Выступление на тему Современные подходы в преподавании естественнонаучных дисциплин
Районное методическое объединение учителей биологии
Выступление на тему:
«Современные подходы в преподавании предметов естественнонаучных
дисциплин»
Подготовила учитель биологии
МКОУ Зайцевская СОШ
Невдашева Елена Александровна
2016
Сведений науки не следует сообщать учащемуся
готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он
сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод
обучения наилучший, самый трудный, самый
редкий» А.Дистервег
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла.
Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным.
Одни (50% опрошенных учащихся) ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем.
Другие (2% опрошенных) считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач.
Третьи (48%) жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами.
На современном этапе цель образования – развитие личности, способной к самореализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества(компетентностный подход). Заказ общества сегодня: Обеспечить социальную адаптацию личности. Сформировать самостоятельную, социально – активную личность. Развить творческий потенциал личности. Компетентный человек: умеющий с высокой долей эффективности применять свои знания на практике, успешно самореализующийся в современном обществе, решение этой задачи возможно благодаря применению инновационных технологий обучения
Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки: умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему; умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи; умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно; умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи; умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.
Виды инновационных уроков
Выделяют следующие виды инновационных уроков: урок с применением ИКТ; уроки самостоятельной деятельности; исследовательские; на основе групповой технологии; проблемные; дифференцированного обучения; на основе проектной деятельности; уроки-тренинги и др.
Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков. В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве. В своей работе я использую ЦОР: Биология. Животные. 7 класс. «1С: Школа»; Биология. Растения. 6 класс. «1С: Школа»;
Например, при изучении растений в 6-ом классе использую интерактивные игры: тренажер « Строение светового микроскопа», «Строение растительной и животной клетки», «Строения цветка». Очень большие возможности открываются при использовании ИКТ при проведении лабораторных работ. Ведь не всегда есть возможность использовать живые объекты.
Например, при проведении лабораторный работы «Строение и способы передвижения инфузории - туфельки» компьютер дает возможность рассмотреть строение инфузории - туфельки, фрагмент фильма демонстрирует волнообразное движение ресничек, раздражимость организма.
Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.
В основе такого урока – организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.
Уроки на основе групповой технологии.
Целью применения групповой технологии на уроках является обеспечение активности учебного процесса. Групповая технология как коллективная деятельность предполагает: взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий; распределение начальных действий и операций; коммуникацию, общение.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Уроки на основе проектной деятельности
Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.
Технология использования в обучении игровых методов. Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений и навыков.
Особенности современного преподавания в школе
Цели и задачи инновационного подхода
Целью инновационного подхода к учебному процессу, является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструменту исследователя. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени.
И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:
технологии дифференциации и индивидуализации;
проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;
технологии проблемного обучения;
интерактивные технологии;
информационные технологии:
-мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
- уроки на основе электронных учебников;
- презентации.
Инновационные технологии на уроках биологии
Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между человеком и человеком или между человеко-машинными системами (ИКТ).
«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями. Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков
Актуальность применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ):
качественно новый тип урока (динамика, информативность);
быстрота получения нужной информации;
большой спектр наглядных пособий;
интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью и тренажеров;
ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися, желание учащихся отвечать.
В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Основными образовательными технологиями, которые можно положить в основу изучения биологии, являются:
1. Технология проблемного обучения – это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
2. Информационно-коммуникационные технологии – это изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодейтсвие.
3. Технология разноуровневого обучения – даёт учителю возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. При данной технологии реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в рамках своих возможностей, повышается уровень мотивации ученья.
4. Технология проектных методов обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
5. Технология исследовательских методов в обучении дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
6. Лекционно-семинарская система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к сдаче экзаменов и обучению в ВУЗах. Она дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. Однако данной технологией нельзя злоупотреблять, так как может сделать образовательный процесс малоэффективным: скучным для учащихся, что понижает мотивацию к обучению. Кроме того, большие объёмы информации не успевают осмысливаться, а потому плохо запоминаются учащимися. Однако в качестве периодического применения данная технология допустима в современной школе, особенно в сочетании с семинарами на проблемную тематику, когда ученики могут актуализировать и применить полученные знания и умения.
7. Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений и навыков.
8. Здоровьесберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
9. Система инновационной оценки «портфолио» - это формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
10.Технология дистанционного обучения - становится всё более и более актуальной в современных школах. Эта технология уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или тех учащихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки. Элементы данной технологии можно использовать и для дистанционного общения учителя с учениками при выполнении домашнего задания (индивидуально-консультативная дистанционная методика), при работе над проектом, а так же для полноценного обучения при временной нетрудоспособности учеников.
11.Технология модульного обучения обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Таким образом, к настоящему времени разработано большое число технологий обучения, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных.
По мнению педагогов достоинства инновационных технологий заключаются в следующем:
дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания;
развивают самостоятельность в учебной деятельности;
увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;
создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает;
повышается коммуникативная культура;
растет мотивация к дальнейшему образованию;
повышается самооценка ученика;
снимается психологическое напряжение ученика и учителя.
Специфика использования технологий в следующем:
На первом этапе учитель проводит
информационный ввод, тем самым отвечает на вопрос «что изучаем и зачем изучаем?»;
организационный ввод, где учитель дает учебную установку, то есть отвечает на вопрос «как?»;
предлагается алгоритм поведения;
учитель обращает внимание на варьирование учебного материала (показывая источники информации для обязательного изучения и ознакомления по выбору);
предлагает учебные и тестовые задания на различных этапах урока;.
учащиеся имеют возможность оценить свои знания на промежуточном и итоговом контроле.
Инновационная деятельность дает учителю возможность:
профессионального роста;
эмоциональную удовлетворенность;
возможность саморазвития;
организации дифференцированного обучения;
прогнозирование результатов обучения;
ранней диагностики и коррекции учебных результатов.
Ученику дается выбор:
уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного);
информационного источника для усвоения выбранного объема знаний;
способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками (тип мышления, особенностями памяти);
темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;
формы, вида и времени контроля и самоконтроля;
партнера для диалогового общения;
роли слушающего или объясняющего.
В процессе вырабатываются навыки:
самостоятельной деятельности;
коммуникативной деятельности.
Диагностика полученных результатов происходит в форме:
наблюдения;
бесед;
анкетирования;
обмена опытом на педсоветах, семинарах;
вычисления коэффициента самостоятельности;
подведения итогов триместров, полугодий;
сдаче экзаменов в новом формате.
Если каждое из указанных направлений педагогических технологий будет интегрировано в той или иной степени, а также между собой, и найдет свое место в учебно-воспитательном процессе, то постепенно, вполне естественно, вытесняя традиционные методы и формы работы, удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса в преподавании предметов естественно-научных дисциплин.
Мы учимся всю жизнь, не считая десятка лет, проведенных в школе." (Габриэль Лауб)
15