Рабочая программа по русскому языку (2 класс) по образовательной системе «Школа России»
Фрагмент рабочей программы по образовательной системе «Школа России»
Русский язык 2 класс
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана на основе Закона «Об образовании» РФ, учебного плана школы-интерната III-IV вида, Программы специальных коррекционных образовательных учреждений III-IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной и в соответствии с Положением о рабочей программе в ГКОУ «СКОШИ №62 III-IV вида».
В соответствии с учебным планом на изучение курса русского языка во 2 классе отведено 5 часов в неделю, 34 недели, 170 часов в год.
Программа составлена для учащихся 2 класса, обучающихся по программе IV вида с учетом специфики образовательного процесса специального коррекционного учреждения, с учетом состояния здоровья обучающихся, уровня их способностей, рекомендаций ПМПК, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, характера учебной мотивации, образовательных потребностей. Программа разработана с целью конкретизации содержания образовательного стандарта, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников с нарушением зрения.
Цель курса: Развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Задачи курса:
овладение речевой деятельностью в разных её видах(чтение, письмо, говорение, слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфемики, элементов словообразования;
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных, навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьников;
познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка (в определенном регионе);
обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;
на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;
показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения.
Предложение (15 ч)
Предложение — единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Простое распространенное и простое нераспространенное предложение. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения над интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знак на конце предложения. Логическое ударение в предложении.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Положительные особенности данной программы:
программа предполагает базовый уровень обучения;
диалектичность организации учебного материала от 1 до 4 класса;
формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям, и в дальнейшем не требует переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации;
программа строится в соответствии с диалектико-психологическими особенностями обучения младших школьников.
Наряду с содержанием и задачами, общими для обучения русскому языку нормально видящих младших школьников, данная программа содержит специальные задачи, направленные на коррекцию, обусловленных нарушением зрения. Весь процесс обучения детей с неполноценным зрением замедлен по своему темпу, так как построен на сукцессивном способе получения информации (на использование осязания или нарушения зрения).
Особенностью речи слабовидящих детей является вербализм, т.е. употребление слов без достаточного понимания их содержания. Вербализм, в свою очередь, приводит к формальному заучиванию и изложению знаний.
Другие отрицательные последствия нарушения зрения выражаются в затрудненной ориентировке в макро и микропространстве, неточные координации движений, замедленном выполнении действий, неразвитости осязания и мелкой моторики рук, в неумении рационально пользоваться остаточным зрением. Все это неблагоприятно отражается на работе с дидактическим материалом, на обладание навыками чтения и письма.
В данном классе обучается 9 учащихся. После анализа полной информации о состоянии зрения, динамике его развития, изучения уровня подготовленности к обучению во 2 классе, изучения уровня обучаемости, анализа личностных особенностей учащихся, выявлены группы учащихся, требующих индивидуального или группового дифференцированного подхода.
Чтобы успешно внедрять программу, учащиеся класса разделены на 2 подгруппы по уровню учебных способностей.
Уровень А -1 группа учащиеся с базовым уровнем (Акулов В., Мильнер Л., Будаева Ц., Сайдуков О., Шагланов В.);
Уровень В - II группа учащиеся, имеющие учебные способности ниже базового уровня (Ситников И., Шишкин М., Янькова Н).
Состав группы не постоянен, учащиеся могут переходить из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения. При дифференцированном подходе улучшается четкость в организации работы класса, каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, лучше осознает свои ближайшие цели и задачи.
Учитывая особенности детей с нарушением зрении, в программе предусмотрено большее количество часов, по сравнению с массовой школой, количество учебных часов на изучение отдельных тем и разделов.
Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью самостоятельных, проверочных и итоговых тематических контрольных работ и тестового контроля.
К концу 2-го класса (1 - 4)обучающиеся должны знать:
❖ что такое предложение повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное и невосклицательное.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
словосочетания и предложения;
виды предложения;
главные члены предложения.
Обучающиеся должны уметь:
выделять предложения из сплошного текста;
составлять предложения из слов и словосочетаний;
письменно отвечать на вопросы;
находить главные члены предложения;
ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели и интонации.
