Рабочая программа по русскому языку 1 класс по образовательной системе Школа 2100
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009,
-на основе авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной в Образовательной системе «Школа 2100»,
-авторского тематического планирования учебного материала,
-с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов государственного стандарта начального общего образования,
- Основанием для использования и приобретения школами учебников, не вошедших в Федеральный перечень, в качестве учебных пособий является ФЗ «Об образовании в РФ».
Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.
- письмо Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников», по использованию учебников в 1-4 классах по системе ОС «Школа 2100»: «При наличии учебников в библиотеке для 1-4 классов образовательные организации могут начать обучение в 2014/15 учебном году по системе «Школа 2100» с 1 класса».
-методического письма «О преподавании учебных предметов в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015-2016 учебном году»,
-БУП, примерного учебного плана ОУ РФ по образовательной системе «Школа 2100».
Цель – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.Линии, специфические для курса «Русский язык»: 4) приобретение и систематизация знаний о языке;5) овладение орфографией и пунктуацией; 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 7) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности. Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в 1 классе 5 часов в неделю, в год 165 часов. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Одна и та же последовательность изучения печатных букв в «Букваре» и письменных букв в прописях «Мои волшебные пальчики» даёт возможность проводить комбинированные уроки чтения и письма.
В федеральном базисном учебном плане на изучение обучению грамоты – прописям в 1 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, 125 уроков, на русский язык – 40 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 1 классе
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
К концу 1 класса ученик научится
составлять предложения из слов;
отличать текст от набора предложений;
составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя;
правильно списывать слова, предложения, текст; проверять написанное, сравнивая с образцом
различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные);
делить слова на слоги, ставить ударение;
находить корень в группе доступных однокоренные слов
писать большую букву в начале предложения, в именах собственных;
писать буквы и, у, а после шипящих (в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу);
обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь;
не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ и т.п.;
писать изученные слова с непроверяемой безударной согласной в корне;
делить слова на части для переноса;
ставить знак препинания в конце предложения
Ученик получит возможность научиться:
выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
переносить слова по слогам без стечения согласных;
различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Обучение грамоте и развитие речи (207 ч)
Добуквенный период (36 ч).
Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Букварный период (171 ч).
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Языковая пропедевтика в период обучения грамоте
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные.
Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).
Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).
Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.
Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Работа с текстом
На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:
Работа с текстом до чтения.
Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.
Работа с текстом после чтения.
Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).
Русский язык и развитие речи 40 ч (5 часов в неделю)
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.
Слово. (31 ч)
Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Алфавит.
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.
Однокоренные слова. Корень слова.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?Предложение. Текст. (9 ч)
Признаки предложения, оформление предложения на письме.
Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.
Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:
учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);
комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);
«Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева);
комплектом наглядных пособий;
методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики» (под ред. Е.В. Бунеевой).
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.);
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)»;
Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя.
Технические средства обучения на уроках русского языка:
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
компьютеры.
примеры работ при использовании компьютера:
орфографический и пунктуационный тренинг;
редактирование (взаиморедактирование);
создание текста, его коллективное обсуждение;
Поурочное планирование уроков
дата №
п/п Тема для работы
в прописях Стр.
прописей основные виды учебной деятельности обучающихсяРаздел I. «Говорим, рассказываем...» 22 часа
1 Знакомство с прописями.
Тетрадь №1.
Обложка(стр. 0) Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. (П)
Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах.
Практическая работа: составить режим дня.
Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. (П)
Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию.
Ориентироваться на развороте «Прописи».
Осознавать цель и ситуацию устного общения.
Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании.
Различать времена года по признакам, объяснять и рассказывать.
Различать, перечислять календарные праздники.
Классифицировать животных и растения. Сопоставлять признаки предметов, с помощью которых они узнаются.
Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать.
Составлять схемы предложений. Выбирать нужный знак конца предложения.
Определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте.
Выбирать заглавие текста. Устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста.
