КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО — ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИИ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кущевский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края







УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СПО
«Кущевский медицинский колледж»
_______________ Н.В. Цапкина
« ____» ___________ 2015 год










КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
по учебной дисциплине
«Основы Микробиологии и иммунологиии»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО
31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
УГЛУБЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ









Ст-ца Кущевская
2015 г.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело (углубленной подготовки) программы учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии


Организация разработчик:
ГБОУ СПО «Кущёвский медицинский колледж»

Разработчик:
ГБОУ СПО «Кущёвский медицинский колледж» преподаватель
Н.А. Фоменко










Рассмотрено на заседании ЦК № 2
Протокол № 10 от «23» июня 2015 г.
Председатель ЦК № 2 Т.В. Кащенко /______________/



Одобрено методическим советом колледжа
Протокол №_____ от «______» _____________2015 г.








I. Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств

1. Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине

Специальность
Формы промежуточной аттестации

1
2

31.02.01 «Лечебное дело»
экзамен


2. Область применения комплекта контрольно - оценочных средств
Комплект контрольно - оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 31.02.01 «Лечебное дело».
Формой аттестации по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» для отделения «Лечебное дело» - экзамен.
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать:
цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;
проводить простейшие микробиологические исследования;
дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
осуществлять профилактику распространения инфекции;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
основные методы асептики и антисептики;
основы эпидемиологии инфекционных
болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике







Перечень основных показателей оценки результатов освоения учебной дисциплины в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:
-проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований

Решение ситуационных задач.
Демонстрация практических действий по забору и упаковке разных инфекционных материалов, составлению сопроводительных документов.
Решение ситуационных задач по технике безопасности и действиям в нестандартных ситуациях

- проводить простейшие микробиологические исследования
Демонстрация практических действий по приготовлению, окраске и микрокопированию микропрепаратов, описание морфологии увиденных под микроскопом микроорганизмов.
Демонстрация практических действий по подготовке лабораторной посуды к работе (мытьё, сушка, стерилизация).
Демонстрация практических действий по приготовлению питательных сред из полуфабрикатов в соответствии и указаниями на этикетке, разливу сред в чашки Петри, посеву микроорганизмов шпателем, тампоном, петлёй.
Описание культуральных свойств бактерий, грибов.
Демонстрация практических действий по проведению реакции микроагглютинации

- осуществлять профилактику распространения инфекции
Подготовка агитационных материалов, презентаций на электронном носителе.
Составление текста бесед по профилактике инфекционных заболеваний для разных групп населения.
Выступление с беседами по вопросам профилактики распространения инфекционных заболеваний в школах, лечебно-профилактических учреждениях, учебных группах и др. (справка из места проведения беседы)

-дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам
Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к разным группам (бактериям, грибам, простейшим) по рисункам, фотографиям, муляжам на основании морфологических и культуральных свойств.
Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к гр (-) и гр (+) коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах.
Выполнение заданий по определению в микропрепарате грибов и описанию их.
Выполнение заданий по обнаружению в биологическом материале или объектах окружающей среды простейших и гельминтов и описание их.
Демонстрация умения отличать по культуральным свойствам кишечную палочку (на ср. Эндо), стафилококки (на желточно-солевом агаре) и другие микроорганизмы при их культивировании на элективных средах.
Решение заданий в тестовой форме.

Знания:
- морфологии, физиологии, экологии микроорганизмов, методов их изучения


Выполнение тестовых заданий на тему: «Морфология, физиология, экология микроорганизмов, методы их изучения».
Описание морфологии микроорганизмов по фотографиям.
Составление рефератов на темы: «Микрофлора почвы (воды, воздуха)», «Микробиоциноз кожи и других биотопов»

- основных методов асептики и антисептики
Узнавание составных элементов парового и воздушного стерилизаторов, заполнение таблиц о режимах стерилизации и стерилизующих материалах.
Решение ситуационных задач.
Выполнение тестовых заданий.

- основ эпидемиологии инфекционных болезней;
- путей заражения, локализации микроорганизмов в организме человека;
-основ химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней


Выполнение тестовых заданий.
Решение ситуационных задач. Заполнение таблиц по дифдиагностике.
Подготовка и проведение бесед по профилактике распространения инфекций (в том числе внутрибольничных) с различными группами населения.
Составление алгоритмов действий среднего медицинского работника при угрозе эпидемии в конкретной ситуации

- факторов защиты;
- видов иммунитета, его значение для человека и общества;
-принципов иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека;
-применения иммунологических реакций в медицинской практике
Выполнение тестовых заданий.
Решение ситуационных задач.
Постановка простейших серологических реакций и учёт результатов.
Подготовка и проведение бесед о значении иммунопрофилактики с различными группами населения.
Составление рефератов по истории и развитию иммунологии, значению для человека и общества





















II. Пакет экзаменующегося

2.1. Задания для проведения экзамена

Инструкция:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Время выполнения задания – 15 минут.

1.Задания:

Перечислить возбудителей вирусных инфекций. Рассказать о мерах неспецифической профилактики вирусных заболеваний.
Задача
В материале, полученном при дуоденальном зондировании, обнаружены подвижные простейшие размером 10-15 мкм, грушевидные, задний конец заострен. Во время движения – поворачиваются вокруг продольной оси тела, как бы с боку на бок. Определите вид простейших.

2.Задания:
Дать определение инфекционного процесса и перечислить его формы.
Задача
При дегельминтации у больного выделились фрагменты крупного лентовидного гельминта, длина члеников намного больше ширины, в центре члеников видно слегка выступающее темное пятнышко. Определите вид.

3.Задания:
Перечислить основные формы бактерий. Рассказать о строении бактериальной клетки.
Задача
Из стационара после выздоровления выписан пациент, перенесший газовую гангрену. В каком режиме необходимо провести стерилизацию постельного белья пациента?

4.Задания:
Дать определение эпидемического процесса. Назвать звенья, механизмы и пути передачи возбудителя и степени интенсивности инфекционного процесса.
Выполнить манипуляцию: Исследование испражнений простейших методом «висячей капли».

5.Задания:
Рассказать о стадиях репродукция вирусов.
Задача
Из стационара после выздоровления выписан пациент, перенесший газовую гангрену. В каком режиме необходимо провести стерилизацию постельного белья пациента?

6.Задания:
Назвать периоды в истории развития микробиологии и иммунологии.
Задача
При микробиологическом исследовании отделяемого фурункула выделен S.aureus. К какой группе представителей нормальной микрофлоры кожи относится этот микроорганизм?

7.Задания:

Перечислить медленные инфекции и назвать их характерные признаки.
Задача
Определите последовательность работы в инфекционном очаге.
(расставьте номера)
1. Сбор эпидемиологического анамнеза
2. Взятие материала у контактных лиц
3. Введение контактным вакцины, иммуноглобулина, выдача бактериофага
4. Выявление среди контактных восприимчивых лиц
5. Заполнение экстренного извещения
6. Сообщение в поликлинику и СЭС о выявлении больного
7. Назначение текущей дезинфекции
8. Изоляция больного
9. Выявление лиц, контактировавших с больным

8.Задания.
Перечислить основные формы иммунного реагирования организма..
Задача
После работы бактериолог должен провести дезинфекцию своего рабочего стола и рук. - Какие дез. растворы и в каких концентрациях необходимо использовать для этих целей?


9.Задания:
Перечислить факторы окружающей среды, влияющие на микроорганизмы.
Выполнить манипуляцию: «Постановка развернутой реакции агглютинации».

10.Задания:
Перечислить задачи паразитологии.
Выполнить манипуляцию: «Постановка реакции преципитации».

11.Задания:
Дать определение интерфероны. Перечислить виды интерферонов и назвать их свойства.
Задача
При проведении санитарно-бактериологической оценки чистоты питьевой воды выявлено: микробное число-100, общие колиформные бактерии-5. Ваше заключение о качестве воды.

12.Задания:
Перечислить органы иммунной система человека и назвать их функции.
Выполнить манипуляцию: «Забор материала из зева ».


13.Задания:
Задача
При проведении санитарно-бактериологической оценки чистоты воздуха в родильном зале до работы выявлено: микробное число-1000, S.aureus-10. Ваше заключение о чистоте воздуха. - Какие мероприятия необходимо провести для стерилизации воздуха в родильном зале?
Выполнить манипуляцию: «Определение чувствительности бактерий к антибиотикам методом дисков».

14.Задания:
Задача
При бактериологическом исследовании отделяемого карбункула обнаружен рост в МПБ в виде комочка ваты. Ваш предполагаемый диагноз?
Выполнить манипуляцию: «Правила отбора проб с рук методом смывов».



15.Задания:
Дать определение протозоологии. Назвать классификацию простейших.
Задача
Больной Н., 43 лет предъявляет жалобы на дисфункцию кишечника (запоры, чередующиеся с поносом, метеоризм, боли в животе). При бактериологическом исследовании фекалий выявлено качественные и количественные изменения в облигатной и факультативной микрофлоре толстого кишечника. Какая степень дисбактериоза имеет место?

16.Задания:
Гельминты: рассказать классификацию и особенности их влияние на организм человека.
Задача
В МПБ обнаружен диффузно-мутящий тип роста, на среде Эндо-лактоз позитивные колонии с металлическим блеском. - Какой микроорганизм может давать такой характер роста?

17.Задания:
Дать понятие об арахноэнтомологии. Перечислить механических и специфических переносчиков.
Выполнить манипуляцию: «Культивирование микроорганизмов. Посев штрихами».

18.Задания:
Перечислить виды иммунитета и дать их краткую характеристику.
Выполнить манипуляцию: «Введение противодифтерийной сыворотки по методу Безредко».

19.Задания:
Антигены: дать определение и краткую характеристику свойств антигенов.
Выполнить манипуляцию: «Метод окраски препаратов по Грамму».

20.Задания:
Назвать антигенную структуру бактериальной клетки.
Задача
При микробиологическом исследовании отделяемого из влагалища выделены пептострептококки. Представители какой группы микрофлоры влагалища являются эти микроорганизмы?


21.Задания:
Назвать классы иммуноглобулинов организма человека и дать их краткую характеристику.
2.Выполнить манипуляцию: «Исследование на энтеробиоз методом липкой ленты».
22.Задания:
Назвать современную классификацию вакцин.
Выполнить манипуляцию: «Постановка реакции связывания комплимента».

23.Задания:
Рассказать систему сбора, хранения и утилизации медицинских отходов.
Задача
После работы бактериолог должен провести дезинфекцию своего рабочего стола и рук. Какие дез. растворы и в каких концентрациях необходимо использовать для этих целей?

24.Задания:
Дать определение бактериофага. Перечислить бактериофаги, выпускаемые в России.
Описать жизненный цикл аскариды.


25.Задания:
Дать классификацию и описать строение грибов.
Задача
При микробиологическом исследовании отделяемого из влагалища выделены пептострептококки. Представители какой группы микрофлоры влагалища являются эти микроорганизмы?

26.Задания:
Назвать взаимоотношения микро - и макро организмов. Дать классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности.

Задача
Больной Н., 43 лет предъявляет жалобы на дисфункцию кишечника (запоры, чередующиеся с поносом, метеоризм, боли в животе). При бактериологическом исследовании фекалий выявлено качественные и количественные изменения в облигатной и факультативной микрофлоре толстого кишечника. Какая степень дисбактериоза имеет место?
27.Задания:

Назвать основные клетки иммунной системы организма человека и дать их краткую характеристику.
Задача
При проведении санитарно-бактериологической оценки чистоты воздуха в родильном зале до работы выявлено: микробное число-1000, S.aureus-10. Ваше заключение о чистоте воздуха. Какие мероприятия необходимо провести для стерилизации воздуха в родильном зале?

28.Задания:
Назвать классификацию питательных сред.
Выполнить манипуляцию: «Отбор проб воды из водопроводного крана».


29.Задания:
Дать определение инфекционного процесса и назвать его формы.
Задача
После работы бактериолог должен провести дезинфекцию своего рабочего стола и рук. Какие дез. растворы, и в каких концентрациях необходимо использовать для этих целей?

30.Задания:
Дать определение ВБИ. Профилактика ВБИ.
Задача
При бактериологическом исследовании отделяемого карбункула обнаружен рост в МПБ в виде комочка ваты. Ваш предполагаемый диагноз?

31.Задания:
Назвать правила поведения и работы в микробиологической лаборатории.
Задача
В МПБ обнаружен диффузно-мутящий тип роста, на среде Эндо-лактоз позитивные колонии с металлическим блеском. Какой микроорганизм может давать такой характер роста?

32.Задания:
Дезинфекция: дать определение и перечислить методы
Выполнить манипуляцию: «Забор материала из носа».

33.Задания:
Стерилизация: дать определение и перечислить методы.
Выполнить манипуляцию: «Правила отбора проб с рук методом смывов».

34.Задания:
Микробиоциноз почвы.
Выполнить манипуляцию: «Постановка реакции преципитации Оухтерлони».
35.Задания:

Микробиоциноз воды.
Описать жизненный цикл свиного цепня.

36.Задания:
1.Микробиоциноз воздуха.
2. Описать жизненный цикл широкого лентеца.

37.Задания:
1.Общая характеристика антибиотиков. Побочные действия антибиотиков.
2.Постановка реакции агглютинации на стекле.

38.Задания:
1.Дать понятие о патогенности и вирулентности, летальной и инфицирующей дозы.
2. Описать жизненный цикл острицы.
39.Задания:
1.Назвать характерные особенности инфекционных болезней и дать их краткую характеристику.
2.Выполнить манипуляцию: «Постановка реакции преципитации Асколи».

40.Задания:
1.Перечислить нормальную микрофлору различных биотопов организма человека.
2. Выполнить манипуляцию: «Постановка реакции связывания комплемента».
41.Задания:
1.Перечислить и дать краткую характеристику методам микробиологической диагностики.
2. Выполнить манипуляцию: «Посев бактериальной петлей на скошенную и жидкую среду».
42.Задания:
1.Назвать иммунодефицитные состояния.
2.Выделение чистых культур бактерий. Алгоритм исследования.

III . Пакет экзаменатора
Условия:
Экзамен проводится одновременно для всей учебной группы. Ответы предоставляются устно. Количество вариантов задания для экзаменующегося по числу студентов в группе.

Место проведения: учебная аудитория.

Время выполнения каждого задания: 15 минут.

Оснащение:
- плакаты, слайды, фотографии;
- муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри;
- образцы бланков направлений на микробиологические исследования,
регистрации результатов проведённых исследований и др.;
- фотографии с изображением поражений наружных покровов
инфекционным агентом;
- плакаты и другие средства наглядной агитации, используемые в
профилактической деятельности.

Литература для студентов:
Основная
1.Зверев В.В., Бойченко М.Н. «Основы микробиологии и иммунологии» - М.:ГЭОТАР-Медиа,2014 г.
2.Камышева К.С., « Микробиология, основы эпидемиологии и методы микробиологических исследований»,Ростов н\Д: «Феникс»,2010г.
3.Прозоркина Н.В., Рубашкина Л.А. «Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии» -Изд.8-е,стер.- Ростов н\Д: «Феникс»,2013г.
Дополнительная:
1.Сбойчаков В.Б. «Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований: учебник для средних медицинских учебных заведений-2-е изд., испр. и доп.-СПб.:СпецЛит,2011 г.
2. Сбойчаков В.Б., Карапац М.М. «Микробиология, вирусология и иммунология руководство к лабораторным занятиям» учебное пособие- М.:ГЭОТАР-Медиа,2014 г.
2.Приказ №229 от 27.06.2001 г.




Критерии оценок:
критерии оценок устного ответа
5 «отлично» – комплексная оценка предложенной патологии; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей;
4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной патологии, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога;
3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной патологии; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога;
- 2 «неудовлетворительно» – неверный теоретический ответ.
критерии оценок задач
5 «отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий;
4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога;
3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога,
2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента.















Заголовок 1Nђ Заголовок 2 Заголовок 3\ђ Заголовок 415