Технологическая карта
№ Разделы. Темы Часы Дата Ключевые понятия Методы Средства
Задания по систематизации и обобщению знаний Система заданий и контролю учету знаний Требования к знаниям и умениям Уровневая дифференциация Интеграция Коррекционная работа Примечание
1 Что такое предложение? 1 Предложения, группа слов, законченная мысль, пауза, интонации,
знаки препинания Словесный, наглядный, практический Рисунки, предложения и отдельные словосочетания из сказки «Теремок», аналитические планы (система обсуждаемых с детьми вопросов по каждому заданию), карточки с разноуровневыми заданиями, учебник, мел, доска. Воспроизведение Начала сказки по рисунку; сравнения и различия предложений и словосочетания упр. 20, стр. 24., оформление предложений в устной и письменной речи Уметь различать предложения и группу слов; анализировать предложение; выделять о ком (о чем) в нем говорится
(установление предмета речи) и что говорится; оформлять
предложения на письме (знаки препинания ) и в устной речи (интонация, пауза) Уровень А – приложение 1 № 2
Уровень В – приложение 1 № 1
Чтение Над правильным построением предложения 2 Предложения, состоящие из одного слова 1 Предложения, группа слов, пауза, интонация,знаки препинания Словесный, наглядный, практический Рисунки, предложения (из одного или нескольких слов), группы слов, которые не составляют предложения, аналитические планы, учебник, мел, доска.Составление рассказа по рисунку на доске; письменные ответы на вопросы по карточкам; анализ (сравнение и различие) группы слов и предложений на письме Уметь составлять и записывать ответы на вопросы; объяснять, почему одна группа слов составляет предложение, а другая нет. Знать, что предложение может состоять из одного слова. Чтение, ИЗО, ознакомление с окр. миром
окружающим миром Над лексическим значением слов, обозначающих явления 3 Повествовательное предложение, знаки препинания в конце повествовательного предложения
(точка, восклицательный знак) 1 Повествовательное предложение,
восклицательная
интонация, невосклицательная
интонация,
вопросительный знак Словесный, наглядный, практический Рисунки, тесты без знаков препинания и с ними.
деформированные предложения, учебник, мел, доска. Вычленение из текста
предложений, данных без знаков препинания по таблице; анализ текста и
объяснение, сколько в нем предложений, о чем и что говорится в каждом предложении; составление из группы слов повествовательных предложений; восстановление порядка слов деформированном предложении, оформление предложений на письме. Умение анализировать текст, отдельные предложения; знать понятия о повествовательном предложении и знаках препинания в конце него; уметь использовать в речи следующие термины: повествовательное предложение, восклицательная интонация, невосклицательная интонация Уровень А – приложение 1 № 3
Чтение Над умением определять повествовательное предложение 4 Вопросительные предложения, знаки препинания в конце вопросительного
Предложения 1 Вопросительное предложение, вопросительная интонация, вопросительный знак, повествовательное предложение, невосклицательная интонация. Словесный, наглядный, практический Рисунки, тексты (прозаические и стихотворные), загадки; аналитические планы, учебник, мел, доска.Составление плана по рисунку; анализ предложения: вычленение вопросительных предложений, определение интонации, с которой они произносятся (работа по индивидуальным карточкам) оформление вопросительных предложений в устной и письменной речи. Знать понятия о вопросительном предложении, вопросительной интонации, знаки препинания в конце вопросительного предложения. Уметь использовать в речи следующие термины: вопросительное предложение, вопросительная интонация, вопросительный знак. Уровень А – приложение 1 № 6
Чтение Над умением определять вопросительные предложения 5 Побудительное предложение и знаки препинания
в конце него 1 Побудительное предложение, восклицательная интонация, невосклицательная интонация,знаки препинания восклицательного предложения, вопросительное предложение, вопросительная интонация. Словесный, наглядный, практический Рисунки, тексты (прозаические и стихотворные), предложения, разные по цели высказывания; аналитические планы, карточки с разноуровневыми заданиями, учебник, мел, доска.Работа с текстом по индивидуальным карточкам: анализ предложения, содержащих сообщения, вопрос, побуждение к действию; расстановка знаков препинания в конце предложений, разных по цели высказывания и интонации. Формирование понятий о побудительных предложениях, интонации, интонации, с которой они могут произноситься, знаков препинаний в конце этих предложений; уметь оформлять на письме повествовательные, вопросительные побудительные предложения; составлять предложения содержащие просьбу, приказ, совет и т.д. Уровень А – приложение 1 № 5