Читать схему текста. Составлять схему текста. Определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам.
Различать речевые и неречевые звуки.
Характеризовать гласные звуки русского языка (ударные, безударные).
Делить слово на слоги, обозначать ударный слог.
Классифицировать предложения по цели высказывания. (П)
Выбирать нужную интонацию. Составлять текст по серии сюжетных картинок.
Перечислять названия известных сказок, сказочных героев, сказочных предметов.
Объяснять правила поведения в театре. Называть театральные профессии.
Рассказывать и инсценировать известные сказки по картинкам и по памяти.
Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.
Учиться диалогической форме речи.
Определять диалог (спор, беседа). Выражать собственное мнение.
Использовать связные высказывания на определённую тему.
Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой.
Определять количество слогов в слове. Определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова. Различать ударные и безударные слоги.
Наблюдать за многозначными словами. Определять направление движения при письме различных письменных
элементов.
Овладевать разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
Различать и использовать разные виды штриховки.
Ориентироваться на странице прописи и на строке прописи.
2 Знакомство с прописями. Обучение штриховке и обведению по контуру. Тетрадь № 1.
Обложка(стр. 0) 3 Слова-названия. Правила письма. Тетрадь № 1, стр. 1 4 Знакомство с предложением. Написание вертикальных линий. Тетрадь № 1,стр. 2–3 5 Написание вертикальных линий, прямых и наклонных линий. Тетрадь № 1,стр. 2–3 6 Составление предложений. Обведение по контуру, штриховка. Тетрадь № 1,
стр. 4–5 7 Знакомство с текстом. Обведение по контуру, штриховка. Тетрадь № 1,
стр. 6–7 8 Обведение по контуру, штриховка. Написание прямых и наклонных вертикальных линий Тетрадь № 1,
стр. 8–9 9 Составление предложений и текста. Обведение по контуру и написание овалов. Тетрадь № 1,
стр. 10–11 10 Составление рассказа по сюжетным картинкам. Написание наклонных линий и овалов. Тетрадь № 1,
стр. 12–13 11 Написание наклонных с петлёй внизу и вверху. Тетрадь № 1,
стр. 14 12 Написание наклонных с петлёй внизу и вверху. Тетрадь № 1,
стр. 14–15 13 Упражнения в обведении по контуру и штриховке. Тетрадь № 1,
стр. 16–17 14 Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу. Тетрадь № 1,
стр. 18–19
15 Написание е-образных элементов. Тетрадь № 1,
стр. 20–21 16 Подготовка к написанию буквы г и буквы и. Тетрадь № 1,
стр. 22–23
17 Написание е-образных элементов и элементов с закруглением вверху и внизу. Тетрадь № 1,
стр. 22
18 Написание е-образных элементов и элементов с закруглением вверху и внизу. Тетрадь № 1,
стр. 22–23
19 Написание основных графических элементов. Тетрадь № 1,
стр. 24–25 20 Написание основных графических элементов. Тетрадь № 1,
стр. 26–27 21 Закрепление изученных графических элементов букв. Письмо е-образных элементов. Тетрадь № 1,
стр. 28
22 Повторение основных понятий.
Закрепление изученных графических элементов букв. Тетрадь № 1,
стр. 28–29 Раздел II. Учим буквы – учимся читать и писать (103 часа)
23 Строчные буквы г, п, и.
Тетрадь № 2,
стр. 1 Выделять звук (звуки) в слове.
Находить слова с заданным звуком.
Различать звуки и буквы: буква как знак звука.
Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные,
согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков.
Обозначать букву соответствующей схемой.
Определять парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки.
Делить слова на слоги.
Соотносить слова со слогоударными схемами.
Овладевать начертанием письменных букв.
Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением
гигиенических норм.
Писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением.
Усваивать приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца).
Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чтение).
Соотносить прочитанные слова и картинки.
Находить слово в группе слов по его лексическому значению.
Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.
