Профилактика травматизма при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом со студентами вуза
УДК 796
Профилактика травматизма при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом со студентами вуза.
ст. преподаватель Э.В. Боброва
Задачей преподавателя является определение оптимального количества разучиваемых и совершенствуемых движений в плане общей и специальной физической подготовки, исправность спортинвентаря, соблюдение санитарно-гигиенических условий, правил страховки и самостраховки, выполнение принципов доступности и постепенности, основываясь на функциональных возможностях занимающихся. Все это является важным фактором при профилактике травматизма.
Task of the teacher is definition of optimum quantity of the studied and improved movements in respect of the general and special physical preparation, serviceability of sport stock, observance of sanitary and hygienic conditions, rules of an insurance and self-insurance, performance of the principles of availability and gradualness, based on functionality which are engaged. All this is an important factor at traumatism prevention.
Ключевые слова: наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС) занимающихся, дифференцированный подход, строгая дозировка учета выполняемых упражнений, предупреждение различного рода травм.
Key words: supervision over the heart rate (HR) engaged, differentiated approach, a strict dosage of the accounting of the carried-out exercises, different prevention of injuries.
E.V. BobrovaPrevention of traumatism at the organization and carrying out sports and mass and individual forms of occupations by physical culture and sport with students of higher education institution
Существенное увеличения доли умственного, интеллектуального труда в процессе современного производства не снижает требований к физической подготовленности работников, а, наоборот, увеличивает эти требования, так как технический прогресс еще более заостряет проблемы надежности человека в системе производства, а ослабленный физически человек потенциально ненадежен.
Воспитание здоровых, бодрых, жизнерадостных, всесторонне физически развитых людей, способных к творческому созиданию и подвигам во имя Родины, - вот высокая миссия физкультуры. Высокая работоспособность человека в решающей мере зависит от его здоровья и трудовых навыков. Сила, быстрота, выносливость, ловкость – все это дают физические упражнения.
Всякое физической упражнение характеризуется той или иной интенсивностью, требует определенного усилия и продолжается в течение более или менее длительного времени. Следовательно, при выполнении каждого физического упражнения организм человека должен мобилизовать свои функциональные возможности, в соответствии с характером, интенсивностью и длительностью упражнения.
Опираясь на морфологические, физиологические и психологические особенности каждого студента, преподаватель подсказывает, какие именно технические действия избрать для дальнейшего углубленного совершенствования упражнения.
Регулярные физические упражнения положительно влияют на деятельность сердца, кровообращение, улучшают обмен веществ и тем самым функционально укрепляют все внутренние органы. Тренированные мышцы, тренированное сердце и организм в целом способны рационально перерабатывать поступающие в него питательные вещества, которые являются источником энергии.
Всесторонне полезными для организма являются целенаправленные физические упражнения. Они укрепляют не только физическое, но и психическое здоровье. Однако следует подчеркнуть, это происходит только при одном условии – участие человека в систематических грамотно построенных и правильно проводящихся физкультурных или спортивных занятий. В противном случае эффект существенно снижается или становится отрицательным вплоть до того, что человек может получить травму.
Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов. Среди студентов, занимающихся физической культурой и спортом, наиболее распространены такие виды повреждений как ушибы, растяжение связок, сухожилий и мышц, различные раны, ссадины, потертости.
Анализ количества травм у студентов Ступинского филиала МАТИ при занятиях физической культурой и спортом в течение последний 10 лет показал, что спортивный травматизм – это в определенной мере, управляемый процесс. Спортивные травмы можно свести к минимуму при организации надлежащих мер профилактики. Прежде всего, нужно обратить внимание на личную гигиену, а точнее гигиену одежды и обуви. Спортивная одежда должна быть легкой и соответствовать времени года, ткани спортивной одежды должны обладать значительной пористостью, малой теплопроводимостью, хорошей воздухопроницаемостью, высокой эластичностью и прочностью. Спортивная одежда должна быть свободного покроя, не ограничивающего движения, не должна нарушать кровообращение, дыхание. Основное гигиеническое требование к обуви заключается в том, что она должна соответствовать индивидуальным особенностям стопы, быть прочной, удобной при ходьбе, хорошо защищать стопу и голеностопный сустав от повреждений.
Важными задачами предупреждения спортивного травматизма являются:
знание причин возникновения телесных повреждений, их особенностей в различных видах физических упражнений;
разработка мер по предупреждению спортивных травм;
недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
нарушение правил врачебного контроля;
неудовлетворительное состояние мест занятий спортивного оборудования;
неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении занятий.
Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, перетренировка, хронические очаги инфекции, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях.
Задачей преподавателя является определение оптимального количества разучиваемых и совершенствуемых движений в плане общей и специальной физической подготовки, исправность спортинвентаря, соблюдение санитарно-гигиенических условий, правил страховки и самостраховки, выполнение принципов доступности и постепенности, основываясь на функциональных возможностях занимающихся. Все это является важным фактором при профилактике травматизма.
Необходимо обеспечивать все условия, предупреждающие возможность различного рода травм в ходе занятий, постоянно ориентировать занимающихся на беспрекословность выполнения этого требования, обучая их безопасным приемам выполнения физических упражнений.
Эффективность занятий по физической культуре зависит от методических приемов и использование при этом имеющегося оборудования, инвентаря, технических средств обучения, учитывая обязательно специфику места проведения занятий.
