Конспект урокаСистема образов «Войны и мира» как отражение исторического конфликта и социальных взаимоотношений.
Тема урока: «Система образов «Войны и мира» как отражение исторического конфликта и социальных взаимоотношений
».
Цели урока: проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиска смысла жизни;
Задачи: раскрыть глубину и своеобразие внутреннего мира героев;
выяснить, какие нормы жизни Л.Н. Толстой утверждает, какие отрицает;
создать условия для развития коммуникативной и познавательной деятельности;
Оборудование урока: для успешного проведения урока потребуется следующая техника: компьютерный проектор, семь компьютеров; обычная школьная доска с мелом. Для работы на уроке учащимся предоставлены материалы и документы в программе Word. Для создания ученических презентаций нужна программа Microsoft Power Point.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Построение алгоритма.
Работа в группах (создание презентаций).
Представление презентаций учащимися.
Структура «Войны и мира» представляет очень сложную и вместе с тем стройную организацию художественных образов, отражающих исторические, социальные, бытовые и психологические особенности изображаемой эпохи.
Основой исторического повествования эпопеи являются военные события, в которых участвуют русские и их союзники (в 18051807 годах), с одной стороны, французы и армии покоренных Наполеоном народов, с другой. В период Отечественной войны русские одни противостоят огромным полчищам Наполеона, пополненным поляками и бывшими союзниками России австрийцами и немцами. Система образов «Войны и мира» отражает борьбу народов (враги и союзники) и жизнь русского общества того времени.
Исторический материал обогащен психологическим и бытовым содержанием изображаемой эпохи, художественным анализом психологии и поведения представителей различных общественных слоев русского населения, изображением их участия в деле защиты родины, Расстановка действующих лиц романа определяется историческими событиями и общественными закономерностями, определяющими взаимоотношения различных социальных слоев.
Система образов «Воины и мира» охватывает образы военных деятелей императором, полководцев, генералов, офицеров, солдат русской и французской армий и различные социальные характеры, сформировавшиеся в определенный исторический период крепостнической России: придворного бюрократического дворянства, старинной дворянской аристократии, поместного дворянства, крепостных крестьян партизан, солдат.
В системе образов «Войны и мира» отражен исторический процесс дифференциации дворянства, когда в дворянской сословной иерархии, сложившейся на основе длительных крепостнических отношений, в полной мере обнаружились глубокие внутренние противоречия. В ней запечатлены различные общественные тенденции в развитии дворянского общества в период, когда обострение социальных противоречий выразилось в полном разрыве между дворянской государственной властью и народом.
Для того чтобы полнее рассмотреть данные проблемы класс разбивается на семь групп, каждая из которых получает задание. У каждой группы свои задачи на урок, но вытекают они из темы урока.
Построение алгоритма работы на уроке. Группы работают с презентацией «Лев Николаевич Толстой «Война и мир» Система образов «Войны и мира» как отражение исторического конфликта и социальных взаимоотношений». Работая с документами, представленными в презентации учащиеся на их основании создают свои презентации и текстовые материалы. На втором уроки проводят защиту своих тем.
1 группа: « Аристократическая верхушка общества, как воплощение идеи разобщенности, жизни для себя ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Берг)»
Задача: показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества.
2 группа: «Правительство, чиновно – бюрократические круги как воплощение идеи разобщенности ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Сперанский, Аракчеев, Растопчин)
» Задача:
показать оторванность правительства и чиновников от народа; бессмысленность вмешательства представителей власти в военные действия Кутузова.
3 группа: «Толстовское понимание истории, роли отдельной личности и народных масс: красота подвига народа в войне; изображение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как народного полководца; развенчание кумира в образе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Задача: раскрыть образы Кутузова и Наполеона в идейной направленности романа.
4 группа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задача: проследить изображение народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории, т. е. как реализуется в романе «мысль народная».
5 группа: «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]общественное положение и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]определяющие жизнь в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Ростовых и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
»
Задача: показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших и старших, умение каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».
6 группа: «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]нравственные искания передовой дворянской интеллигенции. Образы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Задача: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.
7 группа: «Представление Толстого о красоте и добре, воплощение идеалов автора в образах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Задача: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.
Учащиеся, представив свои работы, делают вывод вместе с учителем по теме урока: «Система образов «Войны и мира» как отражение исторического конфликта и социальных взаимоотношений
».
Характерной чертой творческого метода Толстого является углубленный психологический анализ ощущений, впечатлений, переживаний и поступков человека. Повествуя, автор заставляет нас вместе с ним и героями романа размышлять, любить, восхищаться, презирать, негодовать. Поэтому так сильно эмоциональное воздействие романа «Война и мир» на читателя.