Наблюдать над значением слова.
Различать слова и предложения.
Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распространять и сокращать предложения.
Запоминать правила правописания и применять их при письме: обозначение букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча–ща, чу–щу, жи–ши); заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; раздельное написание слов;
перенос слов без стечения согласных по слогам; знаки препинания в конце
предложения.
Использовать на письме разделительный ь и ъ.
Понимать прослушанный и прочитанный текст.
Составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (поматериалам собственных игр, занятий, наблюдений).
Восстанавливать деформированный текст.
Сокращать, изменять текст повествовательного характера из прописи или «Букваря». (П)
Определять и объяснять значение слова в тексте.
Различать однозначные и многозначные слова. (П)
Различать прямое и переносное значение слов. (П)
Сопоставлять синонимы и антонимы:
наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. (П)
Различать однокоренные слова. (П)
Выделять в слове корень, приставку, суффикс. (П)
Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок.
Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью суффиксов и приставок.
Разбирать доступные слова по составу. (П)
Классифицировать слова по вопросам (кто? что? какой?... что делать?...)
Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».
Распознавать имена собственные.
Различать слова мужского, женского и среднего рода. (П)
Изменять слова по числам (один – много).
Отличать слова-местоимения от других слов. (П)
Распознавать предлоги.
Запомнить наиболее употребительные предлоги.
Отличать предлоги от приставок. (П)
Различать предложения, словосочетания, слова (понимать их сходства и различия).
Самостоятельно составлять предложения.
Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.
Овладевать диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа).
Устанавливать последовательность предложений в тексте; последовательность частей текста (абзацев).
Работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев).
Отвечать на вопросы автора текста.
Задавать вопросы автору текста с помощью учителя.
Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала.
Находить информацию, заданную в тексте в явном виде.
Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Запоминать названия и последовательность букв русского алфавита.
Употребление заглавной буквы в словах- географических названиях.
24 Строчные буквы т, р. Тетрадь № 2,
стр. 2 25 Письмо слогов и слов с буквами и, г, п, т, р. Тетрадь № 2,
стр. 2–3 26 Заглавная и строчная буквы О, о. Тетрадь № 2,
стр. 4–5 27 Соединение изученных букв в слоги и слова. Тетрадь № 2,
стр. 6–7 28 Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами. Тетрадь № 2,
стр. 8–9 29 Строчная буква а, соединения с различнымибуквами. Тетрадь № 2,
стр. 10–11 30 Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами. Тетрадь № 2,
стр. 11 31 Строчная буква ы, соединения с различнымибуквами. Тетрадь № 2,
стр. 12–13 32 Написание заглавных букв Г, П, Т, Р.
Тетрадь № 2,
стр. 14–15
33 Написание заглавной буквы И.
Тетрадь № 2,
стр. 16–17 34 Строчная буква н, соединения с различнымибуквами, написание слов. Тетрадь № 2,
стр. 18–19 35 Написание заглавной буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в письме. Тетрадь № 2,
стр. 19 36 Строчная буква к, соединения с различнымибуквами, написание слов. Тетрадь № 2,
стр. 20–21 37 Написание букв, слогов и слов с изученнымибуквами. Тетрадь № 2,
стр. 22–23 38 Слова он, она, оно, они, их роль в речи.
Написание слогов и слов. Тетрадь № 2,
стр. 24–25 39 Написание заглавной и строчной буквы У, у.
Тетрадь № 2,
стр. 26–27 40 Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения. Написание слов и предложений с изученными буквами. Тетрадь № 2,
стр. 28–29.
41 Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения. Написание слов и предложений с изученными буквами. Тетрадь № 2,
стр. 30 –31
42 Написание букв, слогов и слов с буквой с.
Тетрадь № 3,
стр. 0–1 43 Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами. Тетрадь № 3,
стр. 2–3 44 Чтение текста. Обучение списыванию
текста с печатного и письменного образца. Тетрадь № 3,
стр. 4–5 45 Чтение текста. Обучение списыванию
текста с печатного и письменного образца. Тетрадь № 3,
стр. 8-9 46 Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? Написание слогов и слов с изученными буквами. Тетрадь № 3,
стр. 6–7
47 Написание заглавных и строчных букв Л, л, М,м. Тетрадь № 3,
стр. 10–11 48 Написание слогов и слов с заглавными буквами Л, М. Тетрадь № 3,
стр. 12 49 Написание заглавных букв К, Н.
Тетрадь № 3,
стр. 13–14 50 Обучение списыванию с печатного текста. Тетрадь № 3, стр. 14 51 Написание заглавных букв К, Н, слов с заглавными буквами К, Н. Тетрадь № 3,
стр. 14–15 52 Написание заглавной и строчной буквы С, с.
Тетрадь № 3,
стр. 16–17 53 Работа с деформированным предложением.
Написание слогов и слов с изученными буквами. Тетрадь № 3,
стр. 18–19
54 Написание предложений с изученными буквами. Тетрадь № 3,
стр. 20–21 55 Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием.
Написание предложений с изученными буквами. Тетрадь № 3,
стр. 21 56 Написание слов с заглавными буквами.
Тетрадь № 3,
стр. 22 57 Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях. Тетрадь № 3,
стр. 23 58 Упражнения в списывании текста.
Тетрадь № 3,
стр. 24–25 59 Написание строчной буквы ш. Тетрадь № 3,
стр. 26–27 60 Строчная буква ш. Знакомство с сочетанием ши. Тетрадь № 3,
стр. 28 61 Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков. Тетрадь № 3,
стр. 29 62 Написание заглавной буквы Ш. Упражнение внаписании слов, обозначающих имена людей,
клички животных. Тетрадь № 4,
стр. 0–1
63 Написание слов и предложений с изученнымибуквами. Тетрадь № 4,
стр. 2–3 64 Написание слов, предложений и текста с изученными буквами. Тетрадь № 4,
стр. 4–5 65 Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного текста Тетрадь № 4,
стр. 5 66 Обучение выборочному списыванию.
Тетрадь № 4,
стр. 6–7 67 Написание слов, предложений с заглавнойбуквой А. Тетрадь № 4,
стр. 8–9 68 Списывание с печатного текста. Упражнение в написании слов без подготовки. Тетрадь № 4,
стр. 10–11 69 Составление слов из слогов, дописывание предложений. Тетрадь № 4,
стр. 12 70 Списывание с печатного текста письменными буквами Самостоятельная работа по письму. Тетрадь № 4,
стр. 13 71 Написание строчной буквы д.
Тетрадь № 4,
стр. 14–15 72 Написание слов с изученными буквами. Заглавная буква в именах людей. Тетрадь № 4,
стр. 16–17 73 Практическое знакомство с суффиксами напримере суффикса -ушк-. Написание строчной
буквы в. Тетрадь № 4,
стр. 18
74 Написание заглавной буквы Д. Тетрадь № 4,
стр. 18–19 75 Упражнение в письме слов , предложений с буквой д. Тетрадь № 4,
стр. 19 76 Написание заглавной буквы В. Упражнения в письме. Написание слов, обозначающих имена. Диктант. Тетрадь № 4,
стр. 20–21 77 Написание слогов и слов с буквой е.
Тетрадь № 4,
стр. 22–23 78 Обучение списыванию с печатного образца.
Тетрадь № 4,
стр. 24–25 79 Написание слогов и слов с буквой ё.
