Викторина Знаешь ли ты закон?
Викторина «Знаешь ли ты закон?»
Цели и задачи:
1) Стимулирование учеников к самостоятельному овладению правовыми, социальными и культурными знаниями;
2) Способствование воспитанию умения отстаивать свои взгляды в вопросах общественной жизни, профилактика антиобщественного поведения несовершеннолетних;
3) Способствование воспитанию общественно-активной личности.
Организационный момент: Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы с вами встретились для того, чтобы провести викторину "Знаешь ли ты закон?"
Все законы у нас прописаны в главном документе страны. А скажите, пожалуйста, как называется главный документ страны? (Конституция)
1-й тур. Разминка
Каждая команда по очереди отвечает на ряд вопросов, давая ответы "да" - "нет". После чего подсчитывается общее количество правильных ответов каждой команды (за правильный ответ 1 балл) и команда-победитель первая начинает 2-й тур.
Вопросы 1 -го тура
1. Правда ли, что право на жизнь относится к социальной группе прав?
(Нет к личной.)
2. Правда ли, что членами ООН являются более 150 государств? (Да.)
3. Правда ли, что уголовная ответственность наступает с 18 лет? (Нет.)
4. Правда ли, что допрос несовершеннолетних должен проходить в присутствии педагога? (Да.)
5. Правда ли, что совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных нуждающихся родителей? (Да.)
6. Правда ли, что ребенок-инвалид не имеет права поступать в институт? (Нет.)
7. Правда ли, что несовершеннолетним не может быть вынесена такая мера наказания, как смертная казнь? (Да.)
8. Правда ли, что алкогольное опьянение является смягчающим обстоятельством при совершении преступления? (Нет отягчающим.)
2-й тур. "Заморочки из бочки"
В ходе 2-го тура мы проверим знание законов в отношении несовершеннолетних. Вопросы будут разделены на 3 категории:
vкрасный цвет уголовный кодекс;
vсиний административный кодекс;
vзеленый закон о правах ребенка.
Каждая команда поочередно выбирает категорию вопроса и через 30 секунд дает ответ. Если команда не отвечает, то возможность заработать баллы предоставляется соперникам. За правильный ответ 2 балла.
Вопросы 2-го тура
Уголовный кодекс
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за умышленное нанесение телесных повреждений, повлекших расстройство здоровья? (С 14 лет.)
2. Какой максимальный срок лишения свободы для лиц, не достигших 18 лет? (Не более 10 лет.)
3. Чем отличается кража от грабежа? (Кража - тайное хищение имущества, грабеж открытое хищение имущества.)
4. При предъявлении уголовного обвинения, какой орган выносит приговор обвиняемому? (Суд.)
Административный кодекс
1. С какого возраста наступает административная ответственность? (С 16 лет.)
2. Что такое административное правонарушение? (Нарушение административного кодекса.)
3. Назовите виды административных взысканий (Предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест.)
4. Какой вид административных взысканий не применяется к несовершеннолетним? (Административный арест.)
Закон о правах ребенка
1. На основании каких документов составлен Закон о правах ребенка? (Конвенция, конституция.)
2. С какого возраста для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в суд? (С 14 лет.)
3-й тур. Ситуации
Каждой команде предлагается на карточках по 2 ситуации и дается 2 минуты на подготовку. В данном конкурсе учитывается правильность и полнота ответа, и соответственно выставляются баллы: за полный и правильный ответ - 2 балла (за каждую разрешенную ситуацию), за правильный, но неполный ответ - 1 балл.
Задания для 4-го тура
1-я ситуация. Группа подростков решила прогулять уроки, они позвонили и сообщили о пожаре в школе. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за правонарушение, какое наказание может их ожидать?
(Административное правонарушение ложный вызов пожарной охраны, ответственность наступает с 16 лет, штраф.)
2-я ситуация. Шестнадцатилетнего подростка задержал полицейский, когда мальчик пытался оторвать трубку от телефона-автомата. Какое правонарушение совершил подросток, какое наказание может его ожидать? (Административное правонарушение умышленное повреждение телефона-автомата, если подростку 1416 лет штраф)
3-я ситуация. Миша и Коля ехали в автобусе, громко разговаривали, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания, пока пассажиры не обратился к сотруднику милиции. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение, какое наказание может их ожидать?
(Административное правонарушение мелкое хулиганство нецензурная брань в общественных местах, ответственность наступает с 16 лет, штраф)
4-я ситуация. На летних каникулах пятнадцатилетний подросток поехал отдыхать в лагерь. В один из дней, когда все дети находились на прогулке, он зашел в комнату и похитил планшет своего соседа. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это преступление? (Уголовное преступление кража личного имущества, уголовная ответственность за это преступление наступает с 14 лет.)
5-я ситуация. Шестнадцатилетний подросток выхватил из рук у прохожего мобильный телефон, по которому тот разговаривал. И убежал. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это преступление? (Уголовное преступление грабеж, уголовная ответственность за это преступление наступает с 14 лет.)
6-я ситуация. Подростки 1516 лет собрались в сквере на скамейке, и пили пиво. Затем Юра принес бутылку вина, распив ее, ребята пошли на дискотеку. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение, какое наказание может их ожидать? (Административное правонарушение - распитие спиртных напитков в общественных местах штраф, появление в пьяном виде подростков в общественных местах – штраф, административная ответственность с 16 лет; при повторном нарушении – штраф увеличивается).
5-й тур. Стихотворение.
Командам за 5-7 минут предлагается придумать стихотворение, используя конечные слова каждой строчки. Балл присуждается команде, которая лучше справилась с заданием.
_____________________________права
_____________________________слова
_____________________________закон
_____________________________угон
_____________________________отстоять
_____________________________защитить
_____________________________помогать
_____________________________и жить
Подведение итогов
Проводится беседа о значимости для каждого человека знаний
(соц. педагог Жумабаев К.Ж.)
7.Ролевая игра «Марионетки».
Дети делятся на пары. Одному из партнеров завязывают глаза, второй должен провести его через аудиторию и усадить на стул.
Участникам представляется возможность почувствовать себя в роли «ведомого» человека, лишенного права самостоятельного волеизъявления и в роли человека, несущего ответственность за другого.
9. Заключение.
Взрослые и дети!
За свое будущие мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!