МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению лабораторно-практических работ по междисциплинарному курсу «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта Профессия НПО 190631.01 Автомеханик


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению лабораторно-практических работ
по междисциплинарному курсу
«Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Профессия НПО 190631.01 Автомеханик
Курс 2
Улькан 2012
Зверев О.В. Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для обучающихся по модулю Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, МДК 01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»», Улькан: ГБОУ НПО ПУ №68, 2012 –5 с.
Методические указания предназначены для обучающихся 2 курса по профессии НПО 190631.01 Автомеханик
Рецензент: Е.В. Лисичникова, зам. директора по УПР ГБОУ НПО ПУ №68
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..4
Общие указания……………………………………………………………………..5
Инструкция по охране труда……………………………………………………….7Введение
В связи с количественным ростом парка автомобилей, усложнением их конструкций, необходимостью обеспечения безопасного дорожного движения, экономии топлива, смазочных материалов, снижения отрицательного влияния на окружающую среду и затрат на содержание автомобилей увеличивается потребность в повышении качества их технического обслуживания и ремонта.
Целью лабораторно-практических занятий по устройству автомобиля является закрепление теоретических знаний, полученных в учебных кабинетах и в процессе самостоятельной работы учащихся с учебной литературой. При выполнении лабораторно-практических заданий от учащихся требуется самостоятельное выполнение операций по разборке-сборке агрегатов после предварительного изучения их устройства, особенностей работы и безопасных методов труда под общим руководством преподавателя.
Изучая устройство, проводя демонтаж и монтаж агрегатов, съем и установку деталей, учащиеся получают первоначальные практические навыки проведения операций разборки-сборки, регулировки, учатся рациональному использованию инструментов, приспособлений. По мере выполнения заданий их умения как исполнителей практических заданий совершенствуются, закрепляются навыки профессионального проведения разборки-сборки агрегатов, регулировки тепловых зазоров и др. Полученные знания помогут будущему водителю грамотно эксплуатировать технику, находить и устранять неисправности, автомеханику грамотно выполнять слесарно-ремонтные работы по устранению неисправностей, мастеру по техническому обслуживанию выполнять операции по регулированию механизмов, обеспечивая долговечность работы машины.Общие указания
Выполнению практического задания по разборке-сборке агрегатов предшествует этап закрепления теоретических знаний о деталях, из которых состоят агрегаты и механизмы. Этой цели служит приведенный иллюстративный материал. Так как работы по снятию, разборке-сборке агрегатов проводятся с монтажных машин, монтажных механизмов, а не с действующих автомобилей, часть демонтажных операций отсутствует и в тексте не рассматривается, однако в описании приведены сведения об оснащенности рабочих мест монтажным оборудованием, приспособлениями и инструментами. Разборка-сборка механизма нужна для того, чтобы увидеть, как соединены между собой детали, как они взаимодействуют во время работы. В части заданий предусмотрена только частичная разборка механизма. Это относится к тем случаям, когда расположение деталей в механизме хорошо видно и без полной разборки или когда подобный механизм учащиеся уже разбирали при выполнении предыдущих заданий. При осмотре снятых деталей с целью их дефектации (визуальной диагностики на наличие дефектов) необходимо оценить состояние трущихся поверхностей, износ зубьев шестерен, посадочных мест под подшипники, состояние уплотнительных колец, манжет, прокладок, определить, как смазываются детали, найти каналы смазки. При разборке необходимо обращать внимание на число регулировочных прокладок и места их расположения, одновременно изучать другие механизмы регулирования. При сборке механизма необходимо учитывать, что одни детали должны крепиться прочно, а другие — с необходимыми зазорами в соединениях для обеспечения работы механизма.
Внимание! При проведении разборки не забывайте о том, что разобранный механизм после изучения необходимо собрать (в задании содержится краткая формулировка: «собрать в последовательности, обратной разборке»). Этап разборки деталей, механизмов — это всего лишь подготовительная работа, важная для изучения их устройства, но наиболее ответственным этапом задания, от качества выполнения которого зависит длительность эксплуатации, является сборка
При выполнении лабораторно-практических работ по междисциплинарному курсу «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» необходимо использовать задания из учебного пособия « Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей» Ф.И.Ламака; Издательский центр «Академия» 2008 г.
