Условия реализации преемственности между детским садом и начальной школой
Условия реализации преемственности между детским садом и начальной школой
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию [2,с.115]. Особую остроту проблема преемственности приобретает на изломе дошкольного и младшего школьного возраста. Дело в том, что здесь происходит радикальная смена социальных ситуаций детского развития от коммуникативно-игровой к учебной деятельности. При этом сохраняется фундаментальный (общий для обоих возрастов) вектор развития – формирование у ребенка предельно универсальных, базовых человеческих способностей (воображения, умения ориентироваться на позицию другого человека, произвольности, предпосылок и основ разумного мышления и т.д.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
Состояние здоровья и физическое развитие детей.
Уровень развития и познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
Умственные и нравственные способности учащихся.
Сформированность творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками. [1,с.76]
В современном образовании существует огромное количество программ, реализующих преемственность между детским садом и начальной школой. Апробация этих программ шла долгие годы, и из разряда экспериментальных они уже давно перешли в разряд одобренных и рекомендованных министерством образования РФ. Обучение по этим программам дает неплохие результаты и позволяет подготовить ребенка к школе. Как минимум, пять действующих в России образовательные программы прямо нацелены на комплексное обеспечение преемственности дошкольной и начальной ступеней: «Золотой ключик» (1996), «Из детства – в отрочество» (1997), «Преемственность» (1999), «Сообщество» (1999), «Школа 2100», программы под редакцией М.В.Васильевой, Виноградовой. Определенные попытки решения проблемы отражены в программах «Радуга» (1993-1996), «Развитие» (1994, 1999), «Детство» (1996, 1997), и др. [3, с. 115]. Авторы данных программ выделяют три основных условия реализации преемственности между школой и детским садом:
Установление делового сотрудничества между воспитателем и учителями. Главная задача сотрудничества - единство при подготовке детей к школе и обеспечение высокого уровня готовности.
Наличие сквозных программ, которое обеспечивает общую и специальную готовность к переходу к школьному обучению. Основная цель образования в начальной школе – продолжить всестороннее общее развитие детей с учетом возросших возможностей, специфики школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становление учебной деятельности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка.
Связь ДОУ с семьёй. Главной составляющей социальной ситуации развития ребенка, его ближайшим окружением, “эмоциональным тылом” является семья, с которой образовательному учреждению необходимо установить тесное взаимодействие. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Используемые в детском саду программы дошкольного образования предусматривают создание единого пространства развития ребенка в семье и детском саду.
Данные условия соблюдаются нами при установлении связи с будущей школой детей подготовительной группы. Для установления связей преемственности между ДОУ и школой нами было проведено исследование, в ходе которого были задействованы воспитанники подготовительной к школе группы «Ласточка» МДОУ № 82 г. Томска в количестве 18 человек . Перед началом эксперимента, проводилась ознакомительная беседа с воспитателем Колесовой О.Ю. о предстоящей работе. Оговаривался план работы и сроки проведения, каждого из его этапов. На констатирующем этапе для выявления школьной готовности детей была использована педагогическая диагностика под редакцией Л.Е. Журовой. Диагностика проводилась в два этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работали на предложенных ими рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого было проведено наблюдение за деятельностью каждого ребенка и фиксировались его устные ответы. Для того чтобы выявить уровень школьной готовности каждого воспитанника мы сложили баллы, полученные в каждом из девяти заданий и рассчитали средний балл, указали его в соответствующей графе таблицы. Таким образом среди воспитанников группы высоким уровнем школьной готовности обладают 5 детей (28%), средним уровнем школьной готовности – 6 детей (33%), низким уровнем школьной готовности –7 детей ( 39 %)
По результатам проведенной группой и индивидуальной диагностик было выявлено, что у большинства детей недостаточно хорошо развиты познавательные процессы (мышление, внимание, память), слабо развита моторика рук. Для повышения уровня готовности детей к школе мы стали работать с детьми по нескольким направлениям:
Согласованная работа психолого-педагогических служб, эффективное взаимодействие школьного психолога и воспитателя детского сада.
Работа с родителями воспитанников.
Сотрудничество с начальным звеном школы. Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем - занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы.
Реализация сквозной программы «Развитие» Венгера Л.А.
Использование комплексной программы развивающих игр М.Н. Ильиной.
Остановимся на последнем из направлений подробнее. Данная программа предлагает целый комплекс развивающих игр для повышения уровня интеллектуальной готовности воспитанников. Так для развития внимания на занятиях по математике были предложены такие игры как «назови соседей», на занятиях по ознакомлению с окружающим миром на - «Не пропусти растение». «Не прости профессию», «Не пропусти животное», или усложненное упражнение «Не пропусти домашнее животное» и т.п. Выбранная форма упражнений – игра раскрепощала детей, давала возможность выразиться. Проведенные упражнения не только способствовали развитию внимания детей, но и учили классифицировать предметы и явления. На занятии по ознакомлению с пространственными отношениями мы использовали упражнение «Четыре стихии» на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Проведение подобных упражнений во время занятий способствовало смене учебной и игровой видов деятельности и повышало уровень усвоения материала детьми.
На занятиях по ознакомлению с произведениями художественной литературы и развитие речи на тему «Составление описательного рассказа о любимом животном» мы использовали следующее упражнение на развитие внимания «Рыба, птица, зверь». На занятии грамота мы использовали следующие упражнения на развитие произвольного внимания: «Змейка или «Закончи слово», «Сколько в слове слогов».
Для развития памяти на занятии по ознакомлению с окружающим миром мы использовали упражнение «Кто больше увидит и запомнит?»
На занятие по конструированию на развитие внимания и памяти мы использовали упражнение «Слушай и исполняй», на занятие по грамоте - «Разноцветные мячики». Комплекс упражнений проводился на ряду с занятиями программы в течении полугода. Кроме того для развития мелкой моторики рук проводились дидактические игры: «Шнуровка», «Капельки», «Мозаика», а также пальчиковая гимнастика и упражнения такие как «Штриховка» и «Обведи по контуру».
По окончании эксперимента, на контрольном этапе была проведена вторичная диагностика. Высокий уровень школьной готовности после реализации эксперимента конце показали 69% детей, средний уровень – до начала эксперимента был 33%, после эксперимента стал 20%, низкий уровень школьной готовности с 39% уменьшился до 11%. Практика показала, что дети, занимавшиеся по программе «Развитие», в результате проведенной с ними работы к концу дошкольного возраста обладают рядом достижений, необходимых для успешного обучения в школе. Они осваивают конструктивные умения, включая ориентировку в географических схемах, учатся понимать функциональное назначение отдельных деталей; овладевают изобразительной деятельностью, пространственными отношениями, умением пересказывать литературное произведение, структурируя его содержание, и сочинять собственные истории, тонко чувствовать природу и выделять общие закономерности и взаимозависимости природных факторов; ориентировкой в логических отношениях, пониманием некоторых математических отношений (образование числа, числового ряда, устанавливание взаимно-однозначных соответствий, сравнивание чисел, работа с числовой осью, смена точки отсчета, решение задач и др.). Пользуясь условными изображениями, дети учатся понимать отвлеченные отношения между словами в предложении, между звуками или буквами в словах, усваивают некоторые закономерности русского языка и грамматические правила. Дети играют, распределяя роли, общаясь со сверстниками и взрослым.
Список литературы:
Аншукова Е.Ю.Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 6
"Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина"Просвещение", Москва, 1978 г.
Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений.// журнал «Начальная школа» №1 2000 г.
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2007.