ПЛАН – КОНСПЕКТ Строевая подготовка Строи и их элементы
Утверждаю
Директор школы
__________ впапаппа.
«ааа» сентября 2015 год
ПЛАН – КОНСПЕКТ
проведения занятия с учащимися X класса
ГЛАВА: VI. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
ЗАНЯТИЕ: 1 «Строи и их элементы, предварительная и исполнительная команды, обязанности солдата перед построением и в строю, ответ на приветствие на месте».
ЦЕЛЬ: Изучение с учащимися общих положений Строевого устава Вооруженных Сил РК. Обучение выполнения обязанностей солдата перед построением и в строю. Воспитание дисциплинированности и ответственности за выполнение команд и приказов.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Строй и элементы строя.
2) Управление строем. Предварительная и исполнительная команды.
3) Обязанности солдата перед построением и в строю.
ЗНАТЬ: Основные положения и статьи Строевого устава Вооруженных сил Республики Казахстан. Команды для построения и действия в строю.
УМЕТЬ: Выполнять строевые приемы на месте и в движении, ответ на приветствие.
ТИП УРОКА: Комбинированный
ВРЕМЯ: 45 минут.
МЕСТО: Кабинет начальной военной подготовки. Площадка для занятий по строевой подготовке.
МЕТОД: Рассказ, практический.
РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Строевой устав Вооруженных сил Республики Казахстан
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ЦОР, видеофильмы. Переносные стенды с приёмами строевой подготовки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учебные вопросы, время на их отработку
Действие руководителя
Действия обучаемых
1
2
3
Вводная часть
10 минут
Принимает рапорт командира взвода, (отделения, дежурного) поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.
Отвечают на поставленные учебные контрольные вопросы, записывают тему и учебную цель занятия
1-й учебный вопрос
10 минут
2-й учебный вопрос 10 мин
3-й учебный вопрос
10 мин
Строевая подготовка один из важнейших предметов воинского обучения и воспитания. Она предполагает выработку у солдат (матросов) строевой выправки, подтянутости, аккуратности, дисциплинированности, умелого и быстрого выполнения одиночных строевых приемов и слаженных действий в составе подразделения. Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах; строевые смотры подразделений и частей, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя.
Строевая подготовка проводится в учебное время, предусмотренное расписанием занятий. Она совершенствуется на занятиях по тактической, огневой и физической подготовке, на всех других занятиях, при построениях и передвижениях и в повседневной жизни.
Строй и управление им
Строй и элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдата перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте.
Строй - установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.
Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).
Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.
Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Ширина строя - расстояние между флангами.
Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позадистоящей машины).
Двухшереножный строй - построение, в котором, военнослужащие одной шерсти стоят в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.
Ряд - двое военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, то такой ряд называется неполным.
При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.
Одношереножный и двухшереножный построения могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.
В сомкнутом строю, военнослужащие в шеренгах стоят по фронту один от другого на интервалах равных ширине ладони между локтями.
В разомкнутом строю, военнослужащие в шеренгах стоят по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах указанных командиром.
Колонна - строй, в котором военнослужащие стоят в затылок друг к другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях установленных
уставом или командиром. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны используются, для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.
Развернутый строй построение, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных уставом или командиром.
Развернутый строй используется при проведении проверок, расчетов, смотров парадов, а также в других необходимых случаях.
Походный строй построение, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах стоят одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром. Походный строй используется при совершении подразделениями марша, прохождении торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.
Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся в колонне головным.
Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командным голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться, по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей. Управление машиной осуществляемся командами и приказаниями, подаваемыми голосом или с помощью средств внутренней связи.
В строю старший командир находится там откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, определенных уставом или старшим командиром.
Команда бывает предварительной и исполнительной; может быть и только исполнительной.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят па строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.
При выполнении предварительной команды с оружием при необходимости указывается наименование оружия. Например: «Автоматы на грудь!»; «Пулеметы на ремень!» и т. д.
Исполнительная команда (в уставе напечатана крупным шрифтом) подаётся после паузы, громко, отрывисто и чётко. По исполнительной команде производится немедленное и точное её выполнение.
Для привлечения внимания подразделения или отдельного военнослужащего в исполнительной команде при необходимости называются подразделения или звание и фамилия военнослужащего. Например: «Взвод(3-й взвод) стой!»; «Рядовой Алимов, кру-гом!» ". Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произносится четко, без резкого повышения голоса. Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «Отставить!» По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
При обучении допускается выполнение указанных в уставе строевых приемов с помощью подготовительных упражнений. Например: «Автомат на грудь, по разделениям: делай - раз, делай два, делай три»; «Направо, по разделениям: делай раз, делай два».
Военнослужащий обязан:
* проверить исправность своего оружия, закрепленных за ним вооружения и военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
* аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные изъяны;
* знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя . (машины) без разрешения;
* в строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
* передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.
Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато.
Для этого на месте, вне строя, без головного убора, за три-четыре шага до начальника (старшего) надо повернуться в его сторону, принять строевую стойку и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову. Если головной убор надет, то, кроме того, приложить к нему правую руку так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча (рис. 118). При повороте головы в сторону начальника (старшего) положение руки у головного убора не изменяется (рис. 119).
Когда начальник (старший) минует выполняющего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку. Если у военнослужащего руки заняты ношей, то воинское приветствие выполняется поворотом головы в сторону начальника (старшего).
На приветствие начальника или при объявлении благодарности военнослужащие отвечают громко, ясно, согласованно. При движении все военнослужащие начинают отвечать с постановкой левой ноги на землю, произнося последующие слова на каждый шаг.
Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.
Практическое выполнение строевых приёмов.
Заключи - тельная часть
5 минут
Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий.
Записывают домашнее задание.
Преподаватель-организатор НВП ___________.
Вопросы и задания:
1. Расскажите об элементах строя.
2. Какие команды подаются для перестроения строя?
3. Как отвечают военнослужащие на приветствия начальника на месте и в строю?
4. Каковы действия солдат перед построением и в строю?