Адаптированная программа Элективного курса «Учись писать грамотно(Трудные случаи правописания)» Для 9 класса
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей русского языка и литературы МКУ Катарбейская СОШ
Шкелёва Н.Н.________
Протокол №____ от
______________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКУ Катарбейская СОШ
Криворотова О.В.___________
___________ 2014 г.
«Утверждено»
Приказом директора МКУ Катарбейская СОШ
№ от
_______________2014 г.
Адаптированная программа
Элективного курса «Учись писать грамотно(Трудные случаи
правописания)» Для 9 класса
Учитель Мироненко Ольга Николаевна высшая квалификационная категория
Адаптированная программа элективного курса «Учись писать грамотно (Трудные случаи правописания)» составлена на основе авторской программы Г.А.Обернихиной, Т.В. Потемкиной «Учись писать грамотно (Трудные случаи правописания)» «Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации» М.: Академия. 2005 г.
2014-2015 у.г.
Программа элективного курса 9 класса
«Учись писать грамотно» (Трудные случаи правописания) 17 час.
Пояснительная записка
Программа курса «Учись писать грамотно » рассчитана на учащихся 9 классов, на общеобразовательный уровень образования.
Цепь курса:
углубить и систематизировать полученные в основной школе знания и умения по правописанию и сосредоточить внимание учащихся на употребление рассматриваемых явлений и фактов как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи; подготовить уч-ся к ИА в форме ЕГЭ
В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.
Одной из причин недостаточного усвоения учащимися орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков отведенных на совершенствование навыков правописания. В связи с этим введение подобных курсов вызвано необходимостью повышения уровня грамотности и считается целесообразным именно в старшем звене. Вместе с тем данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся об истории языка и функционирования слова в речи.
Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисные, слитные и раздельные написания) или принципы написания отдельных частей слова (правописание корней, суффиксов, окончаний). Учебный материал сопровождается заданиями, направленными на совершенствование письменной речи учащихся.
При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии, принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем.
Данный блок тем сопровождается так же заданиями, связанными с редактированием текста или исправлением речевых ошибок в собственных высказываниях.
В связи с этим особый интерес с точки зрения формирования грамотного письма представляет раздел «Употребление в речи», являющий собой практическую реализацию изучаемых явлений языка. Именно такой подход позволяет реализовать принцип функциональной грамотности .
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 9 классе
В программе представлен тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы и определением видов заданий.
На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно- урочную систему: организационно - деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.
В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков написания, но и книги по занимательной лингвистике.
Элективный курс нацелен на развитие интереса к изучению филологических дисциплин и подготовку к ГИА по русскому языку
Программа элективного курса « Учись писать грамотно» (17 ч)
Тема 1. Правописание приставок (2ч)
Неизменяемые приставки.
Приставки оканчивающиеся на з(с).
Приставки при и пре.
Значение иноязычных приставок а-, анти-, диа-, ди-, дис-,контр-, супер-, суб- и др.
Особенности употребления в научном стиле слов синоязычными приставками.
Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов (2 ч)
Безударная гласная проверяемая в корне .
ы и и после приставок.
о и в после шипящих в корне.
и после ц в корне слов
чередование гласных О и А, Е и И
сомнительная согласная, непроизносимая согласная в корне.
Исторически обусловленное чередование гласных и согласных вкорнях слов.
Омонимия корней.
Анализ слов, имеющих этимологическую связь, но разноезначение в современном русском языке.
Орфографический анализ текста.Тема 3. Употребление Ь и Ъ (1 ч)
История букв ъ и ь
Употребление ь после шипящих в конце слова
Ь для обозначения мягкости согласного
разделительный ь и ъ.
Употребление ь в числительных тся и ться в глаголах.Тема 4. Дефисные написания (1 ч)
Дефисные написания сложных существительных,прилагательных.
« Правописание наречий и предлогов
Дефисные написания в научной и художественной речи(правописание терминов)
Тема 5. Правописание суффиксов, окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов. (3 ч)
я и ни в суффиксах полных и кратких причастий,прилагательных, наречий и существительных.
Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах иокончаниях существительных, прилагательных и суффиксахнаречий.
Правописание безударных падежных окончанийсуществительных, прилагательных, личных окончанийглаголов.
Анализ речевых ошибок, связанных с синтаксическимуправлением.
Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблениемсуществительных, прилагательных, причастий и наречий вречи.
Тема 6. Правописание предлогов, союзов, частиц (2 ч)
Происхождение производных глаголов.
Правописание производных глаголов.
Слитное и раздельное написание производных отыменныхпредлогов.
Омонимичные части речи.
Частицы не, ни их различение на письме.
Слитное и раздельное написание не с различными частямиречи.
Употребление производных предлогов в научном иофициально деловом стиле
Тема 7. употребление тире в простом и сложном предложении. (1 ч)
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире в неполном предложении.
Употребление тире в пословицах, поговорках.
Употребление гире в художественной речи.
Анализ и исправление речевых ошибок, связанных спостроением простых предложений
Тема 8. Знаки препинания при однородных членах предложения. (1 ч)
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Употребление в речи однородных членов предложения вцелях создания экспрессивности
Анализ и исправление речевых ошибок, связанных спостроением предложений с однородными членами
Тема 9. Обособление второстепенных членов предложения (2 ч)
Обособление определений и предложений.
