Использование проектной технологии обучения в преподавании специальных дисциплин
Коммуналдыќ Мемлекеттік мекемесі № 6 Павлодар колледжі
Коммунальное Государственное учреждение Павлодарский колледж № 6
Баяндама
(арнайы пјндер циклдік јдістемелік комиссия
отырысында)
Доклад
( заслушан на заседаниее цикловой
методической комиссии спецтехнологов )
Подготовила:
мастер п/о Карашашева С.Ш.
Павлодар ќ. 2013 ж.
г.Павлодар 2013 г.
КЈСІБИ Б1Л1МДЕГ1 ПЕДАГОГИКАЛЫЌ ТЕХНОЛОГИЯЛАР
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Сложившиеся на сегодняшний день в Казахстане новые экономические условия ставят перед учащимися профессионального образования новые цели и задачи. Общая цель современного образования - это формирование всесторонне и гармонично развитой личности, решению которой во многом будет способствовать правильно организованное трудовое обучение через образовательную область «Технология».
Каждый год на вооружение человеку приходят новые технологии - информационные, телекоммуникационные, производственные.
В связи с этим к человеку предъявляются всё новые требования: работник должен выполнять не только профессиональные обязанности, но и уметь программировать, проектировать, изучать новейшие технологии, планировать творческую работу. Профессиональное образование призвано формировать у учащихся такие умения. Эту цель преследует образовательная дисциплина «Технология» - подготовить подрастающее поколение к самостоятельной трудовой жизни, овладению профессиями.
Для развития творческих способностей учащихся, изобретательности и повышения уровня самостоятельной работы используется метод проектов. Задача этого метода заключается в воспитании человека, умеющего работать, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнять. Прежде всего рассмотрим понятия «проект» и «творчество».
Проект - (по определению толкового словаря) разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь.
Творчество - создание новых по замыслу культурных материальных ценностей. Следовательно под творческим проектом следует понимать создание учащимися новых по замыслу, оригинальных изделий, продуктов, моделей, идей, разработок конструкций и т.д. Трудовая деятельность в творческом проекте должна стать источником получения новой информации, стимулом для познавательных интересов, способом развития изобретательности, смекалки.
Формированию устойчивого интереса к предметам специальных дисциплин способствует проектный метод. Он ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитию находчивости и целеустремленности.
Метод проектов — это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Метод проектов применим при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса.
Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных.
Метод проектов — это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и выполнения. Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта.
Структура мыслительной деятельности уча-щихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем выполнения. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг. Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой (осваиваемой) учащимися технологии.
На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. На втором этапе все идеи проверяются (реализуются) в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования.
Разделы основ проектирования преподаватель старается включить в содержание специальных предметов, содержание проект-ных заданий согласовываются с тематикой разделов изучаемого курса. В соответствии со спецификой преподаваемого курса предлагаем учащимся специальные проектные задания, связанные с тематикой «Обслуживающего труда» и других видов трудовой деятельности.
При всех вариантах построения учебного процесса преподаватель обращает внимание учащихся на следующие понятия:
- основные сведения о проектировании;
- методы проектирования;
- личностные (человеческие) факторы проектирования;
- технология проектирования;
- художественное проектирование;
- технология оценки предложенных проектов.
Важная проблема для педагога специальных дисциплин - показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так как учащиеся должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.
Поэтому при проведении уроков большое внимание необходимо уделять профессиональному самоопределению учащихся. В настоящее время в условиях конкуренции к личности труженика и его творческому потенциалу будут предъявляться все более высокие требования. Преподавателю важно знать творческое содержание конкретных профессий и хорошо представлять творческую составляющую процесса профессионального самоопределения. Обучение учащихся применению проектной технологии носит явно выраженную политехническую направленность, поскольку учащиеся знакомятся с закономерностями и перспективными направлениями развития общества, техники и технологий. При этом у учащихся формируются политехнические умения и навыки.
Итак, творческий проект - это результат, итог какой-либо самостоятельной работы.
Итогом такой большой работы является выставка творческих работ, которая традиционно проводится во время декады специальных дисциплин. Учащиеся демонстрируют свои модели костюмов, а также работы по декоративно-прикладному искусству.
Практика показывает, что применение проектной технологии развивает познавательные навыки учащегося, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление и профессиональный интерес. Изменяется мотивация и, соответственно, качество знаний учащихся.