Урок по теме «С Козлов «Разрешите с вами посумерничать»»
Урок по литературному чтению - 3 класс.
Автор: учитель начальных классов Бурганова Римма НурмухаметовнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Кубянская средняя общеобразовательная школа » Атнинского района Республики Татарстан.
Программа: «Перспективная начальная школа» Н.А Чуракова 1 часть стр 51-54
Тип урока Урок-исследование
Дидактическая цель Тема урока: С Козлов «Разрешите с вами посумерничать»
Цели урока: подвести к пониманию ценности общения и совместного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, важно ещё и разделить эти переживания с другом.
Образовательная цель: Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст, расширение понятий– «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи)
Воспитательная: воспитывать интерес к литературным произведениям.
Планируемые
результаты Планируемые результаты учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; различать жанры произведений; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения)
Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
Предметные:
- Уметь находить слова из толкового словаря
- Уметь дать характеристику героям
Ресурсы:
- основные
дополнительные Н.А. Чуракова Рекомендовано Министерством образования и науки РФ 3 класс 1 часть стр 51-54
Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Н.А Чураковой- проектор, экран, компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, портрет С Козлова, выставка книг
Организация
пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Литературное чтение 3 класс «Перспективная начальная школа» Тема урока: С Козлов « Разрешите с вами посумерничать»
Бурганова Римма Нурмухаметовна учитель начальных классов, высшей категории МБОУ-«Кубянская СОШ» Атнинского района РТ
Ход урока
Этап урока и его цели Деятельность
учащихся Деятель
ность
учителя Содержание урока
Планируемые
результаты
I этап. Мотевирование к учебной деятельности
Цель: вхождение учащегося в пространство учебной деятельности Проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. настраиваются на работу Организует и настраивает детей на совместную работу.
Добрый день, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку:
Один мудрец давал совет:
«Полезно наблюдать,
Все впечатления копить,-
И будешь много знать».
-Какой же совет дал мудрец?
А мы следуем этому совету?
-Вспомните название темы, которую мы изучаем.
(Учимся наблюдать и копим впечатления») Оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(2 минуты)
Цели:
- организовать актуализацию знаний;
- организовать выполнение учащимися учебного действия; Высказывают своё предположение, рассказывают .Я сам найду
способ!
Организует составление совместного плана действий.
Предлагает обсуждение возникновения понятий.
Проверка домашнего задания.
- В чём же заключается самая большая ценность героев стихотворения «Плащ»?
( ( Ценность в общении между героями, важны теплота отношений и В взаимопонимание, дружба между отцом и сыном, их желание быть вместе.)
-Чему посвящено очередное занятие клуба?
(«Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами».)
- Вы понимаете смысл этих слов? (Трудно увидеть глазами теплоту человеческих отношений, чувств людей.)
Постановка проблемы: Что я не знаю?
Наш план действий: (1 слайд)
1. Сами найдём способ .2. Сопоставим свои предположения с учебником.
3. Выполним. Выскажи свое мнение.
Оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД)
III. Выявления места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- организовать выявление учащимися места и причины затруднения Предлагает обсуждение возникновения понятий.
Ребята, расшифруйте запись и узнайте фамилию знакомого автора.
арСитпЕануРысчГЕимп ЙыфвКпапОсмиЗлоиЛыфцуОФ (Сергей Козлов)
- Вам знаком этот писатель?
(Учитель выставляет портрет писателя)
Оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД)
IV.Постановка проблемы.
( 3 минуты)
Цели:
- сформировать представления детей о понятии «посумерничать» Обсуждают совместно с учителем особенности понятий.
Предлагает обсуждение возникновения понятий. Откройте учебник на ст 51 и прочитайте название следующего произведения С Козлов «Разрешите с вами посумерничать»
-О чём нам говорит название? Что значить «посумерничать»?
(Любоваться сумерками)
Обратите внимание на то, что в слове «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма, между заходом солнца и наступлением ночи) Умение ориентироваться в окружающем мире используя жизненный опыт и имеющуюся информацию.
(Познавательные УУД).
V. Работа по новой теме
(8 мин)
Цель: познакомить с произведением С.Козлова Работа с рисунками.
Портретом писателя
Дети называют прочитанные книги С.Козлова
Из толкового словаря находят слова Включает учащихся в работу через игровую деятельность.
Устраивает выставку книг
-Кто автор произведения? Вам знаком этот писатель?
Поэт и сказочник Сергей Григорьевич Козлов – автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей («Ёжик в тумане», «Ёжик и море», «В сладком морковном лесу», «Лисичка» и др. Он писал умные и трогательные сказки, предназначенные не только детям, но и взрослым. Он учил детей считать звёзды и смотреть на мир спокойным взором созерцателя. Очарованный лес, тихие шаги, потрескивание можжевеловых веток в костре… И долгие неторопливые разговоры у огня.
Уметь правильно определить ответ по описанию .(Познавательные УУД).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 минут)
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. Чтение по цепочке Учитель читает первый абзац рассказа – Давайте узнаем, какая же история произошла с Ёжиком и Медвежонком.
Чтение сказки «Разрешите с вами «посумерничать» учащимися по цепочке.
Оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД)
VII.
Физкультминутка
(1 мин) VIII Самостоятель-
ная работа с самопроверкой по эталону.
(8-9 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока; умение читать по ролям
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят цель
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Ученики строят план достижения цели.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Беседа по содержанию. О чём эта сказка? (О красоте природы, об ощущении внутреннего единства)
-Вам понравилась сказка? Кто герои? Где мы с ними уже встречались?
-Что их объединило в этой сказке?
-Как вы думаете, а надо ли уметь сумерничать?
-Все ли герои способны на это?
-Что мешает Зайцу сумерничать? ( Он не может сосредоточиться, не умеет молчать и наблюдать, отвлекается сам и отвлекает друзей, задавая кучу вопросов.)
Как реагируют Ежик и Медвежонок на эти вопросы? (По-разному: Медвежонок отвечает, а Ежик молчит.)-Как вы думаете кто главный герой? ( Ежик)
-Кому принадлежит дом, где герои сумерничают?
-У кого просит разрешения Заяц? Так почему главный герой Ежик? (Он умеет по-настоящему наслаждаться красотой природы. Любит природу.)-Какими чертами характера нужно обладать , чтобы по-настоящему сумерничать и получать удовольствие? (Нужно любить природу, быть наблюдательным, уметь молчать, уметь наслаждаться красотой.) Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования
(Регулятивные УУД)
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках
(Познавательные УУД).
IX. Включение в систему знаний и повторение.
( 3-4 минут)
Цель:
выявить границы применимости нового знания;
повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
Выполняют задания.
Организует и контроли
рует работу детей
-Что же вы узнали о героях? Перечитаем сказку и дадим каждому характеристику. Чтение по ролям (Ландыш - заяц, Амир - автор, Булат - Ежик, Инсаф - Медвежонок).- Ля-ля! Ля-ля! - завопил Заяц. И Ежику сделалось совсем грустно. Медвежонку было неловко перед Ежиком, что вот он притащил Зайца и Заяц мелет, не разбери чего, а теперь еще воет песню. Но Медвежонок не знал, как быть, и поэтому завопил вместе с Зайцем.
- Ля-ля-лю-лю! - вопил Медвежонок.
- Ля-ля! Ля-ля! - пел Заяц. А сумерки сгущались, и Ежику просто больно было все это слышать.
- Давайте помолчим, - сказал Ежик. - Послушайте, как тихо!
Заяц с Медвежонком смолкли и прислушались. Над поляной, над лесом плыла осенняя тишина.
- А что, - шепотом спросил Заяц, - теперь делать?
- Шшш! - сказал Медвежонок.
- Это мы сумерничаем? - прошептал Заяц. Медвежонок кивнул.
- до темноты - молчать?..
На доске:
Ежик: поэтичный, тонкий, философ и учитель, исследователь, автор всех идей, умеет любоваться природой
Медвежонок: очень эмоциональный, чувствительный, разговорчивый, ценящий дружбу.
Заяц: эмоционально неразвитый, малочувствительный, но жаждущий общения с теми, кто чувствует более глубоко.
-Что нужно уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать? (Вглядываться, вслушиваться в природу, кроме того, надо просто уметь молчать, наслаждаться присутствием другого).
- Кто же в этой сказке настоящий учитель, Ёжик или Медвежонок? Покажите, обращаясь к тексту. (Конечно, Ёжик: «Послушайте, как тихо!» И только это побуждает всех успокоиться и начать, наконец, сумерничать, то есть молча слушать окружающий мир и молча ощущать присутствие друг друга в нем.)
- Трудно пришлось Медвежонку с Зайцем? (Да.)
- Что же делать на месте Медвежонка, как быть с многочисленными вопросами Зайца? (Что лучше: одергивать, не реагировать на его пустую болтовню или сказать: «Послушайте, как тихо»?)Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им
(Коммуникативные УУД).
X.Домашнее задание
(1 мин) Обсуждают и записывают домашнее задание. Д/з. дифференцированное: 1 группа – инсценировка, 2 группа - чтение по ролям 3 группа – содержание сказки или проект XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
( 2 – 4 минуты)
Цель:
провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке;
Дети получают листики в виде сердечек со словом «дружба»
-Подберите прилагательные, которые выражают ваше отношение к слову «дружба»
Ребята будьте наблюдательными, замечайте красоту природы и учитесь делиться своими наблюдениями и чувствами с близкими и друзьями.
- Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам находить правильные решения. Спасибо за урок! Оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД)