Разноцветные стихи: стихотворения для детей от 0 и старше (времена года)
Татьяна ФедоринаРазноцветные
стихи
(Природно - погодное)
Разноцветные
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Ты одето
В малахитовый наряд.
Ты подаришь море света,
Море солнца для ребят,
Белый ландыш у дорожки
И ромашковый венок,
Лягушонка, что с ладошки
Удирает со всех ног,
Земляничные букеты
И туманы на реке.
К нам приходит наше лето
С теплым дождиком в руке.
Словарная работа: малахитовый, удирает, ландыш; фразеологический оборот: море солнца; область познания: туман, ягоды и цветы, какие бывают дожди.
Разноцветная вода
Какого цвета вода?
Она голубая?
Да!
Солнце в воду ныряет -
Она золотой бывает.
Тиной затянет пруд -
Станет вода - изумруд.
В реку глядят облака -
Белая станет река.
Из облаков змеей
Молния над землей,
Ветер ударит резче,
Ливень стеной захлещет,
Серые, словно живые,
Потоки мчат дождевые,
Смывают цветные краски
Мокрой рукой неласковой.
Ливень пройдет, поверьте.
На голубом мольберте
В каплях дождя грибного
Радуга вспыхнет снова!
Словарная работа: изумруд, золотой, тина, поток, ливень, мольберт, вспыхнет; устойчивые выражения: затянуло тиной, затянуло облаками, хлещет ливень, ударил ветер; олицетворения: облака глядят в реку, солнце ныряет, дождевые потоки смывают мокрой рукой; сравнения: молния - змея; область познания: что такое изумруд, тина, почему бывает молния, опасность молнии, почему бывает радуга, цвета радуги, какие бывают дожди, эксперименты с водой.
***
Прохладная и чистая
Бежит водичка быстрая,
Журчит, поет нам песенку
О том, как было весело
Из тучки дождиком цветным,
Веселым, шумным, озорным
Запрыгать по дорожке
И брызгать нам под ножки.
Словарная работа: журчит; олицетворения: водичка бежит, прыгает по дорожке; подбор синонимов и антонимов: прохладная, веселый, шумный, озорной. Подвижная игра "Солнышко и дождик" (см. картотеку).
Букашка и ромашка
На медовую ромашку
Села желтая букашка,
Огляделась, растерялась -
В сердцевинке потерялась.
Всюду желтый - желтый цвет,
А нигде букашки нет.
Далеко до мамы с папой,
Как, скажите, не заплакать?
И букашка наугад
Шла куда глаза глядят.
Заползла на лепесточек
И обрадовалась очень:
- Ах, ты, хитренький цветок,
Обмануть меня не смог!
И потопала бегом
В луговой букаший дом!
Словарная работа: медовый, растеряться, сердцевинка; фразеологизм "идти куда глаза глядят", область познания: почему букашка потерялась, эксперименты с красками, наблюдения за насекомыми, цветами.
Страшный зверь и десять ножек.
По садовой по дорожке
Шел щенок - четыре ножки.
Увидал перед собою
Он лохматое и злое,
Черно - желто - красное,
Наверняка, опасное,
И глаза, как бусины...
О, какая гусеница!
Ножки мчались без оглядки,
Перепрыгивая грядки,
Под крыльцо, скорей! Теперь
Не догонит страшный зверь!
По садовой по тропинке
Рыжий пес шагал картинно,
Задирая кверху нос:
- Посмотрите, я подрос!
Увидал перед собою
Он такое, ну такое!
Кто-то, на цветок похожий,
Пробирался осторожно,
Необычный, расписной,
Красно - черно - золотой!
Лепестки, тычинки есть.
Нет хвоста, а ножек - шесть.
Очень странная зверушка
Запорхнула псу на ушко.
Дальше шли среди дорожек
Ушки, хвост и десять ножек.
Словарная работа: расписной, лохматый; фразеологизмы "мчаться без оглядки", "задирать нос"; область познания: Кого встретил щенок в первый и во второй раз? Почему он испугался? Опасны ли гусеницы? Откуда взялась бабочка? Почему бабочка похожа на цветок? Сколько хвостов, ушек, ножек и почему пошло дальше? Сколько ног у зверей, насекомых, птиц? На кого и почему похожи жук - носорог, божья коровка, бабочка павлиний глаз? Пдвижные игры "Бабочки на лугу", "Бабочки и птичка"; дидактические игры "Назови, сколько ног (крыльев, хвостов у...), (на лугу гуляла корова и утка, сколько ног и крыльев гуляло на лугу? и т. п.)
Рыжие
Чудеса
За окошком чудеса:
Перекрасились леса!
Тополя, березки, клены -
Было все вчера зеленым,
А сегодня стало разным:
Желтым, рыжим, ярко - красным,
Зеленеют только елки -
Листьев нет, одни иголки!