Уровень В – приложение 1 № 4
Чтение, ИЗОНад умением определять побудительные предложения, работа над интонацией 6
7
8 Главные члены предложения Формулировка понятий: подлежащее и сказуемое, основы предложения. Схемы, тексты, карточки, рисунок в учебнике стр.30, упр. 31, учебник, мел, доска, таблица.Составление рассказа по рисунку, анализ предложений; наблюдение за ролью подлежащего и сказуемого предложения на основе текста; составление схем предложений. Знать понятия о подлежащем и сказуемом; уметь находить в предложении подлежащее и сказуемое; уметь приводить примеры; связь слов предложении по вопросам. Уровень А – приложение 1 № 7 Чтение, СБО Над правильным построением предложений 9
10 Закрепление 2 Предложение, группа слов, повествовательное, побудительное предложение, восклицательная и невосклицательная интонация, знаки препинания. Словесный, наглядный, практический Карточки с наборами предложений не объединенных общей темой, текст. Анализ предложений: о ком (о чем) говорится; оформление предложения в устной речи (пауза, интонация) и на письме (знаки препинания); составление предложений по рисунку; анализ предложений: что содержит (сообщение, вопрос, побуждение к действию); использование терминологии по теме.Сам. Раб. Предложение 2 № 1 итоговая текстовая работа по теме «Предложение». Приложение 2 №2 Уметь различать повествовательное, вопросительное, побудительное предложение; расставлять знаки препинания в конце этих предложений в зависимости от интонации, с которой они произносятся; самостоятельно пользоваться терминами. Уровень А – 10 – 12 баллов
Уровень В – 6 – 9 баллов
Чтение Над точным употреблением терминов по теме 11
12
13 Текст Слово, предложение, текст, связь предложения в тексте, заголовок, опорные слова, знаки препинания, интонация, пауза, речь.Карточки с наборами предложений не объединенных общей темой, текст. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте, составление рассказа по рисунку; озаглавить текст. Понимать слова и выражения употребляемые в тексте, уметь восстанавливать деформированный текст; знать основные части текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте. Уровень А – приложение 1 № 8 Чтение, ознакомление с окружающим миром Над умением делить текст на части и над интонацией 14 Диктант
15 Работа над ошибками
Приложение № 1 . Разноуровневые задания по систематизации и обобщению знаний.
№ 1. Разделите текст на предложения. Спишите и обозначьте начало предложений большой буквой.
Вот норка там мышка у норки кошка.
Обозначьте цифрой количество предложений в тексте.
№ 2. Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение.
коза, у, Машка, жила, Юры. душистая, лугу, на, трава.
№ 3. Спишите, исправив ошибки.
катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из. Снега куклу.
№ 4. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение.
шли, девочки, лес, через лесу, как, в, нарядном
№ 5. Прочитайте, найдите лишние слова.
Ночью как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд. Спишите предложения, исправив ошибки.
№ 6. составьте и напишите письмо маме, в котором будет предложение с вопросительным знаком.
№ 7. составь и напиши из данных слов 4 предложения. В каком порядке лучше поставить слова в каждом предложении?
мальчики, змей, бумажный, сделалисело, вышли, за, ребята
Саша, по, полю, побежал, быстро
змей, все выше и выше, поднимался
№ 8. В каком столбике напечатан текст.
Сова охотится
ночью.
Щука живет возере. Сова – полезная
птица.
Она поедает много
мышеи.
Приложение № 2.
Задания по контролю и учету знаний.
№ 1. Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
29806906350001 вариант. воробей, обедал, где
в, лесу, хорошо, как, весной
щебечут, в, птицы, саду
2 вариант. графин, кто, разбил
миру, на, слава, Земле росой, трава, покрыта'
№2. Итоговая тестовая работа по теме «Предложение».
Проверяемые знания, представления, умения:
- знание о том, что предложение может содержать сообщение, вопрос, побуждение к действию;
- умение различать предложения, различные по цели высказывания и интонации;
- владение терминами: повествовательное предложение, вопросительное предложение, побудительное предложение, восклицательная интонация, невосклицательная интонация;
- знание того, как одно предложение отделяется от другого в устной и письменной речи;
- умение в сплошном тексте выделять предложения и оформлять их на письме.
