Информационные технологии в преподавании экономических дисциплин
Информационные технологии в преподавании экономических дисциплин
Современные информационные технологии позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей учащихся, организации их познавательной деятельности.
Интеграция информационных технологий в программу обучения по дисциплине «Экономика организации» требует большой подготовительной работы и проводится в несколько этапов.
Построение изучения материала по дисциплине «Экономика организации» с максимальным использованием тем по дисциплинам «Информатика и ИКТ», «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Разработка соответствующих практических заданий, промежуточных выходных продуктов и проекта итогового программного продукта.
Проведение обучения по плану, выработанному на предыдущем этапе. Реализация продукта каждым учащимся на занятиях по выше указанным дисциплинам.
Методическое обоснование проведения интегрированных занятий обеспечивается преподавателем экономических дисциплин, так как только в таком случае внимание учащихся полностью концентрируется на темах и проблемах смежной дисциплины, а знания и навыки, полученные на занятиях, являются инструментарием для решения поставленных задач.
Такой подход к интеграции позволяет:
1. Выработать и закрепить навыки применения учащимися компьютера, самостоятельного создания и использования собственных программных продуктов.
2. Предоставить возможность учащимся работать с разными видами и формами информации, способствовать лучшему усвоению материала смежной дисциплины.
3. Обогатить базу методических материалов выходными работами учащихся.
4. Способствовать росту опыта и мастерства преподавателей экономических дисциплин по применению компьютерных технологий.
На основе предложенного подхода в течение двух последних лет была проведена работа по интеграции информационных технологий на 1-м и 2-м курсах по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
1. Были определены те предметные области знаний, которые в наибольшей степени соответствуют комплексному характеру поставленной учебной задачи.
2. Тщательно проработав программы по дисциплинам «Экономика», «Экономика организации», «Информатика и ИКТ», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» были отобраны темы, которые по содержанию дополняют друг друга.
3. При подготовке занятия, на этапах постановки цели, задач, отбора материала особо тщательно продумывалось содержание практических заданий, творческих индивидуальных работ, деловых игр. Уделялось большое внимание интересам учащихся, их профессиональной ориентации
Компьютеры позволяют поддерживать интерес учащихся к дисциплине «Экономика организации», стремление к овладению электронной техникой, с помощью которой возможны быстрота и качество расчетов, набор и оформление текстов, знакомство с профессиональными программами. Осуществляется определенная ориентация в профессиональной сфере. Работа в Internet повышает информированность учащихся, развивает их общую культуру, знакомит с разнообразными подходами к ряду проблем.
Межпредметная связь позволила представить общий подход к использованию информационных технологий при изучении экономических дисциплин.
1. Тестовый процессор MS Word представляет учащимся богатые возможности стандартного оформления текстов, работа с таблицами, диаграммами, рисунками.
2. Использование презентационной графики (PowerPoint) позволяет дополнить текстуальные части творческой работы учащихся визуальным рядом: рисункам, фотографиями, картинками. Поиски последовательности в построении визуального ряда являются по своему смысловому контексту, безусловно, творческими компонентами компьютерного изложения материла. Поэтому работа над визуализацией информации нравится учащимся, и они бережно относятся к каждому фрагменту визуального ряда.
3. Приложение Excel позволяет внедрять в текстуальную часть практической и творческой работы: таблицы, численную информацию, формулы, диаграммы и графики.
4. Использование баз данных (MS Access) предоставляет возможности размещения в работе нужной справочной информации, отобранной учащимися по определенным критериям.
Анализируя возможности использования информационных технологий, выделены основные направления интеграции ИТ в экономические дисциплины:
1. Использование компьютера в качестве моделирующей среды в деловых играх.
2. Компьютер как инструмент решения экономических задач, обработки статистической информации.
3. Компьютер как источник информации, средство выхода в Internet.
4. Использование компьютера для оформления и представления выступлений, рефератов, практических и курсовых работ, электронных презентаций.
5. Знакомство учащихся и изучение компьютерных программ для бизнеса и эффективной деятельности предприятий (1С: Предприятие и др.).
6. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
7. Использование информационных технологий позволяет преподавателю перейти от прямого метода преподавания к проектному.
Интеграция осуществляется путем использования на занятиях средств мультимедиа, тестового контроля, электронных учебников, средств интернета, созданием электронных публикаций, готовых обучающих систем и различных программных средств.
К основным методам использования информационных компьютерных технологий на занятиях по дисциплине «Экономика организации» относятся:
1. Использование электронных наглядностей:
1.1 Представление материала с помощью тематических презентаций (основные принципы построения экономической системы организации, основные фонды, оборотные средства предприятия, мотивация труда, себестоимость, затраты, ценообразование и др.).
1.2 Использование видео материала по отдельным темам (организация производственного и технологического процессов, организация поточного производства и др.)
2. Отработка определенных навыков и умений:
2.1 Выполнение различных математических и статистических расчетов в Excel: расчет показателей использования и движения основных фондов, расчет длительности производственного цикла при различных видах движения предметов труда, расчет основных параметров поточной линии, определение фонда оплаты труда работников предприятия и др.
2.2 Построение диаграмм и графиков с помощью табличного процессора Excel: структура основных фондов, загрузка оборудования и др.
3. Использование электронных учебно - методических комплексов.
4. Диагностика и рейтинговая оценка (контроль знаний): тестовый контроль знаний (с помощью специальных тестовых программ);
- использование текстового редактора;
- использование мультимедийной презентации (как средство контроля в виде тестов).
5. Организация исследовательской деятельности обучающихся:
- интернет технологии;
- организация общения;
- поиск информации;
- публикация материала.
Объяснение нового материала всегда сопровождается презентацией, подготовленной заранее. Изображение на экране является равнозначным словам преподавателя, оно дополняет его объяснение. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
Использование информационных технологий не должно исключать изучение основных методов экономических расчетов. Они должны дополнять друг друга.
Выполнение практических работ по отдельным темам начинается с изучения теоретических основ вопроса, на следующем этапе учащийся реализует технологию вручную с помощью вычисления по формулам и составления алгоритмов. Только после этого, он может, осознано подойти к изучению программы, которая автоматизирует процесс получения результата. Квалифицированный пользователь должен понимать основные принципы выполнения программы. В дальнейшем учащиеся на базе изученной программы могут самостоятельно разработать свою программу, которую будут использовать при расчете курсовой работы по дисциплине «Экономика организации», т.е. они не используют шаблон таблицы, предложенный преподавателем, а, исходя из поставленной цели и заданных условий, самостоятельно выбирают план решения и формируют структуру электронной таблицы.
Освоение различных программных пакетов экономического назначения повышает эффективность обработки информации. Большие возможности представляет программа “Project Expert” при составлении бизнесплана. Программа произведёт необходимые вычисления: баланс на весь срок проекта, всевозможные графики и диаграммы по различным показателям. Программа оценит качество и эффективность проекта по всем основным интегральным параметрам, подготовит разные отчеты в соответствии с международными стандартами.
Использование специальных аналитических программ повышает мотивацию студентов в профессиональной области, так как обучение осуществляется на конкретных примерах использования информационных технологий в будущей профессиональной деятельности путем введения в учебный процесс задач профессиональной ориентации.
Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся, развивает у них продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, ответственность за конечный результат.
Литература
Крамаренко В.И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учебное пособие. – Симферополь: «Таврида», 2009. – 98с.
2. Красильников О.Ю. Этапы использования Интернет-технологий в преподавании экономических дисциплин. [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](дата обращения: 27.12.2016).
3. Хвесеня, Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. - Минск : БГУ, 2010 - 116 с.
4. Соболенко, И. А. Использование информационных технологий в преподавании экономических дисциплин. [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 28.12.2016).