«Реализация преемственности между школой и детским садом
«Реализация преемственности
между МБОУ СОШ и МДОУ »
зам. директора по УВР Поповой О.В.
Все родители мечтают о том, чтобы их дети учились с желанием, охотой, узнавали что-то новое, как можно быстрее научились быть самостоятельным. Что для этого необходимо? Конечно, хороший детский сад и хорошая школа! Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
В настоящее время и школа, и детский сад находятся на этапе модернизации и серьезного обновления содержания образования. Поэтому и наша работа по преемственности между ДОУ и начальной школой за последние 2 года носит обновлённый характер и направлена на изучение и внедрение необходимых условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов.
Цель нашей работы:
- обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования
Сотрудничество детского сада и школы осуществляется по трем основным направлениям:
Организационно-методическое обеспечение
Работа с детьми
Сотрудничество с родителями
Формы осуществления преемственности
Организационно-методическое обеспечения включает:
Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе и реализации ФГОС НОО .
Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике педагогов
Работа с детьми направлена на :
Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми, направленной на изучение уровня их развития.
Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий
Организация экскурсий по школе.
Система взаимодействия педагогов и родителей включает:
Совместное проведение родительских собраний.
Проведение дней открытых дверей.
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
Консультации педагогов
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Каждое совместное заседание было направлено на организацию единого образовательного пространства, использования в своей работе преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Принятие нового Стандарта образования повлекло за собой много нововведений, с которыми мы знакомили наших коллег из д/к №7, в рамках организационно-методического сопровождения работы по преемственности (апрель 2013.)
Это и организация УВП в условиях введения ФГОС ( Казарова Е.А.)
И изменение содержания тех учебных пособий, по которым учатся дети в начальной школе. В рамках одного из совместных заседаний МО мы познакомили педагогов с нашими учебно-методическими комплектами. Выбирая учебники, школа, что называется, определяет свое лицо, предъявляя родителям, обществу в качестве результата образования модель того ученика, которого будет формировать.
Изучив целостные модели разных УМК и ,учитывая особенности нашего ОУ , опыт работы по разным учебникам, мы используем:
1. УМК "Начальная школа XXI века"
Основная идея: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей данного возраста.
2. УМК "Гармония"
Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка.
Важным критерием явились типические свойства методической системы УМК «Начальная школа XXI века» и «Гармония», которые оказывают непосредственное влияние на качество формирования УУД учащихся начальной школы и лежат в основе программы формирования универсальных учебных действий МБОУ СОШ №11.
Изучение этапов формирования УУД стало ещё одной ступенькой нашей совместной работы по преемственности. Ведь преемственность должна соблюдаться не только в единстве требований ДОУ и школы к психологической подготовке дошкольника к школе, а так же соблюдать преемственность в сформированности учебных универсальных действий от ДОУ к школе.
В рамках круглого стола «Школа и детский сад: лицом к лицу» (декабрь2012г.) мы рассказали педагогам детского сада о использовании новых образовательных технологий в начальной школе (Перепелова С.И.), обсудили вопросы введения Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования как важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГТ - научить ребёнка учиться
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
В основе деятельности учителей начальных классов по реализации стандартов ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности».
В рамках знакомства с применением системно-деятельностного подхода Казарова Е.А. рассказала о кардинальных изменениях в организации и проведении уроков в начальной школе. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Фрагменты уроков, где реализуется системно-деятельностный подход, позволили это доказать (апрель2013г., декабрь 2014г.).
Мы постарались наглядно показать и новую роль учителя. В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли
- инструктора (человека, который систематически ведёт индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы);
-наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а помогая ее преодолеть);
-консультанта (специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам);
-занимает позицию куратора (участника образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобретения детьми жизненного опыта );
-управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты);
-помощника.
Особенно плодотворно прошёл обмен опытом организации работы по здоровьесбережению (март 2013г.). Ив нашей школе ,и детском саду сохранение и укрепление здоровья является одной из главных задач в работе педагогов. Открытые занятия в детском саду, мастер-классы по применению здоровьесберегающих технологий педагогов школы и детского сада позволяют сделать вывод о результативности такой работы в ходе преемственности наших ОУ.
За время работы по ФГОС нами был накоплен определенный опыт работы, получены первые результаты и сделаны первые выводы:
Обучение первоклассников в школе начинается с адаптационного периода, но к организации которого сегодня также предъявляются новые требования в соответствии с ФГОС и СанПином.
С первых дней обучения детей в школе ведется образовательный мониторинг.
Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, планируется система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней прослеживается целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах. И ежегодно мы на совместных заседаниях обсуждаем результаты входных диагностик, вместе намечаем пути устраненич выявленных недостатков.
Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне развития каждого школьника.
Анализируя результаты входной диагностики, мы отмечаем положительную динамику перехода к учебному сотрудничеству, проявления инициативы, наличия предпосылок к развитию самоконтроля и самооценки, и как следствие положительная динамика сформированности УУД по итогам учебного года.
Однако досих пор самой важной и ещё нерешённой проблемой остаётся большое количество детей, поступающих в 1 класс, и имеющих речевые нарушения ( 71% в 2012-13уч.г., 76% в 2013-14 уч.г.). Поэтому работа над этой проблемой остаётся приоритетной и в следущем учебном году.
Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому организации внеурочной деятельности детей уделено большое внимание. С целью определения интересов учащихся для занятий внеурочной деятельностью ежегодно в нашей школе в рамках «Дня открытых дверей» с родителями будущих первоклассников проводится анкетирование, по результатам которого формируется вариативная часть учебного плана.
По запросам родителей уже с будущими первоклассниками школьный психолог ведет индивидуальную диагностику учащихся, оказывает психологическую помощь и поддержку детям и родителям. Ведется работа по обследованию детей школьным логопедом, работа по обследованию семей, профилактике правонарушений ведется социальным педагогом.
Ну и, конечно же, мы уже традиционно каждый год встречаем наших будущих учеников на экскурсии по школе и совместных праздниках.
Переход ребенка дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилия работников детского сада и начальной школы.
И хотелось бы закончить словами В.А. Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"
А это как раз зависит от нас, взрослых.