Обособление дополнений и обстоятельств
Предложения с уточняющими, пояснительными оборотами.
Обороты с союзом как.
« Употребление второстепенных членов предложения в текстах различных стилей речи.
Анализ и исправление речевых ошибок , связанных спостроением предложений с обособленными второстепеннымичленами предложения.
Тема 10. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений (1 ч)
Обращения.
Вводные слова и вводные конструкции
Употребление обращений в разговорной и поэтической речи.
Стилистическое использование вводных слов.
Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построениемпредложений с вводными словами.
Рекомендации по оцениванию устного ответа Анализ ответа по позициям
Понимание вопросов темы, соответствие содержания ответапоставленным проблемам.
Привлечение необходимого объема учебного материала для ответа,точность при передаче фактического материала, цитирование.
Аргументированность суждений, убедительность доказательств,обоснование выводов.
Использование необходимых терминов и понятий.
Композиционная стройность.
Умение выразительно читать.
Ясность и точность изложения: мысли, речевая грамотность.
Особое внимание стоит уделить к самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала.
Критерии оценивания устного ответа
«5»
«4»
«3»
«2»
Учащийся понимает суть проблемы, специфику задания, показывает глубокие знания учебного материала, дает аргументированный и полный ответ с опорой на текст, оперирует теоретическими понятиями, соблюдая речевые нормы
высказывания, не допуская фактических ошибок
Учащийся понимает суть проблемы, специфику задания, в целом показывает знания учебного материала, дает аргументированный ответ с опорой на текст, но допускает отдельные смысловые и речевые ошибки, недочеты
Учащийся
понимает
специфику
задания, но
поверхностно
понимает суть
проблемы,
показывает
частичное
знание
учебного
материала, в
ответе не
привлекается
текст,
допускаются
речевые и
фактические
ошибки
Учащийся не понимает сути проблемы, специфики задания, не обнаруживает знания учебного материала
Формы контроля и система оценивания.
Чтобы оценить уровень усвоения учащимися материала курса необходимо
Предложить объективную оценкувсем видам деятельности, выполняемых учащимися. Шкала оценок за тестовую, творческую работу и зачёт оставлена традиционной (неудовлетворительно – 2, удовлетворительно – 3, хорошо – 4, отлично – 5).
Критерии оценивания тестирования.
Оценка
Тип задания
«2»
1 – 5б
«3»
6 – 10б
«4»
15 – 20б
«5»
21 – 24б
А
1 - 5
6 – 10
10
10
В
0
0
3 -5
4 - 5
С
0
0
1
1
1. За каждый правильный ответ в части «А» уч-ся получают по 1 баллу.
2. За каждый правильный ответ в части «В» уч-ся получают по 1 баллу.
3. За одно выполненное задание «С» уч-ся получают 9 баллов.
Критерии оценивания части «С».
Количество
баллов
3
2
1
0
содержание
Ответ дан
правильно и
полно.
Уч-ся понимает
тему, но даёт не
совсем полный
ответ.
Уч-ся не может дать точного
правильного
ответа, а только
приводит при –меры жизнен -ного характера.
Уч-ся не знает темы и отвечает неправильно.
Речевое
оформление.
Работа последо-
вательная, логич-
ная, стройная, допущено не более двух речевых недочётов.
Имеются отдельные нарушения указанных выше критериев, допущено не более 3 речевых ошибок.
Изложение мыслей непо-
следовательное, допущено не более 4 речевых ошибок.
Изложение мыслей непо-
Следовательное, хаотичное, в работе допущено более 4 речевых ошибок.
граммотность
Орфографич. ошибок нет или 1, пунктацион. ошибок нет или 1, грамматических нет или 1.
Орфографич. ошибок не более 2, пунктацион. ошибок не более 2, грамматических не более 2.
Орфографич. ошибок не более 4, пунктацион. ошибок не более 4, грамматических не более 4.
Орфографич. ошибок более 4, пунктацион. ошибок более 4, грамматических не 4.
Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате освоения программы курса «Учись писать грамотно» учащиеся должны уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменныевысказывания с точки зрения языкового оформления;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,точности и уместности их употребления;
-использовать основные виды чтения;
-извлекать необходимую информацию из различных источников, в том
числе электронных;
-создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
использовать основные приемы информационной переработки текста вучебной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности
Ученик должен знать:
-связь языка и истории, культуры русского языка и других народов; -смысл понятий, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи,
основные единицы языка, их признаки;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормылитературного русского языка.
Литература
Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. М.2001
Валгина Н.С. Орфография и пунктуация. СправочникМЛ993
Валгина Н,С. Трудные вопросы пунктуации М. 1993
Граник Г.ГСекреты орфографии МЛ 991
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии МЛ 982
Лукина Я.В. пишем диктанты с улыбкой Златоуст 2001
Львов С.И Там, где кончается слово. М.1991
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку М.2001
Скобликова Г,П. Обобщающая работа по орфографииМ.1994
Ю.Шанский Н.М Снова в мире слова. М.2001
11 .Шанский Н.М. Русский язык на «отлично» МЛ998
15