого государства является достижение благосостояния населения страны, рост его доходов и потребления.
Экономическая политика государства включает в себя структурную, инвестиционную, кредитную, финансовую, инновационную, социальную, внешнеэкономическую политику.
Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.
Государственное регулирование экономики предполагает использование различных форм и инструментов.
Различают две основные формы вмешательства государства в рыночную экономику: прямое вмешательство и косвенное вмешательство.
Прямое вмешательство - это процесс административного регулирования экономического поведения хозяйствующих субъектов.
Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита определенных секторов экономики и групп населения. Кроме положительных эффектов данные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка. Основными распорядительно-директивными инструментами воздействия на хозяйствующих субъектов являются постановления, приказы, инструкции, стандарты, методики, нормативы.
Косвенное вмешательство – это процесс воздействия на интересы субъектов хозяйствования с помощью экономических инструментов.
Косвенные способы предполагают воздействие на характер рыночных связей в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются различные экономические рычаги, планирование и программирование.
Для выработки эффективной экономической политики в странах с развитой рыночной экономики используют методы прогнозирования и программирования. Экономическое прогнозирование – это система представлений о направлениях в развитии и будущем состоянии экономики в целом, а также ее отдельных элементов. Метод экономического прогнозирования состоит в количественной и качественной обработке собранной информации о социально-экономическом состоянии национального хозяйства на данный момент, выявлении закономерных тенденций в его изменении, позволяющих получить представление об основных направлениях состояния и развития экономики станы в будущем.
Применение программирования и планирования связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований.
Формы и инструменты регулирования экономики представлены на рисунке 8.4.
Взаимосвязь и обусловленность рынков требуют использования различного инструментария при воздействии на экономический рост.
К основным экономическим инструментам государственного регулирования экономики относятся: бюджетно-налоговая, денежно-кредитная политика.
Бюджетно-налоговое регулирование осуществляется с помощью таких инструментов как: государственные расходы, налоги, предоставление амортизационных льгот. С помощью налогов и государственных расходов оказывается воздействие на динамику совокупного спроса.
Снижая налоги и увеличивая государственные расходы, государство расширяет финансовые стимулы для частных инвестиций, увеличивает платежеспособный спрос населения.
Повышая налоги и снижая расходы, оно наоборот, способствует свертыванию инвестиционной активности и снижению покупательной способности населения.
Рис.8.4. Формы и инструменты государственного регулирования экономики
Цель государственной экономической политики - создание условий для экономического развития
Формы государственного регулирования: прямые и косвенные
Методы государственного регулирования: экономические и административные
Инструменты государственного регулирования:
НалогиСубсидии
Амортизационные льготыГосударственные закупки
КредитыГарантии
СтрахованиеУчетная ставка
Обязательные резервыЦены
Валютный курсИмпортно-экспортные пошлины
КвотыОперации на открытом рынке

Денежно-кредитное регулирование включает изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов. С помощью этих инструментов государство воздействует на изменение спроса и предложения. Рост процентных ставок ужесточает условия кредита, что ведет к ограничению совокупного спроса.
В качестве цели единой государственной денежно-кредитной политики России сегодня выступает снижение инфляции. Набор инструментов денежно-кредитной политики и система их применения должны обеспечивать возможность не только регулировать уровень свободных денежных средств банковской системы (сглаживать краткосрочные конъюнктурные колебания ликвидности), но и формировать совокупное предложение денег на долгосрочную перспективу с учетом ожидаемых диспропорций между спросом и предложением денег. Поэтому ЦБ должен располагать инструментами как для абсорбирования избыточной ликвидности, так и для предоставления денежных средств кредитным организациям.
В целях связывания ликвидности ЦБ может регулярно проводить аукционы по продаже облигаций федерального займа с обязательством обратного выкупа, а также депозитные аукционы по привлечению средств кредитных организаций на срок от двух недель до трех месяцев. Решению этой задачи служат и операции по прямой продаже государственных облигаций Банком России из собственного портфеля.
В дополнение к рыночным инструментам стерилизации используются окна постоянного доступа для размещения свободных средств кредитных организаций в депозиты в ЦБ на установленных стандартных условиях по фиксированной процентной ставке.
В целях сглаживания конъюнктурных колебаний уровня ликвидности ЦБ развивает различные виды операций по предоставлению ликвидности. В частности, активно используется практика ломбардных аукционов, кредитов «овернайт» и внутридневных кредитов.
В зависимости от степени дисбаланса между спросом на деньги и денежным предложением государство может выбирать из набора инструментов те, использование которых приведет либо к фундаментальной, либо «мягкой» корректировке денежной базы. При различных сценариях развития макроэкономической ситуации состав инструментов может быть расширен в соответствии с потребностями экономики. В целях предоставления банкам дополнительного механизма управления ликвидностью центральный банк планирует пересмотреть принципы формирования обязательных резервов и порядок их депонирования. В условиях значительного дефицита ликвидности ЦБ может проводить операции по прямой покупке государственных облигаций на вторичных торгах. В случае, если дефицит ликвидности примет долгосрочный характер, ЦБ рассматривает возможность снижения нормативов обязательных резервов.
Таким образом, гибкая денежно-кредитная политика государства выступает действенным инструментом регулирования денежного рынка, инвестиционной активности субъектов хозяйствования, темпов экономического роста.
Бюджетные инструменты, также как и кредитные широко используются для проведения антициклической, антиинфляционной, социальной политики, стимулирования или сдерживания темпов экономического роста. С бюджетной деятельностью государства, которая приняла сегодня значительные масштабы, связано его развитие как социального, «трансфертного» государства.
Аккумулируя часть национального дохода с одной стороны, и возвращая его, с другой стороны, государство может менять соотношение между накопляемой и потребляемой компонентой национального дохода. Оно может стимулировать расширение потребительского спроса, либо напротив, поощрять сбережение и накопление, менять их структуру.
Стратегической целью фискальной политики является обеспечение финансовых обязательств государства и превращение бюджета в активный инструмент экономической политики, достижения экономического роста, повышения эффективности производства и его конкурентоспособности. Бюджетная и налоговая политика направлены на рост доходов бюджета, совершенствование структуры его расходов, отказ от монетарного финансирования бюджета. Такая политика призвана способствовать ослаблению инфляционных ожиданий, оптимальному расходованию имеющихся у государства финансовых ресурсов, их направлению на решение приоритетных проблем.
Указанные цели будут достигаться сочетанием бюджетных реформ по пяти основным направлениям:
Создание эффективной системы управления государственными финансами.
Принципы реформ в этом направлении – финансовая открытость государства и жесткий бюджетный контроль; снижение стоимости функционирования государственной власти; сбалансированность ресурсов и обязательств, полномочий и ответственности на всех уровнях бюджетной системы; целенаправленное управление государственным долгом и активами.
2.Концентрация финансовых ресурсов государства на выполнении его базовых функций.
Финансовые ресурсы должны концентрироваться на создание условий для восстановления и развития экономики, роста социальных благ. Для этого необходимо привести обязательства государства в соответствие с его ресурсами. Следует инвентаризировать все обязательства государства и провести оценку их эффективности. Избыточные обязательства должны быть сокращены и реструктуризованы. Важно ликвидировать необоснованные бюджетные субсидии, создающие неравные условия конкуренции и снижающие потенциал экономического роста. Необходимо регулировать завышенные тарифы естественных монополий за сет ускорения ресурсосбережения и повышения эффективности экономики этих отраслей. Следует принять меры по обеспечению движения капитала из отраслей естественных монополий в отрасли перерабатывающие, работающие на конечный внутренний спрос, а также настойчиво решать вопросы по восстановлению расширенного воспроизводства, т.е. связанные с организацией накопления, реализацией инновационных и технологических капиталовложений, созданием высокопроизводительных рабочих мест.
Совершенствование межбюджетных отношений.
