Статья на тему: КАК ПОМОЧЬ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Высоцкая Антонина Ивановна
учитель начальных классов
КГУ «Большеизюмовская СШ»
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
Тема: «КАК ПОМОЧЬ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ»
Сегодня часто пишут и говорят о том, что для многих детей единственным местом, где есть хоть какое-то дело до ребенка и его воспитания, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу – ведь именно здесь он может пережить радость познания и почувствовать себя победителем. Кроме того, школа по-прежнему должна выполнять функцию подготовки детей ко взрослой жизни. Но воспитание ученика основывается на совместных усилиях семьи и школы, учителя и родителей.
Каждый учитель знает, как нелегко бывает вести беседу с вызванным в школу родителем трудного, проблемного ученика. Родители зачастую занимают оборонительную позицию и стремятся оправдать свою «воспитательскую пассивность». Учителя нередко слышат следующие аргументы: «Мы весь день на работе», «Мы делали все, что возможно, но у нас ничего не получается».
А иногда от родителей можно услышать и обвинения в адрес школы: « Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный!» Однако таких меньшинство, и гораздо чаще к учителям обращаются родители, которые хотят получить помощь или поддержку: «Ребенок нас не слушается, помогите нам!», «Мы растеряны и не знаем, что делать».
В каждом из этих случаев учитель, как профессионал, должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Но как этого достичь? Как, например, наладить взаимопонимание с родителями, демонстрирующими наступательную позицию или позицию растерянности, беспомощности?
Во-первых, необходимо, чтобы учитель не попал под влияние родителей, а такое, к сожалению, случается в педагогической практике. Так, если родитель обвиняет школу и учителя, то учитель, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывая свою «невиновность» в том, что ребенок плохо учится и нарушает дисциплину. В другом случае он может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Или если родитель проявляет беспомощность, то учитель, жалея его, стремится успокоить, обещает как-то помочь.
Главное же – в том, что в обоих случаях не происходит содержательного взаимодействия родителей и учителя. А проблемы ученика, будь то плохая успеваемость или нарушение дисциплины, остаются нерешенными.
Как же объединить усилия учителей и родителей в деле помощи ребенку, испытывающему трудности?
С самого начала общения с родителями ученика не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора, будьте психологически отстранены от нее, выдерживайте нейтралитет. Молча выслушайте, с чем пришел к вам родитель, оставаясь спокойным и уверенными в себе. Поддержите родителя нейтральными фразами, такими, например, как «Успокойтесь», «Я вас слушаю», «Я вас понимаю». Почувствовав нейтральную позицию учителя, родитель станет более спокоен, и в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному и содержательному диалогу с учителем.
Но возникает следующий вопрос: как организовать равноправное сотрудничество педагога с родителями? Чтобы избежать противостояния с любым родителем и при этом активно включить его в процесс воспитательной коррекции, учителю необходимо понимать и принимать чувства отца и матери своего ученика и именно в них найти реальную опору при построении совместной помощи ребенку. Не оттолкнуть пришедших в школу родителей, а проявить сдержанную доброжелательность и открытость – вот первый шаг навстречу сотрудничеству. Кроме того, необходимо развивать в себе профессиональное стремление к равной позиции с родителями. Ведь объединение усилий учителя и родителей школьника возможно при взаимном признании равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель. Людям нравится ощущать собственную значимость. Приложите все усилия к тому, чтобы объяснить родителям их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. Укрепите уверенность родителя в самом себе, выявите его возможности достижения успеха в воспитании ребенка. Очень важно показать родителям свою заинтересованность и доброжелательность по отношению к их ребенку. Психологами замечено, что позитивный психологический контакт в общении с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ученика, симпатизирует ему. Согласитесь, что добрые, хорошие начала существуют в любом ребенке, даже в самом отчаянном нарушителе школьной дисциплины и заядлом двоечнике. Ведь недисциплинированно часто ведут себя активные, инициативные и самостоятельные ребята, склонные к лидерству. Низкую же успеваемость проявляют зачастую либо те, кто имеет развитые интересы вне школы, либо те, у которых плохо организовано обучение.
Когда родитель видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что тот по-настоящему заботится о благополучии его ребенка, он перестает прибегать к «психологической защите» и готов к сотрудничеству.
Какими же могут быть формы сотрудничества с родителями? К традиционным относится участие родителей в работе классного или школьного комитета. Однако существует и немало других форм сотрудничества.
Учитель может предложить одному из родителей самому провести родительское собрание или выступить на нем и рассказать, с какими проблемами тот сталкивается в воспитании ребенка и каким образом пытается их разрешить. При этом важно организовать обсуждение этих проблем родителями всех детей.
Актуально было бы также организовать выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком и который сумел их преодолеть. Такому родителю необходимо дать возможность открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери. Построенная таким образом беседа родителей гораздо более эффективна, чем приглашение психолога с лекцией или просто зачитывание фамилий двоечника и отличника или списка нарушителей дисциплины.
Можно также поделиться собственным опытом в воспитании своего ребенка, проанализировать возможные промахи и родительские удачи. В любом случае путь только один: искать новые содержательные и неформальные формы участия родителей в совместном с вами, уважаемые учителя, воспитании наших учеников.