В повествовании смысл событий и явлений углубляется тем, что автор рисует их через непосредственные впечатления тех или иных персонажей, запечатлевая их мысли и переживания.
Особенность батальных картин Толстого в «Войне и мире» заключается в том, что наряду с широким изображением военных действий в них введено большое психологическое содержание.
Характерна для батальной живописи Толстого роль Пьера Безухова в описании Бородинского сражения. Присутствие Пьера Безухова на Бородинском поле не вызвано необходимостью, но автор, делая Пьера участником Бородинского сражения, осуществляет ряд художественных задач: усиливает, обостряет впечатление, которое производит сражение на человека не военного; выделяет в душевном состоянии и мыслях Пьера то, что он считает особенно важным, сыти Пьера лицом к лицу с событиями, пережинаемыми народом, что является поворотным пунктом в развитии миропонимания Пьера Безухова.
Психологические элементы вносит автор и в описание богослужения, которое дается в восприятии Наташи Ростовой; в описание оперы, в котором ясно выражено ироническое отношение автора к оперному искусству; в описание природы.
Средства художественного создания образа портрет, описание обстановки, диалоги, сцены, авторская характеристика насыщены в «Войне и мире» психологическим содержанием.
Князь Андрей зажмурился и отвернулся. Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошел и взял его за руку. Князь Андрей, не оглядываясь, сморщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкой»1. В этой сцене дан целый ряд психологических зарисовок: недалекость княгини Болконской и отношение князя Андрея к жене, непосредственность Пьера, раздраженность Андрея Болконского и его радость при виде Пьера. Характерна подмеченная Толстым мгновенная смена противоположных чувств досады и радости.
Толстой передает едва уловимые во внешнем проявлении оттенки отношений между людьми; конкретизация скрытых процессов душевной жизни достигается и путем сопоставления настроений, переживаний с явлениями природы. Так показано, например, возрождение душевных сил князя Андрея под впечатлением пробуждающейся весны, юности и жизнерадостности Наташи во время поездки в Отрадное. Охватившее Болконского «беспричинное, весеннее чувство радости и обновления» переходит и размышления, которые свидетельствуют о новом отношении его к жизни: «Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и П1ер, и эта девочка... надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь...»
В раскрытии душевных свойств героев Толстой редко прибегает к прямой характеристике, а показывает их в поступках и в отношениях между людьми, наблюдая своих героев в различных жизненных ситуациях.
Показывая людей ограниченных, корыстных, автор ставит их в такие положения, при которых они сами обнаруживают свою сущность, в своем поведении и речах; происходит, так сказать, самообличение героя, не требующее авторского комментария. Такова, например, сцена появления Берга у Ростовых во время их сборов из Москвы. Внутренняя пустота Берга, дослужившегося уже до полковника с «Владимиром и Анной на шее», раскрывается полностью в этой сцене: пошлость, показной патриотизм, мелкая корысть, позерское воодушевление все эти черты отчетливо выступают в иронически построенной автором речи Берга:
« Один предвечный бог, папаша, сказал Берг, может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно-древнего мужества российских войск...» и т. д.
Эта тирада Берга и последовавшая затем просьба к графу о подводе для перевозки «шифоньерочки» полностью обнаруживают внутреннюю психологическую сущность Берга. Ирония автора по поводу его патриотического жеста («он удаил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал»...), замечание, что «Наташа, но спуская взгляда, который смущал Берга... смотрела на него», возмущение добродушного графа Ростова «Граф сморщился и заперхал», как бы от стыла за Берга. все эти психологические штрихи являются характерными чертами художественной манеры Толстого. «Истинное ...искусство захватывает самые широкие области: захватывает сущность души человека. И таким было всегда высокое настоящее искусство», писал Толстой, противопоставляя подлинное искусство антинародному, бесплодному искусству декадентов. «Война и мир» является ярким примером произведения, подтверждающего этот взгляд на искусство; широта охвата жизни сочетается с глубиной анализа явлений и самых сокровенных тайников человеческой души.
Исключительно острое внимание Толстого к внутреннему миру человека, проникновение в развитие психологических процессов и изображение этих процессов, «диалектики души», было определено как характерная черта реализма Толстого еще Чернышевским в 50-е годы.
В «Войне и мире» Толстой достигает высшего художественного мастерства в изображении внутренней, душевной жизни человека. Психологизм не был для Толстого самоцелью и возник как средство для разрешения поставленном им проблемы внутренней сущности человеческой личности в ее отношении к событиям, к жизни, к людям с точки зрения нравственных идеалов Толстого, его исканий добра и истины.
Сюжет «Войны и мира» строится на историческом материале, но развитие сюжета характеризуется не только изображением внешних событий, но и динамикой внутренней душенной жизни героев. Тончайшие душевные движения, перемены настроений, мгновенные реакции, нарастание чувств и страстей занимают одно из главных мест в изображении действующих лиц «Войны и мира».
Предметом психологического анализа Толстой избирает сложные душевные состояния, кризис воззрений или переживаний героя, новый взгляд его па жизнь и т. д. Основным средством их изображения является «внутренняя речь» героя, «монолог для себя», передающий мысли, переживании, впечатления, протекающие скрыто, не выраженные вовне. Князь Андрей, раненный на Аустерлицком поле, приходит в себя, по-новому осознает окружающее: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба...» Эмоциональность, прерывистость «внутренней», не высказанной речи передают напряженность душенного состояния; мы замечаем нарушение внешней логической связи в мыслях князя Андрея, неожиданные их повороты. Идеи, ассоциации, эмоции, пробегающие в его сознании, сосредоточены на философских и этических вопросах, выражают свойственный ему интеллектуализм; течение мыслей в то же время мотивировано и внешними впечатлениями.
Замеченный князем Андреем образок на груди, которым его благословила сестра, возбуждает мысли о религии, о наивной вере княжны Марьи в бога, «который вот здесь зашит в этой «ладанке» и т. д. Размышления о жизни и смерти волнуют Андрея Болконского и перед Бородинским сражением; «Слава, общественное благо, любовь женщине, самое отечество как велики казались мне все эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое я чувствую, поднимается для меня» '.
Андрей Болконский является тем умным и проницательным наблюдателем, в словах которого большею частью выражаются идейные оценки автора. В образ Андрея Болконского автор привносит и свои религиозно-этические идеалы. Отсюда состояние душевного просветления, умиления, всепрощения и любви, которое охватывает князя Андрея перед лицом смерти.
Пьер потрясен впечатлениями Бородинского сражения, в душе его происходит перелом, но изображается это состояние Пьера не в форме размышлений, выводов и убеждении, а в пробегающих в его сознании отрывочных мыслях и впечатлениях. «О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они... они все время до конца были тверды, спокойны»... подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его»... «Они эти странные, неведомые ему доселе люди, они ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей».
Герои Толстого обыкновенные люди; Пьер Безухое и Андреи Болконский выделяются из окружающей среды не особыми героическими чертами, а полнотой, сложностью душевной жизни, нравственными идеалами, к которым они стремятся.
Чем богаче и сложнее духовный мир человека, тем разнообразнее средства его художественного изображения: монологи и диалоги, психологический анализ, мысли вслух, «внутренняя речь» героя разработаны Толстым в совершенстве. Герои «Войны и мира» благодаря тонкому психологическому рисунку индивидуальных черт персонажей вызывают эмоциональное к ним отношение и прочно остаются в памяти.
В «Войне и мире» изображаются не просто отдельные жизни героев, а весь процесс жизни, в который вовлечены герои, поэтому к какой бы стороне жизни, изображенной в романе, мы ни обернулись, она дает огромный материал для изучения мастерства писателя и познания жизни в ее самых разнообразных проявлениях. Жизненная полнота и правда главная черта художественного мастерства Толстого,
UsersIraВойна и мир1\Прожигатели жизни.doc
·UsersIraВойна и мир1\Прожигатели жизни.doc
·UsersIraВойна и мир1\Вожди.doc
·UsersIraВойна и мир1\Вожди.doc
·UsersIraВойна и мир1\Образ Александра I.doc
·UsersIraВойна и мир1\Образ Кутузова.doc
·UsersIraВойна и мир1\Образ русского солдата.doc
·UsersIraВойна и мир1\Образы крестьян.doc
·UsersIraВойна и мир1\Отец и сын.doc
·UsersIraВойна и мир1\Образ князя Николая Андреевича Болконского.doc
·UsersIraВойна и мир1\ПЬЕР БЕЗУХОВ.doc
·UsersIraВойна и мир1\НАТАША РОСТОВА.doc
·ЙNNЗаголовок 1XXЗаголовок 2Ў:15тHОсновной текстrОсновной текст с отступомUserCC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Тема урока.asdUserCC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Тема урока.asdUserCC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Тема урока.asdUserCC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Тема урока.asdUserD:\Users\Ira\Тема урока.docUserD:\Users\Ira\Тема урока.docUserCC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Тема урока.asdUserD:\Users\Ira\Тема урока.docUserD:\Users\Ira\Тема урока.docUser'D:\Users\Ira\Война и мир\Тема урока.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·