Тетрадь № 4,
стр. 26–27 80 Упражнение в письме слов, предложений со строчной буквой е № 4 стр. 28–29 81 Написание заглавных букв Е, Ё. Упражнения в письме. Упражнения в письме. Выборочное списывание. Тетрадь № 5,
стр. 0–2
82 Упражнения в письме слов, слогов. Знакомство с приставкой. Тетрадь № 5, стр. 3 83 Списывание с печатного образца. Тетрадь № 5, стр. 4 84 Написание строчной буквы б, слогов, слов сбуквой б. Тетрадь № 5, стр. 5
85 Упражнения в письме слов с письменного образца. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части. Тетрадь № 5, стр. 5
86 Написание слов, предложений с изученнымибуквами. Выборочное списывание текста. Тетрадь № 5,
стр. 6–7 87 Обучение выборочному творческому списыванию текста. Тетрадь № 5,
стр. 8–9 88 Написание заглавной буквы Б, слогов и слов с
буквой Б. Тетрадь № 5,
стр. 10 89 Написание строчной буквы з, слогов и слов сбуквой з. Тетрадь № 5,
стр. 11 90 Написание заглавных букв Б и В. Упражнения в письме слов, предложений с заглавными буквами Б, В. Тетрадь № 5,
стр. 11 91 Написание слогов и слов с заглавной буквой З.
Тетрадь № 5,
стр. 12–13 92 Написание слогов и слов со строчной буквой я.
Списывание с печатного образца. Тетрадь № 5,
стр. 14 93 Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца. Тетрадь № 5,
стр. 15–16 94 Слова- междометия. Написание строчнойбуквы х, слогов, слов с буквой х. Тетрадь № 5,
стр. 17 95 Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я. 96 Написание строчной буквы ж.
Тетрадь № 5,
стр. 18 97 Написание заглавных букв Ж, Х; слов с буквосочетаниями -жи–-ши. Тетрадь № 5,
стр. 19 98 Развитие речи. Списывание с печатного образца. Тетрадь № 5,
стр. 20 99 Написание строчной и заглавной буквы й, Й;
слогов, слов, предложений. Списывание с печатного образца. Тетрадь № 5,
стр. 21–22
100 Написание слогов, слов, предложений с буквами й, Й. Списывание с печатного образца. Тетрадь № 5,
стр. 22
101 Написание слогов, слов со строчной буквой ч.
Слова с буквосочетаниями ча, чу, чк, чн. Тетрадь № 5,
стр. 23
102 Написание слов, предложений с заглавнойбуквой Ч. Тетрадь № 5,
стр. 24 103 Написание строчных и заглавных букв Ц, ц и
Щ, щ, слогов и слов. Списывание с печатногообразца. Тетрадь № 5,
стр. 25–26 104 Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнения в чтении и письме слов с изученными буквами. Тетрадь № 5,
стр. 26 105 Буквосочетания ща, щу.
Тетрадь № 5,
стр. 26 106 Работа с текстом. Списывание с печатногообразца. Буквосочетания ща, щу. Тетрадь № 5,
стр. 27 107 Написание слов и соединений со строчной буквой ф. Тетрадь № 5,
стр. 28 108 Написание слов и соединений со строчной буквой ф. Тетрадь № 5,
стр. 28 109 Написание заглавной буквы Ф, слогов и слов сбуквой Ф. Тетрадь № 5,
стр. 29 110 Заглавная буква Ф. Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях. Тетрадь № 5,
стр. 29 111 Написание строчной буквы э, слогов, слов, предложений с буквой э. Тетрадь № 5,
стр. 30 112 Написание слов и соединений с заглавной буквой Э. Списывание с печатного образца. Тетрадь № 5,
стр. 31 113 Упражнения в написании изученных букв,
написание слов с буквами парных согласных
звуков на конце. Тетрадь № 5,
стр. 32
114 Написание строчной буквы ю, слогов, соединений; списывание слов с печатного образца. Тетрадь № 5,
стр. 33
115 Двойная роль буквы ю. Написание строчной буквы ю, слогов, соединений. Тетрадь № 5,
стр. 33 116 Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и
письме. Списывание с печатного образца. Тетрадь № 5,
стр. 34 117 Написание буквы ь, слов с мягким знаком наконце и в середине слова. Тетрадь № 5,
стр. 35 118 Написание слов с разделительным ь.