Словарная работа: зеленеть; область познания: приметы осени, лиственные и хвойные деревья; дидактические игры: "Назови дерево", "С какого дерева листок?", "Что лишнее?"
Листопад.
Листья в воздухе кружатся -
Это значит листопад.
Листья медленно ложатся
Нам под ножки и шуршат.
Я из листьев рыжей масти
Собрала большой букет,
И оранжевое счастье
Зашуршало мне в ответ.
Словарная работа: листопад, масть; подбор синонимов: медленно, большой; подвижная игра "Листопад", дидактическая игра " С какого дерева листок?"
***
Ветер задувает,
Падают листочки,
Белки запасают
На зиму грибочки.
Зайка в шубке белой
Скачет по тропинке,
И летят несмело
Первые снежинки.
Область познания: приметы осени, поздняя осень, золотая мосень, поведение животных и птиц осенью. Подвижные игры: "Снежинки"(Снежинки летают медленно или быстро в зависимости от звучащей музыки), "Зайки и волк" (см.картотеку); дидактические игры: "Помоги белочке отличить съедобные грибы от ядовитых", "Кто как к зиме готовится".
***
Тонким кружевом первый снег
Лег на землю...На лужах - лед.
Жизнь природы замедлит бег,
До восхода весны уснет.
Утонула в снегах земля,
Застывающий воздух чист,
Дышит свежестью сентября
Из гербария хрупкий лист.
Словарная работа: кружево, гербарий; подбор синонимов: хрупкий; область познания: приметы поздней осени, гербарий, изменения в природе осенью и зимой.
Белоснежные
Осень, дождик моросит,
Сразу грустно стало.
Как бы дождик попросить,
Чтобы перестал он?
Я зажмурила глаза,
Сидя у окошка:
- Солнце, солнце, в небеса
Выйди на немножко!
Ну, а утром во дворе
Увидала чудо:
Все деревья в серебре,
Искорки повсюду!
А на лужах хрупкий лед
Разлетелся в крошки.
Солнце по небу идет,
И не понарошку
Полусонная река
Снегом запорошена,
Дождевые облака
К небу приморожены.
Словарная работа: моросит, запорошена, приморозить; олицетворения: полусонная река; описательный рассказ по картинке с представлением разного времени года; область познания: когда выпадает первый снег, солнце в морозный день, лед на реке.
***
Дед Мороз, Дед Мороз,
Ты зимою не замерз?
Приходи скорее,
Мы тебя согреем!
С малышами от души
В хороводе попляши,
Подари подарки,
Сразу станет жарко!
Словарная работа: от души; область познания: когда бывает Новый год? Традиции празднования Нового года, "родословная" Деда Мороза.
***
У елки - иголки,
У ежика - тоже,
Елка на ежика
Очень похожа.
Ежик на елку
Повесил игрушки:
Шарики, шишки,
Звезда на макушке.
Выглядит елка,
Конечно, отлично!
Ежик свернулся
Клубком по привычке
И затаился.
Тихонечко ждет,
Чтобы скорей
Наступил Новый год.
Словарная работа: затаиться; подбор синонимов: отлично; пальчиковая гимнастика "Ежик, ежик..." (см. картотеку) ,дидактические игры "Помоги ежику отличить съедобные грибы от ядовитых", "Украсим елочку игрушками"; область познания: традиции празднования Нового года.
***
Если белый снег идет,
Замело дороги -
Значит, Новый, Новый год
Где-то на пороге.
Превратилась лужа в лед,
Заскользили ноги -
Значит, Новый, Новый год
Где-то на пороге.
Закружился хоровод
У зеленой елки -
Значит, близко Новый год,
Ждать уже не долго.
Дед Мороз гостей зовет
И подарки дарит.
Здравствуй, здравствуй, Новый год,
Мы тебя так ждали!
Солнечные
***
Солнечные лучики
Стали горячи,
Прилетели черные
Важные грачи.
Лужицы растаяли,
Растрещался лед,
И капель хрустальная
Песенку поет.
Словарная работа: капель, хрустальный; область познания: приметы ранней весны, перелетные и зимующие птицы, когда бывает капель.
Про мишку
Вылез мишка из берлоги,
Промочил, лохматый, ноги.
Мишке нынче не до сна:
В зимний лес пришла весна!
Мишке сыро, мишке каплет,
Он отряхивает лапы.
Он капель не хочет слушать,
Он не прочь чего-то скушать.
И разбрызгивая воду,
Перед всем лесным народом
Заревел он, что есть силы:
-Эх, ты, солнце, разбудило!
Словарная работа: капель, реветь; устойчивое выражение "что есть силы"; область познания: как перезимовали звери и птицы, приметы ранней весны; дидактические игры: "Когда это бывает?", "Правда или нет?" (Ежик спит в берлоге - это правда?) Подвижная игра "Медведь и пчелы" (см. картотеку).