Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 6 класса (по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой)


Контрольный диктант по теме
«Повторение изученного в 5 классе».
Цель: проверить степень освоенности учащимися теоретического материала.
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес. За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.
День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.
(104 слова)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор предложения:
День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца.// Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
2. Выполните морфемный разбор слов (по составу):
Подберезовики, освещают, благородные // Подосиновики, разрослась, окрестных
3. Произведите фонетический разбор слова:
Срезаю //очищаю
Контрольная работа (тестирование)
по теме «Лексика и фразеология».
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Лексика и фразеология».
Обведите номера правильных ответов
1. К необщеупотребительным словам относятся:
1) омонимы;
2) диалектизмы;
3) фразеологизмы.
2. Профессионализмы – это:
1) слова, вошедшие в русский язык из других языков;
2) новые слова, возникающие в языке;
3) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности.
3. Необщеупотребительные слова объединены в группу:
1) кочет, гутарить, зараз;
2) петух, говорить, сейчас;
3) позвоночные, эмбрион, тычинка.
4. Заимствованные слова – это:
1)новые слова, возникающие в языке;
2) слова, вошедшие в русский язык из других языков;
3) слова, вошедшие из активного повседневного употребления.
5. Заимствованные слова объединены в группу:
1) брокер, ваучер, факс;
2) продавец, золотой, память;
3) котлета, патруль, фойе.
6. Устаревшие слова – это:
1) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;
2) слова, связанные с особенностями работы лиц той или иной специальности;
3) слова, вышедшие из активного повседневного употребления.
7. Устаревшие слова объединены в группу:
1) жакет, альбом, интервью;
2) выя, очи, всуе;
3) забрало, крепостная, продотряд.
8. Фразеологизмом является словосочетание:
1) от чистого сердца;
2) из-за больного сердца;
3) капля в море.
9. Синонимичны фразеологизмы:
1) бить баклуши – валять дурака;
2) капля в море – хоть пруд пруди;
3) со всех ног – сломя голову.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТИРОВАНИЕ)
по теме «Чередование гласных в корнях слов».
Цель: проверить степень усвоения темы «Чередующиеся гласные в корне слова».
1 вариант
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?
1) сохранился, задрожал
2) залив, заметка
3) движение, обращение
4) запереть, озарение
2. Найдите лишнее слово.
1) окрасить
2) отрастить
3) замереть
4) собирать
3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) вспомнить
2) касание
3) броситься
4) откликнуться
4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) перег..родка
2) заг..родный
3) заг..рать
4) г..рный
5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) к..сить
2) к..стный
3) прик..сновение
4) к..силка
6. В каком слове пишется буква А?
1) отр..сль
2) подр..сли
3) к..снуться
4) разг..реться
7. В каком слове пишется буква И?
1) расст..лить
2) зат..реть
3) отп..реть
4) разб..рать
8. В каком слове пишется буква О?
1) з..рница
2) г..рящий
3) прик..саться
4) оз..рение
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Капли росы падали с верхушек трясунки, с головок луговых цветов, когда я пробирался полями к загородной роще. (В.Г.Короленко.)
10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.)
11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Тогда моё сердце загоралось жалостью и сочувствием. (В.Г.Короленко.)
12. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
ТЕСТ
Чередующиеся гласные в корне слова
2 вариант
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?
1) загораживать, носились
2) выращивать, собирать
3) перемигивались, испекутся
4) пробивался, удивиться
2. Найдите лишнее слово.
1) зарастать
2) приложение
3) постелить
4) умножение
3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) тянулись
2) остановиться
3) затирать
4) прибрежные
4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) г..рсточка
2) подг..ревший
3) г..ревать
4) предг..рье
5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) к..смический
2) к..солапый
3) прик..снуться
4) к..стрище
6. В каком слове пишется буква А?
1) г..рение
2) р..сток
3) пор..сль
4) к..сание
7. В каком слове пишется буква И?
1) раст..рание
2) ст..литься
3) зам..реть
4) отт..реть
8. В каком слове пишется буква О?
1) к..сательная
2) оз..рять
3) перег..реть
4) соприк..саться
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Над замком зарисовался тонкий серп луны, загорелись звёзды. (В.Г.Короленко.)