Тетрадь № 5,
стр. 36 119 Написание буквосочетаний с разделительным ъ. Списывание слов и предложений с печатного образца. Тетрадь № 5,
стр. 37 120 Буква ъ. Разделительный ъ. Списывание слов и предложений с печатного образца 121 Алфавит. Упражнения в чтении и письме. Тетрадь № 5,
стр. 38–39 122 Написание букв русского алфавита. Упражнения в чтении и письме. Тетрадь № 5,
стр. 39 123 Алфавит. Упражнения в письме слов по алфавиту. Тетрадь № 5,
стр. 42–43 124 Алфавит. Упражнения в записи слов с печатного образца. Тетрадь № 5,
стр. 43 125 Проверочная работа по письму.
Тетрадь № 5,
стр. 40–41 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка
дата №
п/п Тема
Характеристика деятельности учащихся
1. Слово 31 час
1 Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)» Знакомиться с новым учебником: рассматривать обложку, читать оглавление, прогнозировать содержание.
Читать и понимать смысл заданий к упражнениям.
Выполнять задания в нужной последовательности.
Проверять себя по учебнику.
Выделять звуки в слове.
Находить слова с заданными звуками.
Характеризовать звуки (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные –непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные; шипящие).
Ставить ударение, делить слова на слоги.
Соотносить слова со слогоударной схемой.
Подбирать слова, соответствующие схеме.
Характеризовать функцию букв гласных, букв ъ и ь.
Находить однокоренные слова в группе слов.
Выделять корень слова.
Подбирать проверочные слова.
Анализировать поэлементный состав букв.
Писать прописные и строчные буквы, сравнивать написанное с образцом.
Записывать под диктовку отдельные слова, предложения.
Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.
2 Выделение звуков из слова, характеристика гласных звуков. Повторяем гласные звуки и их буквы 3 Определение количество звуков и букв в слове, характеристика звуков. Гласные буквы обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме 4 Согласные звуки и их буквы 5 Развитие умения выбирать букву для обозначения безударного гласного звука. Что мы знаем о звуках и буквах 6 Развитие умения толковать значение слова. Повторяем слоги и ударение. 7 Деление слов на слоги. Обобщение 8 Перенос слов 9 Развитие умения переносить слова 10 Проверочная работа по теме: «Слоги и ударение» 11 «Пишу правильно» (работа над ошибками) 12 Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме 13 Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами гласных 14 Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами гласных 15 Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь 16 Развитие умения писать большую букву и разделительный ь в словах 17 Развитие умения различать написание слов с большой и маленькой буквы (слова омонимы) 18 Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь 19 Повторение написания буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн в словах 20 Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн 21 Развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова 22 Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень 23 Повторяем правописание букв безударных гласных в корне слова24 Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне 25 Упражнение в написании слов с буквами безударных гласных в корне, проверяемыми ударением 26 Проверочная работа по теме: «Большая буква в словах, сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу» 27 «Пишу правильно» (работа над ошибками) 28 Развитие умений видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания. Повторение слов, написание которых надо запомнить (словарные слова) 29 Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне. Повторение слов, написание которых надо запомнить. 30 Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Повторение слов, написание которых надо запомнить. 31 Словарный диктант. Повторение правописания букв безударных гласных в словах. Р\р составление текста по опорным словам 2. Предложение. Текст. 9 часов
32 Конструирование предложения и текста. Что мы знаем о предлогах и предложении Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме.
Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этап своей работы.
Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу.
33 Р\р завершение текста по опорным словам. Что мы знаем о предлогах и предложении. 34 Правила оформления предложений на письме 35 Проверочная работа по теме: «Правила оформления предложений на письме» 36 «Пишу правильно» (работа над ошибками) 37 Повторяем правила оформления предложений на письме 38 Оформление предложений на письме 39 Чему мы научились за год 40 Чему мы научились за год. Урок- праздник