Основы методики преподавания общественных дисциплин


Основы методики преподавания общественных дисциплин.
На чем же основывается методика преподавания общественных наук сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, выделим три ведущих основы: мировоззрение, методология, логико-гносеологические основы (закономерности процесса познания).
Мировоззрение педагога как основа методики преподавания
Мировоззрение — система взглядов личности на окружающий мир и свое место в нем. В нем органически сочетаются как общие черты существующего строя, идеологии и морали, так и индивидуальный опыт, род практической деятельности личности. МП общ наук — не просто опора на то или иное мировоззрение, это процесс его активного формирования под воздействием всего уклада жизни, но прежде всего (и это очень важно подчеркнуть) всем учебно-воспитательным процессом высшего учебного заведения, т. е. такой обстановкой учебы, когда получаемые знания самостоятельно осмысливаются, становятся органической частью субъективного мира личности, его личными взглядами, миропониманием. Все это будет определять и нормы поведения, и компоненты практ деят-и на длит-й период после учебы. М-е основы МП общественных наук - широкий круг вопросов, требовании, форм работы кафедр и отдельных преподавателей, обеспеч-х выс идейно-теоретический уровень учебно-воспитательного процесса.
Что такое методология преподавания?
Методология преподавания - сумма требований к формам, приемам и методам преподавания, позволяющая понять задачи обучения вообще и изучение данной дисциплины в частности. Главное в методологии состоит в том, что методика преподавания с точки зрения методологии нацеливает преподавателей на тесную и органически неразрывную связь с общественно-экономической практикой, с проблемами и задачами, стоящими перед обществом сегодня. Главными требованиями Методологии преподавания выступают глубина, последовательность, связь с жизнью и соответствие профилю обучения. Все эти требования находят свою реализациюю в организационных, теоретических и методологических канонах организации и построения учеб процесса (это материал последующих тем).
Не удивительно, что преподавание, как и любой другой вид активной творческой человеческой деятельности, являет собой синтез объективного и субъективного. К объективной стороне преподавания следует отнести содержание данной науки (учебной дисциплины), а также исторически сложившиеся и подтверждаемые педагогической практикой принципы и методы преподавания. Субъективная сторона преподавания включает в себя степень овладения данным преподавателем содержанием и особенностями данной учебной дисциплины и смежных (параллельных) дисциплин, уровень методической зрелости и педагогического мастерства, индивидуальные черты, вытекающие из его личности.