I. Дополните высказывания.Предложение, которое содержит сообщение о ком-нибудь или о чём-нибудь, называется...
Предложение, которое содержит вопрос, называется...
Предложение, которое содержит приказ, призыв к действиям, просьбу, называется...
Слова для справок: повествовательное, побудительное, вопросительное.
•Каждый правильный ответ - 1 балл, всего - 3 балла.
II. Запишите текст, расставляя знаки препинания. Где надо, замените строчные буквы прописными.
Почему так тихо в лесу это наступил ноябрь подули студёные ветры лужицы промёрзли до дна скоро снег укроет землю помогите лесным жителям перезимовать
•Каждое правильно оформленное предложение - 1 балл, всего - 6 баллов.
III. Подчеркните в тексте предыдущего задания слово, близкое по смыслу слову холодные. Если в тексте есть вопросительное предложение, отметьте его знаком «+», а побудительное предложение «V»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА -ИНТЕРНАТ № 62 III – IV ВИДА»
ЮРЭНХЫ БОЛБОСОРОЛОЙ ГУРЭНЭЙ ЭМХИ ЗУРГААН
«ЮРЭНХЫ БОЛБОСОРОЛОЙ гажалта заhАЛГЫН 3 – 4 ТУСХАЙ БАЙРА hУРГУУЛИ № 62
Диагностика уровня обученности учащихся 2 класса
Тема: «Предложение»
Составила учитель начальных классов: Васькина Ж.Н.
Тема: Предложение
Цель: проверить знания и умения учащихся по данной теме, именно:
I. Знают ли дети, что:
предложение - это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающих законченную мысль;
в предложении о ком-либо или о чём-либо говорится, что-то говорится.
II. Умеют ли:
выделять предложения в потоке речи;
оформлять предложения в письменной речи, используя прописную букву в начале предложения, точку, вопросительный и восклицательный знаки;
ставить вопросы от одного слова к другому, выделять главные члены предложения.
III. А также проверить знание ранее изученного материала (жи-ши, безударные гласные проверяемые и непроверяемые, большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных), умение писать под диктовку.
Диктант № 1. (40 минут)
Наши ребята любят животных. У Саши живёт серый кролик. У Иры пушистый кот Тимка. Оля и Люда кормили кур. (19 слов)
Задание: во 2 предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Диагностическая карта обученностиФамилия
имя учащихся Параметры
Большая буква в начале предложения, точка в конце. Большая буква в именах людей Сочетания жи~ши, ча-ща, чу-щу. Безударные гласные, проверяемые ударением Безударные гласные, непроверяемые ударением Перестановка и пропуск букв в словах Умение определять главные члены Предложения Количество баллов Уровень усвоения
Акулов Владлен + + + + + + + 7 бал. Высок.
Мильнер Лика + + + + + - + 6 бал. Высок.
Сайдуков Олег
+ + + + - - + 5 бал. Сред.
Шагланов Валерий + + + - + — + 5 бал. Сред.
Шишкин Май + + — — + + + 5 бал. Сред.
Цыдыпова Анна + + — + + — — 4 бал. Сред.
Ситников Иван
+ + — — — + - 3 бал. Низ.
Будаева Цыпилма+ + + + + + + 7 бал. Высок.
Янькова Надежда + + - - - - + 3 бал. Низ.
7 параметров
«+» - выполнен
«-» - не выполнен
0-3 баллов - низкий уровень - 2 человека
4-5 баллов - средний уровень - 4 человека
6-7 баллов - высокий уровень – 3 человека
План педагогических воздействий
1) Дома прочитать правила в учебнике и ответить на вопросы (на карточках):
Что такое предложение? (стр. 24)
Когда ставится в конце предложения:.! ? (стр. 25)
Как еще на письме отделяется одно предложение от другого?
Какие еще слова в предложении пишутся с большой буквы?
2)Дополнительные задания
Проговаривание правил в парах сменного состава – через учителя.
Работа с карточками типа:
Найти предложение. Докажи.
Высоко, в, взошло, небе, солнце.Высоко в небе взошло солнце
Спиши предложение. Нарисуй схему предложения.
Домашнее задание:
3) Составьте вопросительные предложения, если вы хотите узнать:
год рождения Коли.
причину опоздания Вани к первому уроку.
имя девочки, которая дежурит в столовой.
