Контроль как компонент учебной деятельности. Тестирование.


Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний.
Думаю, никто не будет спорить, что одним из важнейших компонентов учебной деятельности является контроль.
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе:
оценочную,
стимулирующую,
развивающую,
обучающую,
диагностическую,
воспитательную...
Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика).
Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебного процесса.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции:
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Существует много мнений "за" и "против"  использования тестов. Одни рассматривают тесты как средство преобразования учебного процесса в сторону его технологизации, снижения трудоемкости и становятся энтузиастами этого метода.
Другие видят в тестах средство принижения роли педагога, а результаты тестирования не достаточно достоверными.
Однако, следует отметить, что именно тестирование постепенно становится основной формой сдачи экзаменов. С 2009 года для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен. И реалии таковы, что требуется обязательно вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью в течение года следует оценить уровень усвоения материала учениками и формировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Такие тренировки позволят учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в российской школе. 
 
Виды тестов
 Тесты можно разделять по многим признакам. Основная классификация - по направленности теста: оценивать можно способности человека, его личностные качества, интеллект, отдельные психические функции (внимание, память, воображение), знания. Меня интересуют тесты для оценки знаний.
  Таблица 1
Традиционные тесты
Нетрадиционные тесты
обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов.  Результат традиционного теста зависитот количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.
тесты интегративные, адаптивные, многоступенчатые и так называемые критериально-ориентированные тесты
Нетрадиционные тесты
Таблица 2
№ Виды тестов Характеристика
Интегративные Тест, состоящий из системы заданий,  нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебныхдисциплин.
Адаптивные Представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметры трудности и дифференцирующей способности каждого задания.(Эта система создана в виде компьютерного банка заданий, проходит эмпирическую апробацию на большом числе учащихся.)
 Виды тестовых заданий (наиболее популярная классификация)
Таблица 3
№ Виды Характеристика
1 задания закрытого типа каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных
2 задания открытого типа на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу …
Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего;
целями, в соответствии с которыми проводится тестирование,
характером материала, усвоение которого необходимо выявить,
возрастными особенностями испытуемых.
Немаловажное значение играет финансовое, кадровое и ресурсное обеспечение, а также запас времени, которым располагает разработчик.
 
Задания открытого типа
 Таблица 4
№ Задания Действия испытуемого
1 Множественный выбор необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка
2 Альтернативный выбор должен ответить «да» или «нет», или выписать номера правильных суждений
3 Установление соответствия предлагается установить соответствие элементов двух списков
4 Установления последовательности должен расположить элементы списка в определенной последовательности
Задания открытого типа
Таблица 5
№ Задания Действия испытуемого
1 Свободное изложение должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются
2 Дополнение должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)
Достоинства и недостатки тестирования
Таблица 6
№ Преимущества  Недостатки
1 Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком Разработка качественного тестового инструментария  — длительный, трудоемкий процесс
2 более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя (позволяет снизить количество апелляций, делает процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся) Данные,получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
3 это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
4 более эффективно с экономической точки зрения, за небольшой промежуток времени опрашивается целый класс Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
5 это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению нервных напряжений, развитию комплексов.
присутствует элемент случайности, угадывания - это искажает результаты тестирования (исследования показали, что отвечая наугад, можно получить не более «3»Неоднозначное отношение педагогов к использованию тестового контроля известно. А как относятся к тестам ученики? Для ответа на этот вопрос я предложила учащимся 6,8,9,10 классов небольшую анкету:
1. Обычно я осмысленно отвечаю на вопросы теста, не рассчитывая на удачу;
А) да Б) нет
2. Если бы я мог (могла) выбирать между ответами на вопросы;
А) теста
Б) выполнением письменной работы с развернутым ответом,
В) устным ответом у доски
то я бы предпочел(предпочла) ….
3. Я считаю, что оценка за тест объективно оценивает мои знания по данной теме (в случае отрицательного ответа поясните, завышена эта оценка или занижена, на ваш взгляд). 
 
Результаты анкетированияучащихся
Таблица 7
класс кол- во учеников 1 вопрос%2 вопрос%3 вопрос %
А б а б в объективно завышена занижена затрудняются
6 23 70 30 74 13 13 76 - 22 2
8 58 76 24 78 16 6 67 9 17 7
9 45 71 29 84 9 7 73 4 22 -
10 25 80 20 56 28 16 68 4 16 12
итого 151 74 26 73 17 10 71 4 19 5
Результаты оказались предсказуемы. Большинство (74%) предпочли бы тест письменной работе или устному развернутому ответу. Возможно, это подтверждает одно из опасений, которое высказывают некоторые исследователи, что при выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания грамотным языком.
Что же касается объективности оценки, то здесь мнения разделились, 71% участников опроса согласились с тем, что получают объективную, действительную оценку своих знаний при ответе на тест. Среди несогласных с этим мнением - 4 % считают, что тест завышает оценку, 19% - занижает, и лишь 5% учащихся затрудняются ответить.
 
Приведенные выше недостатки говорят о том, что абсолютизировать возможности тестовой формы измерения и контроля знаний не следует. Не все необходимые характеристики усвоения знаний и умений можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков, диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими  формами и методами проверки и контроля знаний учащихся.
Из личного опыта добавлю, что проверку знаний всегда начинаю с вопроса «Кто желает ответить устно?». И те дети, которые по ряду причин, не могут или не хотят отвечать устно, всегда могут рассчитывать на индивидуальный тест, спокойно, без волнения ответить на вопросы теста и получить положительный результат.
Самое главное, на мой взгляд, ученик не боится быть спрошенным, не боится быть неуспешным.
Но, несмотря на указанные минусы тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебном процессе.
При подготовке материалов для тестирования необходимо придерживаться таких основных правил:
1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
6. Вопросы не должны содержать «ловушек».
Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.
Предварительный контроль.Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у преподавателя нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию преподаватель получает, применяя предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков. Если известны входные и выходные характеристики системы, проблемы ее оптимизации считаются во многом решенными.
Собрать максимальный объем информации о входных характеристиках обученности и оценить их в количественных показателях удается с помощью тестирования, которое осуществляется с помощью специально разработанных для этой цели заданий.
Текущий контроль. Он необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов тестирования с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда.
Тематический контроль. Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тщательного труда. Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Значительную роль при этом играют синтетические, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними.
Итоговый контроль. Осуществляется во время заключительного повторения, зачетов. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой успешностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности.
Несмотря на то, что в различной литературе, на сайтах есть готовые тесты, я больше чем уверена, что каждый педагог составляет свои тесты и я не исключение. Предлагаю тесты по экологии и биологии.
Источники информации
 
 Аванесов, В. Определение педагогического теста.// Управление школой. – 1999.  № 29.
 Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.:ил.
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., "Интеллект центр", 2001. - 296 с.
Подласый И.П., профессор, доктор педагогических наук, Челябинского государственного педагогического университета,"Тестирование в учебном процессе: его история и возможности"
Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.
 
 
Интернет:
http://festival.1september.ru/ Фестиваль «Открытый урок»:
- Тимаева В.С., "Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися".
2.  http://www.uroki.net/