Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе Школа 2100 (3 класс).
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено
на заседании ШМО
протокол № 1 от 29 августа 2016г.
Руководитель МО учителей
начальных классов
________________ Емельянов А.И.
«29» августа 2016 г. УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ №43»
г.Чебоксары
____________________Л.Л.Петрова«30» августа 2016 г.
Приказ от «30»августа 2016
№ 120
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
в 3 Е классе на 2016 – 2017 учебный год
учителя начальных классов
Алексеевой Екатерины Владиславовны
Программа разработана на основе
образовательной программы «Школа 2100» учебного предмета «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, издательство «Баласс», 2012
федерального государственного образовательного стандарта общего образования, 2009 г.;
учебного плана школы
г. Чебоксары, август 2016 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев
3-й класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию русского языка;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– понимание чувств одноклассников, учителей;
– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– сопереживания другим людям;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
– на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами,
приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- строить рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь простых суждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
– контролировать действия партнера;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
– знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
– оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
– соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
– различать изменяемые и неизменяемые слова;
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
– разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
– определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
– определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
– определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
– находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
– различать предложение, словосочетание, слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
– определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
– выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
– различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
– применять правила правописания (в объёме содержания курса);
– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
– безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
– писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
– подбирать примеры с определённой орфограммой;
– при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
– выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
– самостоятельно озаглавливать текст;
– составлять план текста;
– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
– анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоОбучающийся научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события иустанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
сопоставлять различные точки зрения.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихсяОбучающийся научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке;
- научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
3-й класс 170 ч (5 часов в неделю)
Повторение. (12 ч)
Слово. (117ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (23ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (18 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
В конце изучения учебного предмета «Русский язык» проводится промежуточная аттестация в форме итогового контрольного диктанта.
Тематическое планирование по предмету «Русский язык» в 3 классе
на 2016-2017 учебный год
№ п/пРаздел Тема урока Количество часов Примечание
1. Повторение Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове 1 2-3. Что мы знаем о тексте 2 4. Что мы знаем о слове, предложении, тексте 1 5. По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами 1 6-7 Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение 2 8. Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы 1 9-10. Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание 2 11. Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита 1 12. Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение» 1 13.
СЛОВО
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне 1 14. Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. 1 15. Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. 1 16. Правописание букв проверяемых согласных в корне слова Правописание проверяемых согласных в корне слова (на конце и в середине). 1 17-18-19. Правописание букв проверяемых согласных в корне слова. Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму 3 20. Проверочная работа №1 по теме «Части слов. Корень. Буквы согласных в корне слова» 1 21. Удвоенные буквы согласных в корне словаПонятие об удвоенных буквах согласных. 1 22-23-24. Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа. Составление и запись текста по опорным словам с удвоенными согласными. 3 25. Написание слов с удвоенными согласными (обобщение). 1 26. Проверочная работа №2 по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова» 1 27. Непроизносимые согласные в корне слова Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. 1 28. Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. 1 29-30. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам) 2 31. Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. 1 32. Формулирование обобщенного правила правописания букв проверяемых согласных в корне слова1 33. Проверочная работа №3 по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне» 1 34. Правописание букв проверяемых согласных в корне слова1 35. Контрольный диктант №2 по теме «Слово» 1 36. «Пишу правильно» (работа над ошибками) 1 37. Безударные гласные в корне слова Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. 1 38-39-40. Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. Р/р Свободный диктант. 3 41. Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. 1 42. Проверочная работа №4 по теме «Буквы безударных гласных в корне слова» 1 43. Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. 1 44-45 Контрольный диктант № 3 по теме «Буквы безударных гласных в корне слова». «Пишу правильно» (работа над ошибками) 2 46. Сложные слова и их правописание Знакомство с понятием «сложные слова». 1 47. Соединительные О и Е в сложных словах. 1 48. Образование сложных слов. 1 49. Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. Р/р Свободный диктант 1 50. Употребление в речи и правописание сложных слов. 1 51. Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их правописание» 1 52. Части слова. Приставка Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки 1 53-54. Безударные гласные в приставках Правописание букв безударных гласных в приставках. 2 55. Приставки про- и пра, по- и па-, их правописание. 1 56. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня 1 57. Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. 1 58. Разделительные Ъ и Ь Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного Ъ и Ь 1 59. Правописание слов с разделительным Ъ и Ь 1 60. Правописание слов с разделительным Ъ и Ь 1 61. Проверочная работа №6 по теме «Части слова. Приставка» 1 62. Упражнения в правописании слов с разделительным Ъ и Ь 1 63. Контрольный диктант №4 по теме «Безударные гласные в приставках. Слова с разделительными Ъ и Ь» 1 64. Части слова. Окончание и основа