4) Ответь на вопросы:
Как зовут твоего друга?
Кто сегодня дежурит в классе?Запиши, какое правило нужно знать?
5) Спиши предложение:
Девочка побежала домой за книгой.
О ком говорится в тексте?
Назови это слово, подчеркни одной чертой.
Что говорится о девочке?
Ответь одним словом, подчеркни его двумя чертами.
По данной схеме самостоятельно в паре разберите следующее предложение
С моря дует ветер Дома:
6) чтение правила стр. 30.
-составь из данных слов 4 предложения
Мальчики, змей, бумажный, сделали село, вышли, за, ребята.
Змей, всё, выше и выше, поднимался.
Саша, по, полю, побежал, быстро.
Запишите, чтобы получился рассказ.
Озаглавьте (чтение правила стр. 31).
Контрольный устный опрос по правилам
Диктант № 2
Ферма
Тётя Любы идет на ферму. Там ждет работа. На пруду утки, гуси. В больших клетках живут куры. Птичница дает им пищу. Девочки часто им помогают. (25 слов).
Слова для справок: часто, помогают.
Задание: в последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Диагностическая карта обученностиФамилия имя учащихся Параметры
Большая буква в начале предложения, точка в конце. Большая буква в именах людей Сочетания ча-ща, чу-щу. Безударные гласные, проверяемые ударением Безударные гласные, непроверяемые ударением Перестановка и пропуск букв в словах Умение определять главные члены Предложения Количество баллов Уровень усвоения
Ситников Иван + + - - - + - 3 бал. Низ.
Янькова Надежда + + + - + - + 5 бал. Сред.
7 параметров: 4-5 - средний - 1 учащийся 0-3 - низкий - 1 учащийся
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по русскому языку (2класс)
Васькиной Жанны Николаевны, учителя начальных классов
ГКОУ СКОШИ № 62 г. Улан-Удэ
Рабочая программа по русскому языку (2 класс) составлена в соответствии с образовательным стандартом по русскому языку и обязательным минимумом содержания базисного учебного плана начальной школы.
Данная программа рассчитана на 170 часов и состоит из следующих разделов: пояснительная записка, цели и задачи обучения, организация учебного процесса, описание ведущих принципов и условий реализации программы. В программе четко определены формы, сроки и этапы организации образовательного процесса по её реализации, также обоснованы межпредметные и междисциплинарные связи содержания программы, описаны разные виды (текущего, рубежного и итогового) контроля и ожидаемые результаты с выделением компетенций - ключевых, предметных и надпредметных (в процессе выполнения сильными учащимися дополнительного домашнего задания).
Технологическая карта по предмету, представленная учителем Васькиной Ж.Н., раскрывает содержание программы по русскому языку и позволяет учителю прослеживать все компетенции, овладеваемые учащимися в процессе изучения языковых явлений начального курса русского языка. Кроме того, технологическая карта дает возможность учителю организовать процесс языкового образования и речевого развития второклассников как в настоящем, так и в перспективе, что является основным требованием формирования деятельностного подхода к процессу учения младшего школьника как субъекта. Жанна Николаевна разработала и внесла в целях оптимизации учебного процесса в содержание технологической карты по русскому языку следующие дополнения:
- выделена и расписана уровневая дифференциация А и Б, которые представлены в приложениях №1, №2;
- разработаны и используются требования к коррекционной работе по построению предложений;
- разработаны разноуровневые задания по систематизации и обобщению знаний учащихся (Приложение №1);
- разработана задания по контролю и учету знаний (Приложение№2).
- разработаны диагностика уровня обученности учащихся 2 класса по теме «Предложение» и план педагогических воздействий.
Также в содержании программы отражена и реализована обусловленность использования методов, форм и средств в зависимости от типов урока и его цели. Жанна Николаевна уделяет особое внимание реализации принципа дифференциации через использование уровневых заданий, разработанных учителем в процессе педагогической деятельности.
Кроме того, в основу содержания программы заложен здоровьесберегающий подход к процессу обучения младших школьников, что выразилось в использовании физминуток, упражнений для глаз, гимнастики для дыхания, разных видов подвижных игр и т.д.
Рецензируемая рабочая программа по русскому языку (2 класс) Жанны Николаевны Васькиной может быть рекомендована к дальнейшему практическому использованию в педагогической практике учителя.