В гости к гласным буквам. Двойная роль гласных букв е, ё, ю, я


В гостях у звуков речи. Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Цель: дать понятие о двойной роли букв е, ё, ю, я; доказать, что в некоторых позициях эти буквы могут обозначать 2 звука.
Задачи:
Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными (предметная);
Сохранять интерес к учебному материалу; участвовать в оценке работ, ответов одноклассников (личностные);
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; активизировать словарь при общении; использование знаково-символических средств (выполнение транскрипции) (познавательные);
Договариваться и приходить к общему решению; допускать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения (коммуникативные);
Давать адекватную самооценку; проговаривать вслух последовательность выполняемых действий; целеполагание как постановка на основе соотнесения того, что уже известно и усвоение того, что ещё не известно.
Оборудование: схема «Речь»; домик «Знаний»; письма гласных букв с заданиями; вопрос; восклицание, мешочки с заданиями.Ход урока
Орг. момент
- Ребята, а вы любите ходить в гости?
- Сегодня урок наш пройдёт в игровой форме. Мы побываем в гостях у звуков речи и обязательно совершим открытие, разгадаем тайну, которую скрывают от нас гласные буквы.
- Но без подарков в гости ходить неприлично. Что же нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к испытаниям?
- И вот первое задание?
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите внимательно на эту схему и давайте вспомним, что мы с вами знаем о речи, так как эти знания понадобятся сегодня нам с вами на уроке.
Работа по схеме.
- Молодцы!
- Ну, а чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте поиграем в игру, которая называется «Заморочки из мешочка».
- У каждого из вас на парте лежит мешочек (один на парту). Мы сегодня будем работать в парах.
- Кто-то один в паре берёт мешочек, а другой закрывает глаза, помещает руку в мешочек, достаёт предмет и угадывает, что это такое.
3. Постановка учебной задачи.
- Выложите буквы на парту.
- Посмотрите на них. Какие буквы мы выложили?
- Что обозначается в русском языке буквами?
- В чём отличие букв от звуков?
- Молодцы!
- Давайте произнесём по отдельности каждую букву.
- Какие звуки услышали, когда произносили буквы е. ё, ю. я?
- Сколько звуков обозначено этими буквами?
- Кто уже догадался, какая тема нашего урока.
- Какие задачи мы поставим перед собой?
4. Открытие детьми нового знания.
- Гласные буквы прислали для вас письмо. Загляните под парту.
- Откройте свои конверты, в них лежат карточки с заданиями. Возьмите карточку № 1.
- Прочитайте слова.
- С каких букв они начинаются?
- Произнесём первую букву в каждом слове. Что вы заметили?
- Какой вывод вы можете сделать, когда буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука?
Вывод: в начале слова.
- Запишите слова к себе в тетрадь.
- Проверьте как вы написали эти слова. Оцените себя.
- Возьмите карточку № 2.
- Прочитайте слова.
- Где стоят гласные буквы е, ё, ю, я?
- Произнесём каждое слово и понаблюдаем за буквами е, ё, ю, я.
- Какой вывод вы можете сделать, когда буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука?
Вывод: после ъ и ь знака.
- Запишите слова к себе в тетрадь.
- Проверьте как вы написали эти слова. Оцените себя.
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы по теме урока.
- Найдите карточку № 3.
- Прочитайте слова.
- Все ли слова вам знакомы?
- А что нужно сделать, если мы не знаем значение слова?
- Что нам поможет?
Словарь
- Итак, теперь мы знаем значение всех слов. Можем работать дальше.
- Где стоят гласные буквы е, ё, ю, я?
- Давайте понаблюдаем за этими буквами в каждом слове.
- Какой вывод вы можете сделать, когда буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука?
Вывод: после гласных.
- Запишите слова к себе в тетрадь.
- Проверьте как вы написали эти слова. Оцените себя.
- Кто может сделать общий вывод когда буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука?
- Молодцы!
- Найдите карточку № 4.
- Прочитайте слова.
- Где стоят гласные буквы е, ё, ю, я?
- Произнесём каждое слово и понаблюдаем за буквами е, ё, ю, я.
- Что вы заметили?
- Какой вывод вы можете сделать, когда буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук?
Вывод: 1 звук после согласных.
- Запишите слова к себе в тетрадь.
- Проверьте как вы написали эти слова. Оцените себя.
7. Первичное закрепление с комментированием.
- А теперь поработаем по учебнику. Откройте учебник на стр. упр. 7
- Прочитаем задание.
- Выполняем устно.
- Молодцы!
8. Закрепление изученного материла.
- А теперь давайте закрепим наши знания и поработаем самостоятельно.
Здание всем: подпиши картинки.
Задание для сильных : разгадать ребусы.
Задание для детей плохо говорящих по-русски: найти в тексте и обвести в кружочек буквы е, ё, ю. я.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
-Начнём с ребусов.
- Какие слова у вас получились? Где стоят буквы? сколько звуков они обозначают?
- А теперь давайте проверим, что получилось у всех остальных.
- Молодцы!
9. Рефлексия.
- Вы сегодня очень плодотворно поработали и пришло время оценить свою работу на уроке.
- Итак, какую цель мы сегодня ставили перед собой?
- Кто может из вас обобщить, что мы узнали за тайну гласных букв е, ё, ю, я?
- Молодцы!
- Пускай теперь эти буквы помогут вам оценить себя. Прикрепите свою букву на один из листочков:
1) было трудно, но я старался;
2) хочу узнать об этом больше;
3) мне это неинтересно.
- Спасибо за урок. Можете отдохнуть.