Доклад: Нетрадиционный урок — как средство обучения.

Тема: « Нетрадиционный урок- как средство обучения».

В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям . Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, заучивание правил, без учета способностей, склонностей, интересов учащихся.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: уроки - деловые или ролевые игры, уроки – пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки-игры, уроки-праздники, уроки-суды, и т.д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
использование коллективных форм работы;
привитие интереса к предмету;
развитие умений и навыков самостоятельной работы;
активизацию деятельности учащихся;




при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
становление новых отношений между учителем и учениками.

Остановлюсь на некоторых из представленных типов нетрадиционных уроков.

1. Урок – пресс-конференция.

Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы. Детям нравятся такие уроки, т.к. они предполагают развитие навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску.

2. Урок- соревнование.

Класс делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений, включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание командам выдаются жетоны. В конце урока считаем жетоны. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких уроках смотришь и не узнаешь своих учеников: столько горения, желания победить видно в их глазах.
В последнее время компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование его в учебной и внеурочной деятельности является эффективным средством для повышения мотивации и индивидуализации обучения, реализации дифференцированного подхода к обучению, повышению эффективности самостоятельной работы учащихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, внести разнообразие в урок . Урок становится интересным и более интенсивным. Естественно, компьютер не заменит учителя, он только его дополнит.

Работа с компьютером способствует повышению интереса к учебе, помогает устранить отрицательное отношение к ней, т.к. все мы знаем, что непонимание материала приводит к потере интереса к предмету. Активное и уместное применение компьютера на уроке представляется возможным исходя из специфики самого предмета. Компьютер играет роль тренажера, с помощью которого учащиеся учатся работать самостоятельно, компьютер помогает учиться.

3. Урок с применением элементов проектной методики и информационных технологий.

Проектная методика при обучении в рамках программного материала может использоваться практически по любой теме.

В ходе выполнения ряда проектных тем, предлагаемых учебником представляется возможность реализации межпредметных связей на уроках . Вопросы подбираются таким образом, чтобы при ответах на них учащиеся отразили свои мнения по данной проблеме. Затем, работая небольшими группами и переходя из одной группы в другую, учащиеся проводят интервью по составленной анкете. Далее работа над проектом проходит в кабинете информатики. В процессе обработки числовых данных, учащиеся используют знания о работе Мастера функций и мастера диаграмм в электронной таблице Excel. Учащиеся имеют возможность освоить принцип работы электронной таблицы, имея дело не с абстрактными упражнениями из учебника, а при решении конкретной, интересной для них задачи.

С полученными диаграммами и таблицей учащиеся ведут обсуждение результатов на уроке , завершающееся дома написанием выводов. После проверки учителем учащиеся обрабатывают свои выводы в кабинете информатики. Там они с помощью программы редактора текстов Word создают документ, включающий текст, таблицу и диаграмму.


Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности школьников.

4.Урок - ролевая игра.

Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем:
Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации.
Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно – побудительного характера.
Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала.
Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.
Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.

5. Урок с использованием компьютерного тестирования.

Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

быстрое получение результатов;
объективность в оценке знаний;
позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;
дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;
компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста. Необходимо учитывать возможности программной оболочки.
Конечно, составление тестов – дело трудоемкое, отнимает достаточно много времени, но это стоит того, т.к. результативность выполнения тестов высокая, поскольку они носят не только контролирующий характер, но и обучающий. Учащиеся могут посмотреть, в каких заданиях ими сделаны ошибки, сделать тест еще раз, и не только добиться правильного выполнения, но и запомнить нужный материал.

6. Урок с применением компьютерных обучающих программ.

Обучающая программа “Профессор Хиггинс” может успешно применяться на уроках. Программа позволяет проверить себя в процессе выполнения упражнения: нужно набрать правильный ответ, если он правильный, компьютер его примет. Если неправильный, вам будет дано еще две попытки. Если ученик ошибется опять, компьютер даст подсказку. Курс очень удобен для учителя и экономит много времени. Один взгляд на экран, и учитель знает, правильно ли ученик делает упражнение, потому что неправильные ответы выделяются другим цветом. Кроме того, у учителя будет информация о количестве ошибок, сделанных учеником.

7.Урок игра «Восхождение».

Уроки в такой форме приемлемы по любому предмету, проходят в форме состязания и восхождения на вершину. Дети делятся на 5-6 команд, урок разбивается на несколько этапов с привалами. На каждом привале команда получает следующий конверт с заданиями. Внутри команды готовится ответ и команда решает, кто

будет отвечать. За правильный ответ команда поднимается на гору. И получает жетон, в команде ребята сами решают, кто получит жетон. Выигрывает та команда, которая первой приходит на вершину.

В конце урока подводят итоги каждой команды и ребята сами выставляют оценки. Такие уроки я проводила по математике по темам: «Простые уравнения», «Площади фигур», «Решение задач на движение».
8. Урок «Блиц-турнир»

В такой форме обычно провожу уроки повторения и обобщающие уроки. На подготовительном этапе вывешивается план и тематика по которой будет проходить урок. Ребята готовят план ответа по теме. На уроке класс делится на ряды. Проводится жеребьевка и каждый ряд узнает, какую тему ему придется раскрывать.

При подведении итогов ребята делают самооценку и обсуждают ее в группах.

9. Урок взаимообучения

На подготовительном этапе такого урока формируются экипажи из 4-5 человек, в каждом экипаже выбирается штурман. Затем учитель дает список литературы по теме, ставит цель: изучить новый материал, подобрать наглядность, придумать задание для других экипажей. Командир распределяет задания между членами экипажа, а затем принимает у них зачет. На уроке определяют того, кто будет защищать честь экипажа, объясняя новый материал. На втором этапе урока принимаются зачеты у других экипажей. На заключительном этапе урока подводятся итоги, штурманы выставляют оценки членам экипажа, учитель оценивает работу штурманов. При оценке учитывается качество усвоения материала, активность при подготовке и на уроке, оригинальность задания.

10. Уроки- экскурсии

Важным на этих уроках является

подготовительный и заключительный этапы. Перед проведение урока экскурсии проводится инструктаж: сообщается маршрут, цель экскурсии, ребята индивидуально или по группам получают конкретные задания, связанные с изучением объекта.
По окончании экскурсии обобщается изученный материал и знания полученные на экскурсии. Обобщение может проходить в виде викторин, составления и разгадывания кроссвордов, ребусов, можно провести конкурс рисунков и т.д.

Для проведения не совсем обычных уроков необходимо овладеть технологиями проведения каждого из этих уроков.

Итак, в заключение следует сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что знания нужны им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желанию учиться.





15