В вводную часть урока включаются различные построения, уделяется особое внимание осанке, подтянутости, желательно применение различного мелкого инвентаря (гантели, гимнастические палки, мячи), полосы препятствий, используя игровые ситуации. А также включать упражнения для развития выносливости, силы мышц, скоростно-силовых качеств, гибкости.
В основной части урока, где решаются главные задачи, надо обеспечить достаточно высокий уровень физической нагрузки и максимально использовать все имеющиеся условия, педагогические средства и учебные пособия для повышения результативности.
Упражнения, связанные с точностью движения, сложной координацией, проявлением ловкости и быстроты следует осваивать в начале основной части, а упражнения на силу и выносливость в конце занятия.
Заключительная часть урока используется, главным образом, для того, чтобы постепенно снизить уровень физического и эмоционального, психического возбуждения занимающегося.
Непременное условие результативности занятий – внимательное наблюдение педагога за правильностью выполнения упражнений, требующих дозированной физической нагрузки. Одним из наиболее доступных методов контроля величины нагрузки – это наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС) у занимающихся. Так же особое внимание уделять проявлению внешних признаков утомления.
Дифференцированный подход особенно важен в отношении к занимающимся, отнесенным по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, а также к тем, кто пропускал занятия по болезни.Основная задача урока – это оздоровительная и воспитательная направленность занятий физической культурой и спортом.
Специфика учебного предмета «Физическое воспитание» позволяет педагогу успешно воспитывать у занимающихся:
волевые качества;
целеустремленность;
дисциплинированность;
настойчивость;
смелость;
эстетическое воспитание.
Эстетическому воспитанию содействуют такие средства, как опрятная, привлекательная физкультурная одежда, музыкальное сопровождение уроков, точные, гармоничные и выразительные движения, а также все то, что помогает формировать культуру движения, включая осанку, походку и культуру поведения.
В последние годы спортивные залы и площадки оснащены нестандартным оборудованием, многопропускными снарядами, тренажерами, естественно, что использование такого оборудования значительно повышает учебную плотность занятий.
Основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленного воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы. Кроме того, имеется возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений.
При работе со студентами ставятся задачи:
укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата.
научить рационально использовать мышечную силу в различных условиях.
Использование в учебно-тренировочном процессе специальных тренажерных устройств открывает широкие возможности варьирования всех режимов работы мышц.
Упражнения, выполняемые на тренажерах, подразделяются на подводящие и развивающиеся. Первые направлены, главным образом, на освоение формы техники движений, вторые – на развитие функциональных возможностей.
Рекомендации:
Первые тренировки являются втягивающими, знакомящими, т.е. знакомят с работой на тренажерах. Затем выполняются движения с большими амплитудами, с целью развития мышц и укрепить связки, суставы. Только после этого можно применять комплексный и вариативный методы тренировки. В начале даются упражнения с постоянными весами, а затем движения усложняются за счет постепенного возрастания веса. Число повторений и интервал отдыха между сериями варьируется.
Здоровый, хорошо физически подготовленный студент, сильный, выносливый, ловкий и быстрый, владеющий многообразными двигательными умениями и навыками, успешнее приспосабливается к жизни и осваивает новую профессию; его труд более эффективен.
Обеспечивая постоянную занятость и активность занимающихся учитываются принципы доступности и постепенности заданий, а главное соблюдение требований по технике безопасности и профилактики травм.
Строгое соблюдение техники безопасности при организации и проведении спортивных мероприятий и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом, обеспечивает все условия предупреждения возможности различного рода травм.
Студенты, занимающиеся физической культурой и спортом, обязаны помнить, что культура движений проявляется в качестве выполнения самого движения. Движения должны быть экономными: их амплитуда и вкладываемое усилие должны точно соответствовать решаемости двигательной задаче – а это основа профилактики травматизма при организации и проведении спортивных мероприятий и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
При обобщении многолетних наблюдений за студентами Ступинского филиала МАТИ, по анализу специальной литературы можно сделать следующие выводы:
Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики повреждений с учетом особенностей отдельных видов спорта. На учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях в отдельных видах спорта, кроме общих организационно-профилактических мер обеспечения безопасности, существуют меры профилактики спортивного травматизма, присущие только данному виду спорта.
Систематические занятия физическими упражнениями, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно на умственной деятельности. Во многих случаях это связано с влиянием физической деятельности на организм человека, способствующий развитию общей выносливости, совершенствованию волевых и моральных качеств, которые при прочих равных условиях делают более успешную трудовую деятельность. Многочисленные исследования свидетельствуют, что систематические физкультурные занятия значительного продлевают трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни.
Литература
«Физическая культура» учебник 2013 г. – 176 стр. М: – Академия - Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л., Палтиевич Р.Л. (стр. 119-122).
«Физическая культура» 2013 г. – 304 стр. М: – Академия – Бишаева А.А. (стр 156 - 174).
«Основы физической подготовки студентов» учебное пособие 2005 г. – 134 стр. М: Москва МАТИ – А.А. Бобров, О.М. Боброва, Э.В. Боброва, Ан. Ан. Бобров.
«Технология оздоровительной физической культуры» М: Спорт Академ пресс 2001 – Селуянов В.Н.
Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые, программно-методические документы. Практический опыт. Рекомендации. М: Советский спорт 2002 г.
Физкультурно-оздоровительная работа в вузе – М: МАТИ – 2010 г. учебное пособие для вузов 159 стр.
Всесторонняя физическая подготовка – 200 стр. М:Советский спорт – 1998 г. Бобров А.А.