«Сохранение памяти о Катастрофе и поиск имен в учебно-воспитательном процессе в еврейской школе»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы «Поиск» г.о. Самара
Городская полиэтническая конференция
«Толерантность и возрождение духовности
в подростковой и молодёжной среде»
Доклад на тему:
«Сохранение памяти о Катастрофе и поиск имен
в учебно-воспитательном процессе в еврейской школе»
Автор:
преподаватель русского языка и литературы,
культуры и традиций еврейского народа
МБОУ школы №42
Найда Софья Григорьевна
Самара, 2014
«Сохранение памяти о Катастрофе и поиск имен в учебно-воспитательном процессе в еврейской школе»
Так как я работаю в еврейской школе, у нас ведется достаточно активная работа по сохранению памяти жертв Катастрофы европейского еврейства и поиску пропавших имен.
Уже много лет в школе действует Международный проект «Маса Шорашим» («Путешествие по корням»). Этот проект собирает около 300 ребят из еврейских школ СНГ и Балтии и заключается в том, что после подготовки к реализации проекта в рамках спецкурса «История Холокоста», который я преподаю, мы выезжаем в Беларусь, Литву или Украину и знакомимся с культурой и традициями еврейского народа предвоенного времени, а также с историей уничтожения евреев периода Второй мировой войны.
Ребята самых разных национальностей нашей школы, а также учителя участвуют в Международном конкурсе «Уроки Холокоста – путь к толерантности», который ежегодно проводит Российский Научно-просветительский Центр Холокост. Победители неоднократно приглашались на международную конференцию по Холокосту в Бресте и в Москве.
27 января в нашей школе отмечают Всемирный День памяти жертв Холокоста. К нам приходят в гости на митинг памяти члены еврейских общественных организаций (например «Малолетние узники гетто и концлагерей»), представители средств массовой информации.
В годы Второй мировой войны было уничтожено 6 миллионов евреев, то есть 2\3 европейского еврейства. В Иерусалиме на горе Памяти построен Мемориал Катастрофы и героизма, который ставит своей задачей увековечить имя каждого еврея, уничтоженного нацистами и их пособниками. С этой целью Яд Вашем, начиная с середины 50-х годов, собирает Листы свидетельских показаний, заполненные родными и близкими погибших. Эти Листы - символический памятник жертвам геноцида евреев - хранятся в Пантеоне Имен Мемориала. Поиск имен и сбор свидетельств велся во всех странах Европы, кроме СССР. На территориях, где погибло более двух с половиной миллионов евреев, данная тема замалчивалась, не велась какая-либо официальная документация трагедии, события и имена не были увековечены. Массовая эмиграция 90-х годов позволила многим передать новые свидетельства о погибших. Параллельно, благодаря усилиям еврейских общин и исследователей, начиная с середины 90-х годов, в Зал Имен начали поступать новые свидетельства. Но, к сожалению, всей этой работы недостаточно, и более 2-х миллионов имен нам по-прежнему неизвестны. Одновременно стало возможным увековечение мест уничтожения еврейского населения в странах бывшего СССР; по инициативе местных исследователей началась документация Катастрофы.
В 2004 году более трех миллионов имен погибших опубликованы на сайте Яд Вашем в Интернете. В настоящее время Центральная база данных имен жертв Холокоста на сайте Яд Вашем переведена на русский язык, чтобы облегчить доступ к сайту всем русскоязычным.
В 2007 году начал работать Международный проект "Документация и увековечение имен евреев, погибших во время Катастрофы на оккупированных территориях бывшего СССР", организованный Российским Центром «Холокост» и Яд Вашем (Израиль). Историческая задача данного проекта - внести в коллективную память народа имя каждого погибшего в период Второй мировой войны. Со времени начала Проекта при помощи и сотрудничестве еврейских организаций в Украине, России, Беларуси, Молдове, Латвии, Израиле и Америке восстановлены десятки тысяч имен евреев, безвинно погибших в годы Катастрофы. С начала 2007 года собрано более 100 тысяч имен.
Информация об именах поступает из различных источников:
- заполнение Свидетельских Листов родными и близкими, которые сами пережили Вторую мировою войну, а также вторым и третьим поколением семей погибших;
- документация списков погибших на базе личных воспоминаний;
- книги памяти в различных вариантах - государственных и личных.
Например, в нашей школе находится Книга памяти, куда занесены фамилии евреев, погибших во время Второй мировой войны.
- использование различных документальных свидетельств, содержащих имена погибших (архивные записи, надписи на могильных плитах, документальные книги и т.п.). На уроках в школе мы часто пользуемся книгой, вышедшей в Самаре в 2005 году, «Евреи Самары на фронтах Великой Отечественной», где биографические очерки о самарцах-фронтовиках дополнены главой «Восставшие из пепла» - рассказами об узниках гетто и концлагерей.
В 2009 году я проходила стажировку в Мемориале Яд Вашем в Израиле. Ежегодно мемориал посещает 1 млн. человек.
Завершая экскурсию по Мемориалу, каждый посетитель попадает в Зал Имен. Громадный купол усеян вместо звезд фотографиями евреев, безвинно погибших от рук нацистов и их пособников во время Второй мировой войны. Мужчины и женщины, старики и дети, юноши и девушки, запечатленные еще в той жизни, оборванной так внезапно и беспощадно...
По стенам круглого зала – стеллажи, а на них огромное количество папок с листами свидетельских показаний, каждый из которых - свидетельство невосполнимой потери, чудовищных, нечеловеческих преступлений.
Но часть этих черных стеллажей - почти половина – пуста. Эти полки ждут еще множество папок с недостающими именами...
В нашей школе мы распространяли такие листы свидетельских показаний на родительских собраниях, объясняли, как их заполнять и в бумажном, и в электронном виде. Интерес к теме был, но проследить отдачу очень сложно, хотя небольшое количество таких листов мы отослали в Яд Вашем.
Этой весной я приняла участие в работе семинара в Германии, названного «Преподавание истории Холокоста», организаторами которого являются Центр «Холокост» (Москва, Россия) и Дом Ванзейской конференции (Берлин, Германия).
Первые два дня (3-4 мая) семинар проходил в маленьком и необыкновенно красивом городке Бад Арользен, где участники работали в Международной Службе Розыска (МСР). Международная Служба Розыска (МСР - IST) в г. Бад является документационным, информационным и исследовательским центром о нацистских преследованиях, принудительном труде, а также о Холокосте. В хранилищах Международной службы розыска собрана наиболее полная документальная информация о жертвах нацистского режима независимо от национальности. В архиве хранится 50 миллионов страниц со сведениями об узниках концлагерей и гетто, а также с именами 17 миллионов жертв гитлеровского режима. http://www.its-arolsen.org/ruСеминар начался с просмотра презентации «Миллион документов, миллион судеб». Сотрудник МСР Элизабет Швабауэр рассказала о работе с банком данных и о методах поиска нужной информации. Так как наша еврейская школа занимается поиском информации, связанной с биографией нашего земляка, профессора Д.Кловского, узника гетто и концлагерей, моя работа была сосредоточена именно на этих документах. Было найдено 6 документов из лагерей Бухенвальд и Штутгоф не только Даниила Кловского, но и его отца, Давида Кловского. Это была большая удача! Отсканированные документы уже переданы сыну Даниила Кловского Олегу. Материалы были размещены на сайте «Еврейский мир Самары», созданном в рамках Международного проекта. На основе этих документов и книги Д.Кловского «Дорога из Гродно», изданной на разных языках, написана исследовательская работа ученицей 8 класса нашей школы Акулиной Валерией, которая сегодня выступает здесь на конференции.
Также я смогла в Международной Службе Розыска найти в списках свою прабабушку, расстрелянную в Крыму, но никаких сведений в карточке о ней не было. Участник нашего семинар, доцент Томского университета Ольга Горских совершенно неожиданно для себя смогла найти карточку на своего деда, русского по национальности, угнанного в Германию на трудовые работы.
На сайте нашей школы была вывешена информация о возможностях поиска имен пропавших и погибших во время войны родственников с помощью сайта МСР.
https://sites.google.com/site/samaraemir/muzejnaa-ekspozicia/zal-6-holokost-my-ne-zabudemСовершенно неожиданные подходы в Германии в изучении темы Холокоста, необычный взгляд на многие процессы после Второй мировой войны заставили задуматься о том, а не освещаем ли мы эту тему на уроках в школе однобоко и узкоформатно. Большинство важных общественно-политических событий, связанных с темой Холокоста, оказавших, с точки зрения немецких историков, большое влияние на послевоенную Германию, были совершенно незнакомы нам, российским учителям.
Одним из самых интересных моментов стажировки было посещение гимназии имени Шиллера. Пообщаться с ребятами 10 класса, услышать, что они знают о Холокосте, что думают о проблемах сохранения памяти, было очень важным для нас, учителей.
Что удивило в Германии? Огромное количество памятных знаков, связанных с Холокостом. Это многочисленные «камни преткновения», на которые невозможно не обратить внимания (заказанные жильцами домов за свой счет маленькие таблички золотого цвета, вделанные в асфальт с именами евреев, живших в этих домах), это необычные памятники (например, «Покинутая комната»: стол и два стула, один из которых опрокинут), это столбы-тумбы, на которых расклеены афиши с именами известных людей, погибших во время войны. Поражает, как много делает германское правительство и для сохранения памяти о событиях Второй мировой войны, и для того, чтобы эти события не повторились. Удивило большое количество людей, в том числе молодежи, посещающих Музей топографии террора, Еврейский музей и другие мемориальные места.
Обо всё этом, о проблемах сохранения памяти и поиске новых имен я рассказала и продолжаю говорить старшеклассникам на своих уроках. К сожалению, пройдет еще несколько лет, и уже не останется ни одного очевидца тех страшных событий.
Ребята часто меня спрашивают, кому и зачем это нужно. Когда я думаю о тех, чье имя еще не найдено, чья память еще не увековечена, возникает ощущение колоссальной ответственности, которая лежит на нас. Трудно поверить, но многим это непонятно. Семья почти каждого из нас пострадала в годы Второй мировой войны, многих из погибших мы даже не знаем по имени: только их туманный силуэт, возникший из отрывочных фраз, услышанных в детстве, остался в нашей памяти. Если мы не попытаемся восстановить их имена – через рассказы, через книги памяти, через книги воспоминаний, - они исчезнут навечно, а вместе с ними исчезнет, пусть трагическая, но часть нашей истории. Часть нас самих.