ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)



ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ1. Характеристика инновационных процессов.
2. Операционная и стратегическая инновационная деятельность.
3. Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования.
1. Характеристика инновационных процессов
Инновационная цель представляет собой желаемый результат деятельности фирмы в виде определенного нововведения, реализуемого в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами, направленного на качественное (существенное и радикальное) развитие организации. Организация инновационной деятельности предполагает структуризацию инновационной цели, а именно – построение дерева целей.
В процессе достижения инновационной цели требуется множество различных решений, но основополагающая роль отводится выработке научно-технических идей. Научно-техническая идея – это общее теоретическое представление о материальном объекте, процессе, явлении, сформулированное на основе интуитивной догадки и эмпирических данных. На основе идеи принимаются технические решения, под которыми понимают осуществимый замысел создания изделия или алгоритм осуществления процесса. Решения используются на стадиях трансформации результатов проектов в продукцию и технологию.
Инновационными проектами являются разработки обновленных или новых изделий и комплексов, технологий, организаций. Проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:
модернизационный – конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются;
новаторский – конструкция нового изделия по виду своих элементов существенно отличается от прежнего;
опережающий – конструкция основана на опережающих технических решениях;
пионерный – появляются ранее не существовавшие конструкции и технологии, выполняющие прежние или новые функции.
С точки зрения масштабности решаемых задач, проекты подразделяются:
монопроекты – проекты, выполняемые одной фирмой или одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели, осуществляются в жестких временных и финансовых рамках;
мультипроекты – проекты, представленные в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели;
мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов, связанных между собой одним деревом целей.
Инновационная программа представляет собой сложный объект, в котором проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Программы требуют единого руководства, централизованного по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения.
2. Операционная и стратегическая инновационная деятельность
Операционная инноватика обслуживает текущие краткосрочные цели фирмы – получение текущей прибыли за счет стабильно работающего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. Это требует проведения локальных инноваций – отдельных улучшений в продуктах и технологиях, то есть изменений в рамках конструкторского и технологического сопровождения производств, в рамках его технической подготовки. Такие изменения, часто встречающиеся в жизни предприятия, нуждаются в управлении, которое называется функциональным. Функциональное управление призвано поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, нейтрализующих отдельные возмущения среды, а также способствовать снижению издержек.
Стратегическая инноватика призвана решать глобальные цели организаций по их выживанию в долгосрочной перспективе, способствовать достижению целей, направленных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение потребителей. Инновационная деятельность такого масштаба не ограничивается одной функцией, так как она органически представляет собой бизнес в целом (от идеи продукта до его коммерческой реализации), интегрирующем исполнителей по всем стадиям цикла создания и реализации нового продукта, то есть исполнителей всех функций организации.
Стратегическая инноватика имеет следующие особенности:
необходимость лидера – для стратегической инноватики требуется не менеджер, а лидер, способный объединить и вести участников непредсказуемого и сложного инновационного процесса;
концепция – лидер вскрывает всю глубину положения, разрабатывает и выдвигает концепцию радикального развития организации, опираясь на ее возможности и потенциал сотрудников;
структурная основа проекта – на основе концепции лидер определяет структуру управления, наиболее подходящую для реализации проекта;
команда – исходя из намеченной структурной схемы подбираются соответствующие руководители (исключительно по деловым признакам);
полномочия – команде предоставляются самые широкие полномочия по решению своего круга вопросов в части и применяемых методов, и использования ресурсов, в результате чего повышается мобильность и ответственность руководителей;
стратегический маркетинг: сегментация рынка, позиционирование нового товара;
ранжирование стратегических задач – проводится в силу ограниченности ресурсов и инвестиций;
высокое качество работ: в системе разработки и реализации проектов главное – не допускать ошибок с первых шагов;
стратегическое партнерство с поставщиками, соисполнителями, потребителями;
сжатие процесса во времени: параллельно-итерационный (перекрестный) метод выполнения работ;
операционный маркетинг: подготовка нового бюджета и на безвозвратной основе. Многие поисковые НИР имеют бюджетное финансирование по заданиям из государственных программ по решению важнейших научно-технических проблем.
На втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные НИР. Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, поэтому возникает риск потерь при вложении средств. Прикладные НИР финансируются как за счет средств государственного бюджета (по государственным научно-техническим программам, а также на конкурсной основе), так и за счет отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных риск-фирм.
На третьем этапе выполняются опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы (ОКР и ПКР), связанные с разработкой аван-проектов, эскизно-техническим проектированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства промышленных предприятий.
На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения от запуска в производство до выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товара. При запуске в производство требуются крупные инвестиции для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной кампании и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения еще неизвестна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер. На финансирование работ по четвертому этапу, связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующим совершенствованием технологии за счет нововведений, требуется в 6 - 8 раз больше затрат, чем расходы на исследования и разработки. Учитывая большие затраты, на данном этапе проводят эмиссию ценных бумаг. Однако основным источником инвестиций являются собственные средства организаций, аккумулируемые в специальных фондах на эти цели, а также заемные средства (банковские кредиты).