Организация групповых форм учебной деятельности на уроках истории.


МКОУ «Тальменская СОШ №5»
Виноградова Е.Е.
Организация групповых форм учебной деятельности на уроках истории.
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного решения поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.
Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков. Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи: 
1.  конкретно - познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
2. коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
3. социально - ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. Данная технология применима при решении всех дидактических задач на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала, закрепления, проверки знаний, итоговом контроле, а также во внеклассной работе по предмету.
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
— класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его, сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
— задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
— состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.
При организации групповой работы можно выделить следующие этапы:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися);
раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
знакомство с материалом, планирование работы в группе;
распределение заданий внутри группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);
подведение итогов группового задания, выводы.
3. Заключительная часть:
презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом;
анализ познавательной задачи; рефлексия;
общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи;
В ходе проведения групповой работы меняются функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:
объяснение цели предстоящей работы;
комплектование групп;
комментарий к заданиям для групп;
осуществление контроля за ходом работы;
попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы. Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.
Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления изученной темы или раздела программы. В ходе повторения темы целесообразно актуализировать и уточнять знания дат, фактов, понятий, причинно-следственных связей, персоналий. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. Консультанты — это хорошо успевающие и интересующиеся предметом обучающиеся, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении. Ответы учащегося комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет преподаватель. Опрос проводится во всех группах одновременно. Беседа происходит в полголоса, чтобы не мешать друг другу. Консультант делает отметки в листе учёта. Групповой опрос позволяет выявить пробелы в знаниях по данной теме или разделу, оценить всех участников. Происходит переосмысление и систематизация материала обучающимися.
Большими возможностями для развития познавательной активности учащихся обладают семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы. Для активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и т.д. Суть данной формы имитационного урока состоит в особой приближённости к настоящему жизненному мышлению, к открытым «чистым» формам мыслительных состояний. Ситуация инсайта «мозгового штурма» это такое условие, которое помогает обучающемуся взойти к высокому уровню мыслительной концентрации, переживания которого (время, ответственность, успех, польза) приводит к точным, правильным решениям. Инсайт – внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом. Специфика состояния в инсайте – это буквальное превращение сознания в абсолютное мышление… Человек склонен в жёстких условиях «мозгового штурма» абстрагироваться от внешнего и «превратиться в мысль». В этом случае мысль – это целостное состояние, охватывающее всё сознание до такой степени, что становится жизнью, и человек живёт посредством мысли.
К групповым формам организации учебных занятий следует отнести и нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение группы на микрогруппы. Урок – путешествие. Такие уроки целесообразно проводить в начале изучения больших тем. Объём материала очень большой. Работа в группах существенно облегчит учителю задачу. 1. Группа делится на микрогруппы по 6 человек каждой для заочного путешествия на «машине времени». 2. Внутри группы распределяются роли (картограф, историк, экономист, демограф, социолог, политолог) и задания. (Каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат). Каждому из участников задание представляется письменно. Это экономит время, позволяет преподавателю работать с группами, с каждым обучающимся в отдельности. Обучающиеся заносят в тетрадь необходимую для себя информацию. Затем устно сообщают о результатах поиска. «Специалисты» других групп дополняют, опровергают. В ходе работы возможно и другое продолжение. Каждый из «специалистов» должен передать информацию своим товарищам. Форму передачи (индивидуальную или групповую) он выбирает сам. На каждого обучающегося заведена учетная карточка.
Использование групповых форм обучения имеет ряд преимуществ:
Позволяет учащимся быть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих товарищей и себя.
Готовит к деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды путем развития их сознания.
Обеспечивает высокое качество знаний по предмету, многократное повторение изучаемого материала, обучение друг друга, опорные конспекты – это только некоторые приемы, повышающие качество знаний.
Максимально развивает индивидуальные способности каждого и различные умения:
коммуникативные (вопрос, ответ, возражение, реплика, протест, выступление, диалог, умение критиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать);познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать).
Разнообразие форм позволяет учащимся осваивать новые для них роли: учителя, консультанта, участника групповой работы и готовит их к самоуправлению.
Формирует мотивы, потребности, жизненные цели с гуманистическим содержанием. Формируются качества, необходимые для сотрудничества: доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения, раскрывается обаяние человеческой личности.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам.
Литература:
1.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.
2.http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/08/19/osobennosti-organizatsii-gruppovoy-formy-raboty-na-uroke 3.Способы организации групповых видов учебной работы на уроке. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00201463_0.html4. Кузнецова О.П. Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания . http://festival.1september.ru/articles/521350/
5. http://glinkova.ucoz.ru/blog/gruppovaja_rabota_na_urokakh_istorii/2014-06-15-3