Для проведения монтажных и регулировочных работ каждое учебное звено должно иметь несколько комплектов инструментов, а также дополнительно инструменты и приспособления, необходимые для выполнения задания.
Комплект инструментов — это набор следующих инструментов:
ключи гаечные двусторонние 8х 10; 10 х 12; 12 х 13; 13 х 14; 14 х 17; 17 х 19; 19x22; 22x24; 24x27; 27x30; 32x36 мм;ключи торцовые 10; 12; 13; 14; 17; 19; 22 и 24 мм или ключи , торцовые со сменными головками таких же размеров с воротком и дополнительным удлинителем;
отвертки, пассатижи, круглогубцы, молоток, зубило, бородок.
Учащиеся должны уметь самостоятельно выбирать инструмент для проведения конкретных операций при выполнении задания, т.е. они должны выработать верный, точный глазомер, чтобы на глаз безошибочно определять размеры болтов и гаек, не применяя измерительный инструмент. Выполнение задания заканчивается изучением операций технического обслуживания, далее рабочее место должно быть приведено в порядок. В процессе практических занятий важно научиться безопасным приемам выполнения работы. С этой целью перед началом работы изучается инструкция по охране труда при проведении лабораторно-практических занятий по предмету «Устройство автомобилей». Далее приводится вариант такой инструкции.
Инструкция по охране труда при проведении лабораторно-практических занятий по предмету «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»Одежда учащегося должна быть подобрана по его росту, заправлена, рукава застегнуты. Волосы должны быть защищены головным убором.
Руки учащегося не должны быть замаслены, чтобы он мог надежно удерживать инструмент. Очищать и мыть руки бензином или дизельным топливом запрещено.
Рабочее место должно содержаться в чистоте и порядке, проходы должны быть свободными.
При снятии или разборке агрегатов, в картере которых может быть масло, подставить ванночку для его слива. В случае попадания масла на пол необходимо пятно засыпать опилками или песком, дать маслу впитаться, и, убрав засыпку, протереть место ветошью насухо. Отработанную ветошь убирать в железный ящик с плотной крышкой.
Под колеса монтажных механизмов необходимо устанавливать противооткатные колодки. Вставать ногами на колеса и другие неустойчивые части механизмов ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Круглые детали (валы, поршни, цилиндры, гильзы и др.) запрещается класть на край стола.
Используемый для работы инструмент должен быть в исправном состоянии и соответствовать определенным требованиям:
молоток должен иметь слегка выпуклый, гладкий, без зазубрин и трещин боек; ручка молотка, изготовленная из дерева твердой породы, должна быть не замасленной, гладкой, без сучков, расклиненной;
зубило не должно иметь на ударной поверхности и бородке трещин, наклепа металла, сколов, выбоин;
отвертка не должна иметь острый рабочий конец, а стержень отвертки должен быть прямым, не погнутым;
измерительный инструмент должен быть чистым, сухим и содержаться отдельно от рабочего инструмента;
гаечные ключи для операции необходимо подбирать точно по размеру. Запрещается пользоваться ключом, у которого губки не параллельны и в зев заложены пластинки;
не допускается удлинение рычага за счет использования куска трубы или другого ключа;
при отворачивании гаек и футорок крепления колеса необходимо использовать специальный ключ из набора инструментов (плотно надеть его на гайку, занять устойчивое положение, расположив рукоятку рычага так, чтобы усилие было направлено к себе).
Домкрат необходимо устанавливать в обозначенных местах. Если обозначений нет, то выбирают место, обеспечивающее устойчивое положение поднятого оборудования и агрегатов. Домкраты должны иметь стопоры, мешающие выходу винта или рейки, когда шток выдвинут в крайнее положение. Поверхность головки штока не должна допускать проскальзывания. Под домкрат подставляется широкая прочная доска. Домкрат устанавливается строго вертикально. После подъема единицы оборудования для страховки под нее устанавливают подставки.