Описание педагогического опыта по правоведению

Описание педагогического опыта на тему "Формирование у учащихся 9 класса
интереса к предмету "Правоведение. Практический курс" через внедрение
интерактивных технологий"

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Современная тенденция практически безграничного расширения информации с особенной силой проявляется в области права. Определяется необходимость смещения целей правового образования от усвоения, запоминания фактического материала до обучения способам обработки, структурирования, анализа информации. Специфика правоведения, как учебной дисциплины, состоит не столько в материале, с которым работает ученик, сколько в тех умственных операциях и способах деятельности, которым он учится, работая с ним. Таким образом, актуальность темы заключается в том, что при помощи инновационных технологий можно достичь максимальной заинтересованности у школьников в обучении.
СУТЬ ОПЫТА Очень сложно вызвать у учащихся интерес к предмету, предлагая для восприятия сухой юридический язык. Это скучно и неинтересно. Поэтому, основная задача, которую я преследую при изучении в 9 классе курса «Правознавство» является именно активизация познавательной деятельности с помощью различных интерактивных технологий, как на отдельных этапах урока, так и нетрадиционный урок в целом.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА Разработку элементов интерактивного обучения мы можем найти еще в работах В.Сухомлинского, творчестве учителей- новаторов 70-80-х гг.Ш. Амонашвили, В. Шаталова, Е.Ильиной, С.Лысенковой и др. Это игровые технологии, проблемное обучение, индивидуализация обучения (А.С.Границкая, В.Д.Шадрикова), групповые технологии (В.Дьяченко, И.Первин) Технологии развивающего обучения представлены в работах Л.Занкова,Д.Эльконина и др. Очень ценными для понимания новых подходов к организации обучения являются работы Пометун Е.И., Пироженко Л.В. «Современный урок. Интерактивные технологии обучения»
Непосредственно об интерактивном обучении на уроках права узнаем из работ Баханова К. «Технология группового творческого дела», «Интерактивное обучение», Веселовой Н. «Диалог на уроке правоведения», Нестеренко Т, Богданова О. «Использование метода группового интерактивного обучения на уроках правоведения». Многие авторы уделяют внимание конкретному интерактивному методу, показывая его значение на каком-либо этапе урока. Т.е. на общедидактическом уровне проблема интерактивного обучения раскрыта очень многогранно и всесторонне. Но, несмотря на значительное количество литературы по проблемам технологии обучения, недостаточно освещена проблема формирования интереса у учащихся к предмету правоведения.
ГИПОТЕЗА ОПЫТА Работа в выбранном мною направлении дает возможность обратить внимание большинства учащихся к самым сложным вопросам курса права. Перед тем, как начать кого-то учить, сведущий учитель всегда задается вопросом: « Чему я должен научить своего ученика, т. е какую цель я ставлю, обучая его?» Ответ на этот вопрос связан с другим: « Как нужно учить школьника, чтобы достичь поставленных целей? Какие формы, приемы работы нужно использовать и какую методику применить для достижения цели?» Интерактивные технологии – это один из наиболее удачных ответов на эти вопрос. И если на уроках права я буду использовать различный набор технологий, таких как личностно ориентированная технология, технология групповой учебной деятельности, технология обучения как исследования и др., смогу способствовать подготовке молодежи, способной отвечать на вызов времени, компетентной и мобильной на современном рынке труда, которая имеет четкую гражданскую позицию и эффективно участвует в жизни общества.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Тяжело внедрить инновации лишь в некоторые компоненты процесса обучения. Обучение учащихся конкретному школьному предмету является составной частью общего учебного процесса, поэтому содержит в себе основные признаки последнего. Таким образом, классификация инновации в изучении правоведения в школе должна быть аналогичной общей.
Существенным для меня является выбор наиболее эффективного методического инструментария изучения конкретной темы. Для активизации процесса обучения, повышения заинтересованности учащихся в усвоении материала на уроках используются различные методические приемы: эстафета идей, работа с первоисточником,
Анализ материала по схеме, комментированное чтение, таблицы, дебаты, работа с понятиями, мини лекция, воображаемый микрофон, опорные сигналы, работа в парах, группах и т. д. Большое значение имеют учебно – познавательные игры на уроке. Они обеспечивают возможность повторения учащимися пройденного материала, лучшее освоение понятий, терминов, углубление и расширение их значений.
Наиболее эффективны игры « Найди ошибки», « Из уст в уста», « Реставрация», « Зашифрованный текст», « Правовая азбука»,
« Продолжи рассказ», « Правовой футбол». Часто применяются на уроках авторские игры – « Баррикадные бои», « Термин +Буква = », « Правовой ручеек», « Я- тебе, ты – мне», «Решение примеров по правовым числам»
Очень интересные для детей такие игры как « Юридический хоккей», « Президентский марафон», « Правовое путешествие по Украине». Ценнейшими на уроке являются интерактивные методы обучения такие как:
· « Мозговой штурм», « Круг идей» , метод « Пресс»,
« Уча – учусь», « Займи позицию» , « Микрофон», « Ажурная пилка» и различного вида ролевые игры: « Суд от своего имени», « Путешествие по страницам Конституции» и др.
Для обеспечения быстрого и эффективного включения учащихся в интерактивную деятельность желательно давать им памятки, которые содержат описание алгоритма деятельности. Такие памятки можно предложить в виде раздаточного материала, плакатов или наглядности. Они должны предоставляться учащимся до тех пор, пока порядок деятельности не станет для них привычным.
Кроме урочной системы в школе проводится ряд мероприятий для повышения правовой грамотности детей и родителей. Во- первых- система правовых стендов с информацией по правовому всеобучу, где есть отдельная «страница» для родителей. Во-вторых, из числа учеников 9-11 классов выбирается группа лучших знатоков права, отвечающая за операцию « Ответы Фемиды». В уголке заполняется страница с ответами на все вопросы, интересующие любого ученика школы. Осуществляются так – же консультации по правовым вопросам для детей и родителей.
Наиболее сложные вопросы детей, желающих остаться анонимными, опускаются в «Сундучок доверия», ответы на которые даются так - же группой знатоков. Для привлечения к правовому обучению учащихся младших классов, детям предлагаются « Игры – разминки для детей младшего школьного возраста» Ряд обязательных общешкольных мероприятий так - же способствует повышению уровня знаний учащихся в области права.
Внедряя в работе интерактивные технологии, наблюдая за их эффективностью, сделала вывод, что применение разнообразных форм и методов обучения приучает детей самостоятельно добывать знания. Самооценка учащихся становится главным фактором оценивания личных достижений учащихся. Я считаю, что очень важной является поддержка стремления учащихся высказать личные позиции. Когда учитель отказывается от мысли, что существует единая правильная точка зрения, появляется столько идей, сколько учеников в классе. Поэтому важно ценить и принимать взгляды каждого в классе.
На своих уроках стараюсь привить ученикам стремление к размышлению, анализу явлений, поиску объяснения тех или иных процессов. Внедряя интерактивные технологии, заметила, что заинтересованность в обучении зависит в первую очередь от самого ученика. Никто не может определить, что именно может быть усвоенным в результате определенной деятельности. Именно ученик должен подтвердить для себя свой опыт, а учитель в свою очередь отвечает за создание соответствующей атмосферы в классе, которая обеспечила бы оптимальный процесс усвоения обычного материала.
К сожалению, школьная система не в полной мере еще осознает эффективность и важность обучения «по – новому». Есть много барьеров на пути к изменениям. Может самым большим барьером в использовании активных методов обучения является риск, что ученики не будут принимать участие в таких моментах; риск, что учитель потеряет контроль, не будет владеть достаточными навыками или будет раскритикован за такой неординарный стиль обучения. Но, исходя из собственного опыта, хоть и не достаточно длительного во времени можно сказать, что результаты, полученные вследствие использования данных методов обучения, значительно превышают любой риск.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Я работаю учителем правоведения 7 лет. О качестве знаний учащихся свидетельствуют результаты участия в районных олимпиадах по правоведению:
2007 г- Гетта Маргарита, 10 кл, заняла 2 место;
2008г.- Галицкая Наталья, 9 класс, заняла 2 место;
2009 г.- Галицкая Наталья, 10 класс, заняла 1 место.
В октябре 2009г. команда «Кодекс» Ближненской ОШ заняла 2 место в районном правовом конкурсе «Омбудсмен»
В школе налажена система школьной правовой взаимопомощи, где девятиклассники, как правило, являются первыми помощниками учителя.
Учащиеся 9-11 классов активно участвовали в обсуждении Проекта Конституции, где показали высокую заинтересованность проблемой, выдвинули несколько конструктивных предложений.
Для повышения качества правовых знаний на протяжении нескольких лет проводится мониторинг знаний учащихся. Результат говорит о постоянном повышении качества знаний по правоведению из года в год. Так 2006г- уровень качества знаний составлял 36%, 2007 – 48%, 2008 - 64%.
В проводимом в школе анкетировании среди учащихся, какие предметы интересны для детей, 84% учащихся 9 класса назвали правоведение.



ЛИТЕРАТУРА
1. Пометун О., Пироженко Л., Інтерактивні технології навчання: теорія, практика, досвід.-К.,2002.
2.Пометун О. и др. Современный урок. Интерактивные технологии обучения.-К.:Изд. А.С.К., 2004.
3 Троицкий Ю.Л. Инновационные технологии образования// Преподавание истории в школе. – 1999.- № 1.
4.Права людини: методичні рекомендації для вчителів загальноосвітніх шкіл та ліцеїв /
Т. Бжезовська, А. Булда, Я. Заблоцька та ін. Вид-во « Право», 1996.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. Народное образование, 1998.
6.Мясникова Е.Ю. О новых подходах в преподавании истории // Преподавание истории в школе. – 2000. - № 1.
7. Клименко А.В. Уроки – суды в преподавании истории и права// Преподавание истории в школе. – 1998. - № 3.











13PAGE 15






15