Данное направление предполагает реальную децентрализацию бюджетной системы с одновременной передачей на федеральный уровень финансовых обязательств общенационального характера и соответствующих им налоговых ресурсов. Здесь необходимо четкое разграничение расходов между уровнями бюджетной системы, повышение степени автономности налоговых полномочий, выработка прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам. Межбюджетные отношения должны стать реальной основой федеративных отношений, стимулировать разумную экономическую политику в регионах, обеспечивать равный доступ граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, а также свободное перемещение труда и капитала по всему экономическому пространству страны.
Проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами.
Данное направление включает создание единой системы управления государственным долгом, которая даст возможность осуществлять активную долговую политику, и диверсификацию методов управления государственными активами на основе оценки их эффективности.
5.Продолжение налоговой реформы.
Главной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Тогда налоговая реформа призвана обеспечить более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и упрощение налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна способствовать снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Фактически же проводимая сейчас в России налоговая политика характеризуется следующими чертами:
Выраженной регрессивностью налогового обложения;
Неравновесным возложением основного налогового бремени на производственные отрасли;
Тенденцией к расширению доли прямых налогов;
Исключением из налогообложения выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов.
На начальном этапе проведения экономических реформ такая политика может быть в определенной мере оправдана: государство испытывает потребность в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно вынуждено прибегать к увеличению налогового бремени. Однако в долгосрочной перспективе такая стратегия будет сдерживать развитие экономики. С обеспечением экономической стабилизации на смену ей должна прийти налоговая стратегия, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата. В этом и состоит главная цель налогового регулирования.
Как показывает мировой опыт, достижение определенного уровня экономического развития и стабильности позволяет государству усиливать централизацию финансовых средств для решения социальных и других проблем общегосударственного значения. В зависимости от степени социальной ориентированности общества налоговая нагрузка на экономику развитых стран колеблется от 30 до 60%. В странах с переходной экономикой уровень налоговой нагрузки в период рыночных реформ достигает 26-28%.
Реализуя стратегию экономического роста, надо иметь в виду, что подъем возможен только путем расширенного воспроизводства, когда происходит регулярное наращивание производительности труда, зарплаты, совокупного конечного спроса, и как следствие, уровня жизни населения страны.
Отмечая необходимость государственного вмешательства в хозяйственную деятельность, в то же время следует обратить внимание на ряд требований, предъявляемых системой рыночных отношений к государственному регулированию.
Одним из первоочередных требований является недопустимость любых действий государства, которые могли бы деформировать или разорвать внутренние взаимосвязи между составляющими элементами рыночного механизма. В этой связи важно указать на неприемлемость двух моментов: установления административного контроля над ценами и натурального распределения имеющихся ресурсов. В обоих случаях наносится удар по центральному звену рыночного механизма – ценам, спросу и предложению.
Заслуживает внимания и необходимость своевременного внесения корректив в механизм государственного регулирования, которое наряду с положительными эффектами может вызвать и отрицательные. Так, важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма инфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам. Необходимо иметь ввиду, что лаги в принятии политических решений и их лоббирование – это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы, и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала. Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы – это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане.
Государственное регулирование не должно ослаблять, а тем более подменять собой рыночные стимулы в поисках наиболее рационального использования имеющихся ресурсов, размещения производства, повышения его эффективности. В ином случае можно говорить о фиаско государства.
Фиаско правительства - это ситуация, при которой политика правительства приводит к неэффективному использованию ресурсов.
Итак, обеспечение эффективного функционирования экономической системы требует взаимодействия двух механизмов координации хозяйственных связей: автономного и дискреционного. При этом следует учитывать, что как рынок, так и государство не всегда функционируют безупречно, и сами по себе они не являются совершенными институтами. Принимая решение о том, будет ли та или иная функция лучше выполнена правительством или рынком, необходимо сопоставить возможности фиаско правительства с возможностями фиаско рынка.
Таким образом, государство призвано содействовать созданию нормальных условий для функционирования рыночных механизмов и дополнять их элементами, которые позволяют решать те проблемы, с которыми рынок не справляется.