Не стремитесь во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию.
Часто бывает так, что в процессе общения каждый собеседник стремится отстоять собственное мнение. Однако успешность беседы с родителями учеников зависит не от того, смог ли учитель доказать свою правоту, а от того, сумел ли он привлечь родителей а активному участию в воспитании и обучении ребенка, показал ли он образец высокой культуры общения и улучшились ли его взаимоотношения с родителями.
Ведь основная цель беседы учителя с вызванными в школу родителями «проблемного» ребенка состоит не в том, чтобы доказать, какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы организовать совместно с ним воспитательную работу, направленную на поддержку и помощь ребенку.
Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
Положительные результаты беседы учителя с родителем не будут достигнуты, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, лежащие в основе плохой успеваемости или нарушений дисциплины. Разговор может увязнуть в обвинениях, и родители не почувствуют, что учитель, так же как и они, заботится о благополучии ребенка. В итоге учитель может окончательно лишиться поддержки родителей, и конструктивного диалога между ними не получится.
Чтобы избежать такого плачевного результата, необходимо направить беседу на обсуждение проблемы воспитания. Сформулируйте родителям ваш психолого-педагогический «диагноз» учебной деятельности и проведения их ребенка: какие объективные и субъективные причины, на ваш взгляд, лежат в основе плохой успеваемости и дисциплины, какие педагогические и воспитательные мероприятия следует организовать, чтобы улучшить положение.
Например, ребенок плохо учится потому, что у него запущены некоторые школьные предметы, - следует организовать помощь в подтягивании его по этим дисциплинам.
Подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он нуждается в самоутверждении и демонстрирует свою смелость перед одноклассниками. Родители могут найти такие формы деятельности (спорт, хобби, помощь отцу в работе и др), в которых их сын мог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении. При этом обязательно следует выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и школы, то существующая у школьника проблема может быть реально решена.
Учитывайте личные интересы родителей.
Довольно часто в наше время учителя сталкиваются с тем, что родители проявляют «Воспитательную пассивность» по отношению к своему ребенку: они либо много работают, оставляя его в лучшем случае под присмотром бабушки, либо заняты своей личной жизнью, полагая, что их ребенок достаточно самостоятелен и вырастет сам.
При этом вряд ли можно серьезно надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. В ряде случаев они искренне хотят этого, но не знает, с чего конкретно следует начать правильное воспитание ребенка. Некоторые из родителей считают, что время потеряно и у них ничего не получится.
Более эффективным действием со стороны учителя является признание за родителями права на интересную и содержательную жизнь. Здесь важно не отказаться от своих увлечений и интересов, а как можно активнее подключить к ним ребенка. Ведь интересы наших детей формируются в поле интересов их родителей.
Например, пусть папа, увлекающийся рыбалкой и охотой, почаще берет с собой сына, а мама, активно посещающая выставки и театры, возьмет с собой дочь. Хорошо подключить детей к домашним и хозяйственным делам: чинить вместе с отцом машину, строить дачу, делать ремонт в квартире, ухаживать за больной бабушкой и т.д.
Ищите варианты.
Если же на беседу к вам приходят родители, не имеющие никаких увлечений и интересов в силу постоянной занятости на работе, то и в этом случае ваша задача состоит в ориентации родителей на то, чтобы дети проводили с ним как можно больше времени и были максимально подключены к домашним и хозяйственным делам.
«Не верьте генетике»
Не следует воспринимать данный совет буквально, речь идет о следующем. К сожалению, учителя иногда высказывают следующее мнение: «Разве этот ученик будет учиться хорошо и прилично вести себя в школе, ведь у него родители» Конечно, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера ребенка огромно, но не безгранично. Каждый из нас, опираясь на свой жизненный опыт, может рассказать много историй о том, как из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок и наоборот. Так в чем же дело? А дело в том, что отношение к ребенку значимых для него людей, их оценка его характера, его способностей имеют зачастую определяющий фактор. Если ребенку с первого класса относятся как к ребенку «из плохой семьи», то он действительно может начать хуже учиться и хуже вести себя в школе. Он как бы на бессознательном уровне отрабатывает программу, задаваемую значимыми для него взрослыми. И наоборот, при помощи доброжелательного, поддерживающего отношения к нему со стороны учителя очень часто удается «выровнять» и плохую успеваемость, и проблемное поведение.
Поэтому психологи призывают вас, уважаемые учителя: верьте в силу воспитания, не отказывайте ребенку в вашем заботливом профессиональном внимании, доверяйте ему, любите его! Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Ваша работа с родителями «трудного» ученика прошла успешно, если:
-во-первых, вам удалось избежать противостояния и отчуждения с ними;
- во-вторых, если вы смогли удержаться сами или удержать родителей от взаимных упреков и обвинений.
- в третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку;
- в четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся у ребенка проблемы в обучении и воспитании.
И тогда с полным основанием вы сможете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями при условии, что сумеете объединиться с ними против вашего «общего врага» - проблемы ребенка – и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.
Удачного диалога с родителями!
Заголовок 115