Разработка урока по истории на тему Религия древних греков (5 класс).


Урок по теме "Религия древних греков".
Разработал: Котовщиков Юрий Александрович
Цель:
Изучить культы основных древнегреческих богов, познакомить учащихся с мифами о них, подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствии зависимости людей от сил природы.
Задачи:
Образовательные: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания использовать как источник литературные произведения древности, уметь анализировать их и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к античной культуре.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристически, приемы критического мышления.
Оборудование: тексты древнегреческих мифов, карточки с изображениями древнегреческих богов, наглядные изображения на доске.
На доске: Число, новые слова: гора Олимп, Цербер-пес с тремя головами и змеиным хвостом, изображения богов, карточки, домашнее задание, на обратной стороне доски таблица.
Ход урока:
Учитель:
Сегодня мы с вами продолжаем знакомится с историей древней Греции, я вам зачитаю небольшой отрывок, попробуйте догадаться какая у нас сегодня будет тема.
«Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет, он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния и хлынут потоки дождя…»
Учащиеся отвечают: (Боги древней Греции, религия древней Греции)
Учитель:
Совершенно верно ребята, сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с Богами и религией древней Греции.
Запишите пожалуйста число и новую тему урока. («Религия древних греков»)
Учитель:
Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, о религии древнего Востока.
Давайте с вами вспомним определение что такое религия. (религия это вера человека в сверхъестественное, вера в богов).
Также давайте с вами вспомним с какими богами древних греков мы уже с вами знакомы из мифа о начале троянской войны. (Зевс, Гера, Афина, Афродита).
Все верно, теперь мы с вами приступим к изучению новой темы, запишите пожалуйста цели нашего сегодняшнего урока:
Узнать какие боги существовали у древних греков?
Выяснить особенности древнегреческой религии.
Слово учителя:
Итак ребята, греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы олимп. Три брата – Зевс, Посейдон и Аид поделили между собой власть над миром. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон на море, Айд в царстве мертвых. Греки верели что боги вмешиваются в дела людей, действиями богов они объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи, болезни.
Какие еще существовали боги у древних греков и что они покровительствовали мы узнаем из древнегреческих мифов.
Прочитайте пожалуйста миф о Деметре и Персефоне, а также миф о Прометее из параграфа №28 подраздел №2,3.
После мы с вами побеседуем о прочитанном.
Беседа:
Какие боги были покровителями некоторых занятий у древних греков? (гефест- покровитель кузнечного дела, Деметра- покровительница земледелия, Дионис- покровитель виноделия).
Почему древние греки особенно почититали зевса и посейдона, а например в религии египтян ни бога грома и молнии ни бога моря не было? (У египтян была река Нил и почти не было дождей).
Итого: 20 минут.
Физкультминутка.
Встали дружно, потянулисьБогу солнца улыбнулись!Богу ГЕБУ наш поклонМногократным будет он.Руки вверх к богине НУТ Пусть немножко отдохнут.Тело наше сделай кругПовтори АМОНА  путьГотовы из знанийПлести сотни сотПоможет нам в этомБог мудрости ТОТ.
Учитель:
Сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание:
У меня на доске есть изображения древнегреческих богов, и карточки с тем чему эти боги покровительствовали.
Предлагаю вам распределить какие карточки к каким богам относятся. (выходят по одному и закрепляют карточки)
Итого: 5 минут.
Учитель:
Итак ребята мы с вами познакомились с основными богами в древнегреческой религии, предлагаю вам используя параграф №27, 28 а также подсказки на доске, заполнить следующую таблицу с основными древнегреческими богами, подобную таблицу мы с вами составляли ранее по религии Древнего Востока.
Пример таблицы:
Боги Чему покровительствовали
Зевс Посейдон Бог земли и неба, царь богов и людей. Владыка морей
Аид Правитель царства мертвых
Гера Царица богов, защитница семейного очага.
Артемида Богиня природы и покровительница охоты
Аполлон Покровитель искусств.
Афина Богиня войны
Афродита Богиня любви и красоты
Деметра Богиня плодородия
Дионис Бог виноделия
Гефест Бог огня и кузнечного дела
Гермес Покровитель дорог и путников
Арес Бог войны
Итого: 7 минут.
Подведем итоги:
Еще раз пожалуйста перечислите названия богов Древней Греции.
Прочитайте вопрос который мы хотели выяснить в начале урока, ответьте на него?
Итого: 3 минуты.
Заключительное слово: В целом я сегодня доволен работой класса, однако некоторые были не совсем активны, за хорошую работу на уроке оценки сегодня получают:
1.
2.
3.
Запишите домашнее задание:
Домашнее задание: параграф 28; подготовить для пересказа один из мифов о богах; нарисовать рисунок к любому мифу о древнегреческих богах.