10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Когда же она заметила меня, в её глазах блеснула живая искорка. (В.Г.Короленко.)
11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.)
12. В слове ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
ТЕСТ
Чередующиеся гласные в корне слова
3 вариант
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?
1) расчищать, выросли
2) удерживать, пробиваться
3) убираться, загорать
4) провожать, отгородить
2. Найдите лишнее слово.
1) зарница
2) заражение
3) зоренька
4) зарастать
3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) расспрашивать
2) затосковать
3) прикоснуться
4) погостить
4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) г..рнир
2) г..рпун
3) г..рантия
4) ог..рок (свечи)
5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) каскад
2) каспийский
3) каска
4) касательная
6. В каком слове пишется буква А?
1) выр..щенный
2) сг..раемый
3) прор..сший
4) кос..нувшийся
7. В каком слове пишется буква И?
1) заж..гать
2) бл..снул
3) соб..рётся
4) подп..реть
8. В каком слове пишется буква О?
1) предл..гать
2) прол..жить
3) отр..сль
4) отр..стать
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами. (В.Г.Короленко.)
10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Я грустно ходил по саду и с тоской смотрел по направлению к горе, ожидая, кроме того, грозы, которая собиралась над моей головой. (В.Г.Короленко.)
11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. (В.П.Астафьев.)
12. В слове ОЗАРЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
Ответы:
Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Вариант I 4 1 2 3 3 1 4 2 пробирался зарастали загоралось 2
II 2 4 3 2 3 4 1 3 загорелись блеснула вытирать 1
III 3 2 3 4 4 1 1 2 блестящими собиралась продираться 2
Контрольный диктант по теме
«Словообразование и орфография».
Цель: проверить степень освоенности учащимися теоретического материала, изученного в разделе «Словообразование и орфография».
,
Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.
Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.
Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.
Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.
К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.
(95 слов)
Грамматическое задание.
1. Выпишите из текста слова с чередующимися корнями.
2. Выполните морфемный разбор слов:
Соседские, приманку. // причудливые, низинах
3. Выполните словообразовательный разбор слов:
Причудливые, капельки // окрестность, прибрежных
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Цель: проверить степень освоенности учащимися теоретического материала, изученного в разделе «Имя существительное».
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели.
Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
(112слов).
Грамматическое задание.
1) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант –на сучок;
2 вариант – жизнью.
2) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – речонка;
2 вариант – бельчонок.
3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.
Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное".
Цель: проверить степень освоенности учащимися теоретического материала, изученного в разделе «Имя прилагательное».
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трав касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.      Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.
Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.
(119 слов)
(По И.Соколову-Микитову.)
Грамматическое задание.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);
2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – камышовые; прибрежных
2 вариант – серебряные, ранним
Контрольный диктант по теме "Имя числительное"
Цель: проверить степень освоенности учащимися теоретического и практического материала, изученного в разделе «Имя числительное».
      Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.
(113 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Грамматическое задание.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;
2 вариант – пятая часть.
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – безветренный.
4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
Контрольный диктант по теме «Местоимение».
Цель: проверить степень освоенности учащимися теоретического и практического материала, изученного в разделе «Местоимение»
История Каштанки.
Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь. Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с ее спины и поманил за собой. Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась у него жить.
Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.
(119слов).
Грамматическое задание.
1. Выпишите из текста 3 местоимения, произведите морфологический
разбор выписанных местоимений.
2. Выполните синтаксический разбор предложения:
Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась у
него жить. // Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто.
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Цель: проверить степень освоенности учащимися теоретического и практического материала, изученного в разделе «Местоимение».
Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок. Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.
На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды. Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить. Все крепче забирает зима, все чаще непогода.
Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.
(109 слов).
Грамматическое задание.
1. Выполните синтаксический разбор предложений:
Ноябрь – начало ненастий.
Ноябрь – предзимний месяц.
2. Выполните морфологический разбор слов:
Кружится, замирают. // приютились, моросят
Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса.
Цель: систематизировать знания, полученные учащимися за курс обучения в шестом классе.
 В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.
Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.
(117 слов)
(По Д. Зуеву.)
Грамматическое задание.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите фонетический анализ слов:
1 вариант – елей;
2 вариант – осинке.
3) Произведите синтаксический разбор:
1 вариант – Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
2 вариант – В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей.