МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВИРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


А.В. Анисимова, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 24» города Смоленска
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВИРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
«Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны». немецкий педагог А. Дистервег.
Государство и общество ставит перед школой и нами учителями новые образовательные задачи.
Как отмечается в Концепции модернизации российского образования, «школа должна формировать целостную  систему знаний, умений и навыков, а также обобщённые способы учебной деятельности, обобщённые способы познания».
В связи с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования интегративные цели обучения доминируют над предметными. Ведущим принципом является целостное восприятие мира, согласно которому, основным в содержании обучения становится не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщённое, целостное представление о мире.
В связи с этим нам предстоит решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и как следствие, учебных предметов. Помочь решить эту проблему должен метапредметный подход, который лег в основу образовательных стандартов.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.
А метапредметность невозможна без формирования универсальных учебных действий (УУД), потому, что она предполагает не только междисциплинарную интеграцию, а формирование свойств личности учащегося, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять его познавательное развитие.
В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося.

Интеграция в обучении  процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.
Это далеко не новое явление. В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы.
Наша школа не была исключением. Над вопросами интеграции мы начали работу еще в 90-х годах. Нами проделан путь от эффективного использования межпредметных связей на уроках до разработки и проведения интегрированных уроков, бинарных уроков. Уже тогда между учителями истории и литературы наладилось прочное сотрудничество по вопросам интеграции.
Сегодняшний день и перспективы дальнейшего развития гуманитарного образования побуждают нас к продолжению этой работы.
Главными идеями интеграции сегодня являются:
личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);
формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);
приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);
системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);
проблемность обучения;
рефлексия деятельности;
диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).
Другими словами, сегодня перед нами стоит задача перейти к новому типу интеграции – метапредметной интеграции, которая имеет свои особенности. [2, с.118].
Метапредметная интеграция подразумевает обязательную работа с деятельностью учащегося, передачу учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Именно такая интеграция позволяет создать условия для формирования УУД. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.
Другими словами классический интегрированный урок должен превратиться в метопредметное занятие.
Давайте попытаемся сравнить метапредметный интегрированный урок с интегрированным уроком ( по целям, содержанию, формам социальной организации учащихся, методам и т.п.)


Метапредметный интегрированный урок
Интегрированный урок

1.
цель: личностное совершенствование  учащегося через его познавательное развитие.
цель: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям(реализация межпредметных связей) 

2.
формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.   
создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний. 

3.
Метапредметный урок предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленным на добывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.  
 

Интегрированный урок позволяет конкретизировать общеучебные  знания, умения и навыки и применять их на практике. Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале. 

4.
Применение полученных знаний и умений на других уроках.  
Ученик учится сам и учит других.
Умение добывать информацию из различных источников.
Учитель не источник информации, а навигатор деятельности.
Обогащение жизненного опыта 

5.
развитие мышления и профессионализма учителя,
задать новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни
рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей
развитие потенциала учащегося

6.
формирование мыслящего человека как учителя, так и ученика.
На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.
понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки


Итак,  урок с метапредметной интеграцией -это урок, целью которого является:
-обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
- активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
- подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;
- формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;
- формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;
-  ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
- получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях;
-необходимые знания используются не  только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в  в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности является формирование в каждый момент урока у ученика понимания  того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает. 
Структурные элементы такого урока.
·  Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
·  Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
·  Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
·  Взаимопроверка и взаимоконтроль.
·  Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Требования к заданиям на уроке
·  Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.
·  Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требование к учителю
·  Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
·  Добиваться от учеников аргументированных ответов.
·  Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
·  Чётко и точно формулировать задание.
·  Способность к импровизации.
·  Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
·  Учитель не актёр, а режиссёр!
Переход к метапредметной интеграции был бы невозможен без накопленного нами опыта интегрировании в обучении.
Интеграция проходит по нескольким направлениям и на разных уровнях.
Прежде всего, это внутрипредметная и межпредметная интеграция.
1. Внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;
Примером внутрипредметной интеграции является систематизирование знаний внутри определённой дисциплины – переход разрозненных фактов к их системе. Она направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки. Познание изучаемого материала может осуществляться от частного к общему (целому) или от общего к частному. (Рассмотрение однотипных тем по истории России и Всеобщей истории: революция, развитие культуры и т.д.). Например «Буржуазные революции XVII – XVIII веков в Европе», «Великая Отечественная война как составляющая Второй мировой войны».
2. Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин.
Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся.
Используются различные варианты интеграции.
В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.

Интегрированный урок это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Интегрированный урок может проводиться как одним учителем, так и двумя. Тогда речь идет о бинарном уроке.
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. [1,с. 25].
Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться. Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер.
Мной и моими коллегами было разработано и проведено уже довольно много интегрированных уроков. В основном это бинарные уроки. Вот темы некоторых из них:
Финикийские мореплаватели интегрированный урок географии и истории. 5 класс. Тип урока – комбинированный. Форма: урок – путешествие.
Труд и творчество. 5 класс. Обществознание и изобразительное искусство. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока – творческая мастерская.
Личность Петра I в истории и литературе. 7 класс. Интегрированный урок истории и литературы. Тип урока: урок углубления и применения знаний. Форма урока – лабораторная работа.
Северная война. Полтавская битва в истории и литературе. 7 класс. Интегрированный урок истории и литературы. Тип урока: комбинированный урок. Форма урока – урок исследование.
Мифы Древней Греции. 5 класс. История и литература. Тип урока- урок формирования новых знаний.
Древнегреческий театр. 5 класс. История и литература. Тип урока- урок формирования новых знаний.
Роман Е. Замятина «Мы» - зеркало тоталитарного режима. 10 класс. История, обществознание и литература.
Глобальные проблемы современности. 11 класс. Обществознание и георгафия.
Великие географические открытия. 8 класс. История и география.
Информационное общество – путь к несвободе? 11 класс. Обществознание и литература. Урок – рассуждение.
Бородинское сражение. Интегрированный урок истории и литературы.8 класс.
Крымская война на страницах «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. Интегрированный урок истории и литературы. 8 класс.
Отечественная война 1812 года на страницах литературных произведений. Интегрированный урок литературы и истории. 8 класс.
Типы уроков носят традиционный характер: комбинированный урок, урок формирования новых знаний, урок применения знаний и т. д.
А вот формы уроков чаще всего используются нестандартные:
Урок-путешествие
Урок-экспедиция
Урок-исследование
Урок инсценировка
Учебная конференция
Урок-экскурсия
Урок - спектакль
При планировании интегрированных уроков учитывается следующее:
объединяются блоки знаний, поэтому важно правильно определить главную цель урока;
из содержания предметов берутся те сведения, которые необходимы для реализации цели;
устанавливается большое количество связей в содержании учебного материала;
части интегрированного содержания планируются так, чтобы стали необходимым звеном урока и получили окончательное завершение;
требуются тщательный выбор методов и средств обучения и определение нагрузки учащихся на уроке
Используются и другие варианты интеграции:
создание интегрированных курсов Всеобщей истории и истории России в 9 – 11 классах;
создание циклов уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением их независимого существования;
введение спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов; (элективный интегрированный курс истории и литературы «Литературные образы через призму истории» 7 класс).
Элективный курс интегрирует знания учащихся по истории и литературе и ликвидирует разрыв в изучении образовательных дисциплин, что помогает формировать разносторонне развитую личность, что актуально не только для школы в частности, но и для системы образования РФ в целом.
Данный курс, позволяет углублённо изучать две дисциплины в их взаимосвязи. 7 класс также подходит для выбора тематики курса. Это та параллель, когда учащиеся уже получили первичное представление о предметах, но не могут пока связать их воедино. Кроме того, программа по литературе под редакцией Коровиной для 7 класса нацелена на изучение литературы через призму истории. Поэтому данный элективный курс расширяет знания учащихся, получаемые на уроках.
Цели курса:
Интегрировать и расширить знания по курсу 7 класса по истории и литературе
Стимулировать интерес к изучению истории и литературы
Расширить кругозор учащихся по изучаемым предметам
Активизировать познавательную активность через ролевые игры и выполнение мини-проектов
Задачи:
Сформировать навыки работы с историческими документами
Сформировать навыки работы в группе
Развивать навыки анализа литературного текста
Развивать умения различать литературный вымысел и историческую действительность
Научить выделять и аргументировать разные точки зрения на одну историческую личность
В основу представленного элективного курса заложена идея воспитания и развития гармонично развитой личности, способной глубоко и нестандартно мыслить, связывать воедино полученные знания, ориентироваться в историческом процессе и в истории литературы.
Программа рассчитана на 35 часов

Интеграция  - это определенная система моей работы, у которой имеется результат:
в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении различных видов искусства;
в повышении уровня знаний по предмету;
в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением  естественных  взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
в росте познавательного мышления школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
во включении учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, результатом которой могут быть их собственные произведения и проекты;
в воспитании  настоящего гражданина своего Отечества.
Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно- познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской).
Конечный результат технологии интегрированного урока Знания приобретают качества системности. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
Список используемой литературы
1. . Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Образование в информационную эпоху. // Философия образования. - 2008. - №2 (23).
2. Ливанский В. М. Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства// Завуч- 2006- №5.- с.118.
15