ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ.
Шаброва И.А.
Пензенский многопрофильный колледж отделение транспорта и дорожного хозяйства.
Электронные учебно-методические пособия и тестирующие программы становятся неотъемлемой частью современной системы обучения и эффективны при самообразовании. Комплексное использование в учебном процессе средств информационно – компьютерных технологий совместно с традиционной формой обучения может обеспечиваться с помощью специально разработанных программных продуктов учебного назначения, которые ориентированы на определенные учебные дисциплины. Такие пособия в условиях, когда традиционные бумажные издания дороги, издаются мало и незначительными тиражами, могут использоваться как преподавателями при проведении занятий, так и самостоятельно студентами для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам, и призваны служить библиотекой, создание которой имеет целью:
- обучение студентов, в том числе, при чтении лекций с использованием мультимедийного проектора;
- повторение студентами ранее изученного материала;
- проверку полученных знаний;
- получение новых сведений по основным дисциплинам своей специальности;
- повышение квалификации персонала;
- переподготовку специалистов, имеющих среднее, среднее специальное и высшее образование.
Выдача студентам дневного и заочного отделений учебных пособий и материалов в электронном виде широко практикуется преподавателями, однако новым за последнее время в учебном процессе стало создание специализированных электронных учебных пособий. К достоинствам этих пособий можно отнести:
- интерактивность, т.е. обеспечение взаимосвязи между разделами материала;
- быстрый поиск необходимой информации с помощью гиперссылок и системы просмотра по содержанию;
- наглядность, т.е. не просто вывод текста на экран, а показ схем, иллюстраций, моделирование процессов с использованием мультимедийных технологий. Мультимедийные учебные пособия кроме текстового учебного материала могут содержать видеофильмы, звуковое сопровождение, анимационные вставки, иллюстрации, схемы, рисунки и т.д.;
- возможность изменения и обновления учебной информации. Электронные учебные пособия легко подвергаются обновлению, что бывает необходимо при изменении рабочей программы дисциплины. Кроме того, пособие может использоваться другими преподавателями, которые могут внести в его содержание любые изменения и дополнения;
- наличие тестов для проверки знаний и их настройка на конкретного студента, например, ограничение времени на ответы по некоторым темам.
При разработке конспектов лекций и учебно-методических пособий используются разные приемы.. Они содержат гиперссылки, схемы, иллюстрации, вопросы для самопроверки. Учебное пособие к лабораторным работам по дисциплине «Метрология » , Учебное пособие «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта » подготовлено в Power Point. В нем содержатся видеофильмы по автоматизации диспетчерского управления, снятые на энергетических объектах, иллюстрации с новыми видами оборудования, применяющегося при автоматизации электрических систем и сетей, поясняющие материалы и вопросы для самопроверки. Наиболее простым программным средством для подготовки электронных учебных и учебно-наглядных пособий является Microsoft Power Point. Преимуществами при его использовании являются простота работы и отсутствие необходимости установки дополнительных программ. Тем не менее, такие пособия не должны полностью заменять и вытеснять традиционные бумажные издания, особенно это касается лабораторных практикумов, а должны служить дополнениями к основному материалу учебников и учебных пособий.
Ожидаемые преимущества электронных учебных пособий:
- повышение качества обучения;
- обеспечение иллюстративности;
- возможность модульного построения программ обучения и развивающий подход в освоении дисциплин;
- сочетание индивидуального и группового обучения;
- доступность материалов, необходимых для выполнения контрольных работ и курсовых проектов;
- стандартизация требований к выполнению заданий;
- снижение финансовых и временных затрат студентов заочной формы обучения;
- углубленное освоение студентами компьютерных технологий;
- возможность использования в системе переподготовки специалистов.
Необходимость применения указанных технологий подтверждается их востребованностью со стороны специалистов и студентов, в особенности обучающихся на заочном отделении. Практикуемое применение электронной почты облегчает общение со студентами, позволяя оперативно реагировать на их вопросы, возникающие при выполнении заданий, курсовых проектов и работ, получать выполненные студентами задания, отправлять студентам материалы для их выполнения. Этот способ общения, хотя и не обеспечивает в полной мере диалога между преподавателями и студентами, становится популярным, возрастает количество студентов, в том числе, и заочной формы обучения, приобретающих возможность его использования. Накопленный нами опыт применения указанных технологий в области заочного образования позволяет считать целесообразным сочетание следующих методов обучения:
- в течение семестра - самостоятельные занятия студентов с электронными учебными материалами, в том числе, расположенными на Web-странице кафедры; текущий самоконтроль с использованием тестирующих программ; консультации с преподавателями и пересылка выполненных заданий и контрольных работ по электронной почте;
- в течение семестра по выделенным дням - активные индивидуальные консультации и групповые семинары на кафедре или выездные консультации преподавателей на предприятия, где работают студенты; защита контрольных работ; коррекция полученных знаний;
- во время сессии по расписанию занятий - лабораторные и практические занятия; зачет или экзамен по окончанию изучения дисциплины.
Следует отметить, что в сложившихся в настоящее время в вузах условиях преподаватели мало заинтересованы в разработке электронных учебных пособий, в первую очередь, из-за неудобства аудиторий для их применения при чтении лекций, отсутствия стимулов, а также длительности и сложности процедуры рассмотрения и утверждения электронных пособий как официальных электронных документов. Открытым является также вопрос защиты авторского права.