Статья Как помочь учащемуся преодолеть трудности при письме

По данным различных исследований, количество обучающихся, испытывающих серьезные трудности в овладении русским языком при одновременном успешном освоении математики, с каждым годом возрастает Это связано с тем, что на начальном этапе усвоения языка, определяющее значение имеет степень развития у детей фонематических процессов -способность к звуко - буквенному анализу, которая у некоторых первоклассников развита в недостаточной степени Зачастую, учителя общеобразовательных школ, работая с детьми, имеющими нарушения речи, пытаются восполнить пробелы в развитии и знаниях таких детей путём дополнительных занятий во внеклассное время, используя те же приёмы и методы, что и в классе, или путём дополнительных домашних заданий. Ни в том, ни в другом случае невозможно добиться положительных результатов. 13 лет я работала учителем начальных классов в образовательном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи. За эти годы мною накоплен большой опыт работы с обучающимися, имеющими подобные проблемы Хочется поделиться этим опытом. Возможно, он пригодится кому-то еще.
На уровне педагогической классификации специалистами выделены следующие типы младших школьников со специфическим отставанием по языку: тип I – дети с отставанием в овладении чтением и устной речью; II тип – дети с отставанием в овладении письмом и тип III – учащиеся с общим отставанием по языку. Остановимся более подробно на проблемах, характерных для учеников, которые относятся к типу II. Педагоги-логопеды выделяют у них следующие специфические ошибки:
Ошибки на уровне буквы и слога. Среди наиболее типичных ошибок в письме младших школьников – пропуск букв и слогов. Он свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов
Замены букв указывают на то, что ученик выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место:
при нестойкости соответствия фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;
при нечётком различении звуков, имеющих акустико – артикуляционное сходство;
при нечётком различении букв, имеющих сходство в начертании.
Перестановка букв и слогов является выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура при этом может сохраняться без искажений.
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных. Эти вставки можно объяснить призвуком, который появляется при медленном проговаривании слов.
Ошибки на уровне слова. Трудности анализа и синтеза слышимой речи, неспособность уловить и выделить в речевом потоке устойчивые речевые единицы приводят детей к ошибкам на уровне слова. Так, ошибочно определяются границы слов: части его пишутся раздельно либо слитно - смежные слова.
Раздельное написание частей слова наблюдается чаще в следующих случаях:
1) когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение;
2) при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова.
Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом.
Ошибки на уровне предложения (словосочетания). В письменных работах учащихся нередко отсутствует обозначение границ предложений или эти границы обозначаются произвольно. В определённой мере подобное написание объясняется тем, что поначалу внимание ребёнка не может продуктивно распределяться между многими задачами письма: графическими, логическими, фонематическими. Имеет значение и несформированность умения воспринимать интонационно оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации.
Для коррекции недостатков фонематического слуха можно рекомендовать как достаточно эффективные следующие игровые упражнения:
1) на расчленение названных слов на слоги, слогов – на звуки (например, «сад», «весна», «березка», «жар», и др.);
2) на выбор из числа названных слов таких, в которых содержится определённый звук (например, звуки [c], [ш], [ж], [з], [ч], [ц], [л], [р]);
3) на определение места звука в слове (в начале, в конце) например, звук [ж] в словах «пассажир», «пожарник», «еж», «жар» и др.;
4) на придумывание слов, которые включали бы тренируемый звук (например, звуки [c] и [ш] и др.);
5) на преобразование звукового состава слова (например, «мак – рак», «коза – коса» и др.);
6) на преобразование звукового состава слова путем добавления звука (например, «лава – слава», «пол – полк» и др)
7) на различение звуков, близких по звучанию или по артикуляции: [з-с] [с-ш] [з-ж] [л-р] [б-п] (например «балка – палка» «дочка – точка» «шар – жар» и др);
8) на различение твёрдости – мягкости звуков (например «мак – мяч» «брат – брать» и др);
9) на различение звонкости – глухости (дети движением руки определяют различие звуков и сами звуки «Листики дрожат – листики не дрожат»
10) на различение шипящих и свистящих звуков игра «Качели» ( При произнесении свистящих согласных звуков слогов и слов с ними рука делает движение вниз иллюстрируя направление языка При произнесении свистящих – рука идет вверх)
11) на запись под диктовку с проговариванием слов, обычно затрудняющих учащихся – «дети» «тина» «гвозди» и др;
12) на запись под диктовку с проговариванием пар слогов: «да-та» «та-да» «ба-па» «па-ба» «ди-ти» «ти-ди» и др
Кроме того, для устранения ошибок в правописании рекомендуются упражнения на запись слов по слуху при четком произнесении слов и слогов, включающих те звуки, на которые допускаются ошибки. В качестве упражнения в правописании безударных гласных целесообразны задания на запись предложений, включающих соответствующие слова; на постановку ударений; на подбор проверочных слов; написание диктантов.
На занятиях в классе по русскому языку упражнения, которые предлагаются детям с речевыми нарушениями, должны также иметь специфическую направленность Учитель активнее должен привлекать внимание детей к способу образования звуков особенностям их артикуляции, чтобы научить учащихся выделять признаки характерные для гласных и согласных звуков четко различать их
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что для устранения нарушений письма необходимо в первую очередь восполнить пробелы в развитии устной речи произношении звуков и фонематических процессов Это создает предпосылки для продуктивного усвоения программы по родному языку.

15