Рабочая программа по русскому языку. 5 кл. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской и др.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»
Утверждаю.
Директор МБОУ «КСОШ №7»
_______________ Геркова Л. В.
Приказ от_________ № ______
М. П.
Рабочая программа
по русскому языку
5 «В» класс
Составитель
учитель русского языка и литературы
Некрасова Светлана Викторовна
2016 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвокнных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
овладение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных видов и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни народа и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуации речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 5 КЛАСС
Язык и общение
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем.
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у, после шипящих. Разделительные ъ и ь знаки.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1,2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях глаголов; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие.
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи (Далее Р/р) Текст. Тема текста. Стили.
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения.
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространённые и распространённые предложения. Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Р/р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
К/р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
Р/р. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
К/р. Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Р/р. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств.
К/р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный текст №2 по теме «Лексика. Культура речи».
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож-, -лаг-,-рос-,-раст-.
Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Р/р. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности
К/р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имён существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Р/р. Доказательства и объяснения в рассуждении.
К/р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.
Р/р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
К/р. Контрольное изложение. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределённая форма глагола (инфинитив на –ть, -ться, -ти, -чь, -чься)
Совершенный и несовершенный вид глагола; 1 и 2 спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся е и и в корнях глаголов –бер, -бир, -дер, -дир, -мер, -мир, -пер, -пир, -тер,-тир, -стел, -стил.
Правописание не с глаголами.
Р/р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
К/р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
К/р. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, 2016.
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. –
2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Система условных обозначений
Контрольные, проверочные работы Развитие речи № Сроки Тема урока
планируемые фактические I ч. – 42 ч. Язык и общение (3 ч.)
1 02.09-09.09 Язык и человек
2 02.09-09.09 Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке
3 05.09-09.09 Стили речи и их основные признаки
Вспоминаем,
повторяем, изучаем (25 ч.)
4 05.09-09.09 Звуки и буквы. Произношение и правописание. Двойная роль букв «е», «ё», «ю», «я»
5 05.09-09.09 Орфография. Орфограмма
6 05.09-09.09 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
7 05.09-09.09 Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова
8 12.09-16.09 Правописание проверяемых согласных в корне слова
9 12.09-16.09 Правописание непроизносимых согласных в корне слова
10 12.09-16.09 Буквы «и», «у», «а» после шипящих
11 12.09-16.09 Разделительные ъ и ь
12 12.09-16.09 Раздельное написание предлогов с другими словами
13 12.09-16.09 Закрепление изученного материала
14 19.09-23.09 Контрольное тестирование
15 19.09-23.09 Что мы заем о тексте
16 19.09-23.09 Части речи
17 19.09-23.09 Глагол
18 26.09-30.09 Правописание -тся и -ться в глаголах
19 26.09-30.09 Изложение от 3 лица (Хитрый заяц - текст упр. 70)
20 26.09-30.09 Тема текста
21 26.09-30.09 Личные окончания глаголов
22 26.09-30.09 Не с глаголами
23 03.10-07.10 Имя существительное
24 03.10-07.10 Имя прилагательное
25 03.10-07.10 Местоимение
26 03.10-07.10 Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе»
27 03.10-07.10 Подготовка к домашнему сочинению по картине А.А. Пластова «Летом»
28 10.10-14.10 Основная мысль текста
Синтаксис, пунктуация, культура речи (37 ч.)
29 10.10-14.10 Синтаксис и пунктуация
30 10.10-14.10 Словосочетание
31 10.10-14.10 Разбор словосочетания
32 10.10-14.10 Контрольная работа по теме «Словосочетание»
33 17.10-21.10 Предложение
34 17.10-21.10 Сжатое изложение (по тексту упр. 144)
35 17.10-21.10 Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения
36 17.10-21.10 Члены предложения
Главные члены предложения. Подлежащее
37 17.10-21.10 Сказуемое
38 24.10-28.10 Тире между подлежащим и сказуемым
39 24.10-28.10 Изложение с грамматическим заданием (по упр.168)
40 24.10-28.10 Нераспространенные и распространенные предложения.
Второстепенные члены предложения
41 24.10-28.10 Дополнение
42 24.10-28.10 Определение
II ч. – 40 ч. 43 07.11-11.11 Обстоятельство
44 07.11-11.11 Предложения с однородными членами
45
46 07.11-11.11
07.11-11.11 Знаки препинания в предложениях с однородными членами
47 07.11-11.11 Обобщающие слова при однородных членах предложения
48
49 14.11-18.11
14.11-18.11 Предложения с обращениями
50 14.11-18.11 Письмо
51 14.11-18.11 Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения
52 14.11-18.11 Контрольный диктант по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи»
53
54 21.11-25.11
21.11-25.11 Сочинение по картине
Ф. Решетникова «Мальчишки»
55
56 21.11-25.11
21.11-25.11 Простые и сложные предложения
57 21.11-25.11 Синтаксический разбор сложного предложения
58
59 28.11-02.12
28.11-02.12 Прямая речь
60 28.11-02.12 Диалог
61 28.11-02.12 Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
62 28.11-02.12 Контрольный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация»
63 05.12-09.12 Выборочное изложение
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (14 ч.)
64 05.12-09.12 Фонетика. Гласные звуки
65 05.12-09.12 Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи
66 05.12-09.12 Повествование
67 05.12-09.12 Изложение
68 12.12-16.12 Согласные твердые и мягкие
69 12.12-16.12 Согласные звонкие и глухие
70 12.12-16.12 Графика. Алфавит
71 12.12-16.12 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
72 12.12-16.12 Двойная роль букв е, ё, ю, я
73 19.12-23.12 Описание предмета
74 19.12-23.12 Орфоэпия
75 19.12-23.12 Фонетический разбор слова. Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»
76 19.12-23.12 Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» или тест
Лексика. Культура речи (9 ч.)
77 19.12-23.12 Слово и его лексическое значение
78 26.12-30.12 Однозначные и многозначные слова
79 26.12-30.12 Прямое и переносное значение слов
80 26.12-30.12 Омонимы
81 26.12-30.12 Изложение
82 26.12-30.12 Синонимы
III ч. – 50 ч. 83 12.01-13.01 Антонимы
84 12.01-13.01 Подготовка к домашнему сочинению по картине
И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
85 12.01-13.01 Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи». Проверочная работа
Морфемика. Орфография. Культура речи (19 ч.)
86 16.01-20.01 Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов
87 16.01-20.01 Окончание. Основа слова
88 16.01-20.01 Корень слова
89 16.01-20.01 Суффикс
90 16.01-20.01 Приставка
91 23.01-27.01 Рассуждение
92 23.01-27.01 Чередование звуков
93 23.01-27.01 Беглые гласные
94 23.01-27.01 Варианты морфем
95 23.01-27.01 Морфемный разбор слова
96 30.01-03.02 Правописание гласных и согласных в приставках
97 30.01-03.02 Буквы з и с на конце приставок
98 30.01-03.02 Чередование букв о - а в корне -лаг-/ -лож-
99 30.01-03.02 Чередование букв о - а в коне -раст - /-рос-
100 30.01-03.02 Буквы ё-о после шипящих в корне
101 06.02-10.02 Буквы и -ы после ц
102 06.02-10.02 Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»
103 06.02-10.02 Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
104 06.02-10.02 Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Морфология. Орфография. Культура речи (52 ч.)
Имя существительное (27 ч.)
105
106 06.02-10.02
13.02-17.02 Имя существительное как часть речи
107 13.02-17.02 Доказательство в рассуждении
108 13.02-17.02 Сочинение (по упр. 484)
109 13.02-17.02 Имена существительные одушевленные и неодушевлённые
110
111 13.02-17.02
20.02-24.02 Имена существительные собственные и нарицательные
112 20.02-24.02 Род имен существительных
113 27.02-03.03 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
114 27.02-03.03 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
115
116 27.02-03.03
27.02-03.03 Изложение с элементами сочинения
117 27.02-03.03 Три склонения имен существительных
118
119 06.03-10.03
06.03-10.03 Падеж имен существительных
120
121 06.03-10.03
06.03-10.03 Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе
122 06.03-10.03 Изложение с изменением лица
123
124 13.03-17.03
13.03-17.03 Множественное число существительных
125 13.03-17.03 Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных
126 13.03-17.03
Морфологический разбор имени существительного
127
128 13.03-17.03
20.03-24.03 Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном
129 20.03-24.03 Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
130 20.03-24.03 Анализ контрольного диктанта
131 20.03-24.03 Сочинение-описание
Имя прилагательное (9 ч.)
132 20.03-24.03 Имя прилагательное как часть речи
IV ч. – 39 ч. 133
134 03.04-07.04
03.04-07.04 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
135 03.04-07.04 Описание животного
136 03.04-07.04 Изложение с элементами сочинения
137 03.04-07.04 Прилагательные полные и краткие
138 10.04-14.04 Морфологический разбор имени прилагательного
139 10.04-14.04 Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном
140 10.04-14.04 Контрольный тест по теме «Имя прилагательное» или контрольная работа
Глагол (23 ч.)
141 10.04-14.04 Глагол как часть речи.
142 10.04-14.04 Не с глаголами
143 17.04-21.04 Рассказ
144 17.04-21.04 Неопределенная форма глагола
145
146 17.04-21.04
17.04-21.04 Правописание -тся и -ться в глаголах
147
148 17.04-21.04
24.04-28-04 Виды глагола
149
150 24.04-28-04
24.05-28-05 Буквы е - и в корнях с чередованием
151 24.04-28-04 Рассказ «Как я однажды...»
152 24.04-28-04 Время глагола. Прошедшее время
153 02.05-05.05 Настоящее время
154 02.05-05.05 Будущее время
155
156
157 02.05-05.05
02.05-05.05
02.05-05.05 Спряжение глаголов
158 11.05-12.05 Морфологический разбор глагола
159 11.05-12.05 Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
160 15.05-19.05 Употребление времен
161 15.05-19.05 Повторение и обобщение изученного материала о глаголе
162 15.05-19.05 Контрольный диктант по теме «Глагол»
Повторение и систематизация изученного (6 ч. +2 ч.)
163
164 15.05-19.05
15.05-19.05 Разделы науки о языке
165 22.05-26.05 Орфограммы в приставках и корнях слов
166 22.05-26.05 Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания.
167 22.05-26.05 Знаки препинания в простых предложениях и сложных предложениях и в предложениях с прямой речью
168 22.05-26.05 Морфология. Орфография
169
170 22.05-26.05
29.05-30.05 Промежуточная аттестация
171 29.05-30.05 Резервный урок (1 ч.)
Согласовано.
Протокол заседания ШМО гуманитарного цикла
от 29.08.2016 г. №6.
Согласовано.
Зам. директора по УВР _________ / Жукова О.Л.
29.08.2016 г.