Понятие об окончании и основе слова. 1 65. Развитие умения находить в слове окончание 1 66. Основа слова и окончание Как найти в слове основу 1 67. Развитие умения находить в слове окончание и основу 1 68. Части слова. Суффикс Суффикс и его роль в слове. 1 69. Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова 1 70. Разбор слова по составу Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. 1 71. Контрольное списывание 1 72. Упражнения в разборе слов по составу. 1 73. Упражнения в разборе слов по составу. 1 74. Проверочная работа №7 по теме «Части слова. Разбор слов по составу» 1 75. Части речи в русском языке Части речи в русском языке. 1 76. Имя существительное как часть речи Определение имени существительного. 1 77. Роль имен существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста 1 78. Контрольный диктант №6 за I полугодие 1 79. Работа над ошибками. 1 80. Имена существительные одушевленные и неодушевленные Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. 1 81. Имена существительные в речи. Что мы знаем об именах существительных 1 82. Род имен существительных Имена существительные мужского, женского и среднего рода. 1 83. Род – постоянный признак имен существительных. 1 84. Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода Словарный диктант 1 85. Число имен существительных Изменение имен существительных по числам. 1 86. Образование множественного числа имен существительных. 1 87. Окончания имен существительных в единственном и во множественном числе. 1 88. Разбор имени существительного как части речи. 1 89. Словообразование имен существительных Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 1 90. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке. 1 91. Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. 1 92. Р/р Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами 1 93. Разбор имен существительных по составу. 1 94.
Р/р Обучающее изложение «Мурлыка» 1 95. Повторение. Употребление имен существительных в речи. 1 96. Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи» 1 97. Местоимение как часть речи Понятие о местоимении. Личные местоимения. 1 98. Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. 1 99. Разбор местоимения как части речи. 1 100. Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе» 1 101. Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант «Паучок». 1 102. Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи» 1 103. Имя прилагательное как часть речи Определение имени прилагательного. 1 104. Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. 1 105. Роль имен прилагательных в речи. Разбор имени прилагательного как части речи. 1 106. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе 1 107. Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных 1 108. Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами 1 109. Закрепление правописания слов с изученными орфограммами 1 110. Разбор имен прилагательных по составу Словообразование имен прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов. 1 111. Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи» 1 112. «Пишу правильно» (работа над ошибками). Разбор имен прилагательных по составу. 1 113. Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное» 1 114. Глагол как часть речи «Пишу правильно» (работа над ошибками). Определение глагола как части речи. 1 115. Изменение глаголов по временам. 1 116. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 1 117. Изменение глаголов по числам. 1 118. Правописание частицы НЕ с глаголами Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами. 1 119. Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р/Р Свободный диктант. 1 120. Неопределенная форма глагола Понятие о неопределенной форме глагола. 1 121. Р/Р Контрольное изложение 1 122. «Пишу правильно» (работа над ошибками). Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы. 1 123. Контрольный диктант №8 по теме «Глагол» 1 124. «Пишу правильно» (работа над ошибками). Образование форм времени от неопределённой формы глагола. 1 125. Образование форм времени от неопределённой формы глагола. 1 126. Разбор глагола как части речи. 1 127. Разбор глагола как части речи. 1 128. Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи» 1 129. «Пишу правильно» (работа над ошибками) 1 130. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Виды предложений по цели высказывания и интонации Виды предложений по цели высказывания. 1 131. Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. Восклицательные и невосклицательные предложения.
1 132. Главные и второстепенные
члены предложения Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. 1 133. Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое 1 134. Понятие о второстепенных членах предложения. 1 135. Составление схем предложений и предложений по схемам. 1 136. Предложения распространенные и нераспространенные. 1 137. Разбор предложений. Контрольный словарный диктант 1 138. Предложения с однородными членами Однородные подлежащие и сказуемые. 1 139. Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. 1 140. Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. 1 141. Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами 1 142. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. 1 143. Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум). 1 144. Повторение изученного. Р/р Свободный диктант. 1 145. Простые и сложные предложения Понятие о простом и сложном предложении. 1 146. Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. 1 147-148. Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые 2 149.
Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант. 1 150-
151. Разбор простого и сложного предложений. 2 152. Проверочная работа № 12 по теме «Предложение» 1 153-156. ПОВТОРЕНИЕ
Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи 4 157. Повторение изученных орфограмм 1 158-160. Повторение и классификация изученных орфограмм
3 161. Контрольное списывание. 1 162. «Пишу правильно» (работа над ошибками) 1 163-165. Орфограммы в словах и между словами. 3 166. Промежуточная аттестация. Итоговый контрольный диктант 1 167. «Пишу правильно» (работа над ошибками) 1 168. Проектная работа 1 169. Проектная работа 1 170. Урок – КВН «В гостях у РУССКОГО ЯЗЫКА» 1