Урок русского языка в 1 классе по теме «Алфавит»


Урок русского языка
1 класс
УМК «Начальная инновационная школа»
Тема урока Алфавит
Планируемые результаты:
предметные:
- обучающиеся научатся: правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите ; получат возможность научиться: объяснять, как появились в русском языке слова азбука и алфавит;
личностные:
- формирование у учащихся мотивации при работе в группе, паре, навыков саморегуляции, адекватного самооценивания;
- формирование умения устанавливать связи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется;
метапредметные: - формирование у учащихся умений:
определять свой уровень усвоения знаний,
сличать свой результат с заданным эталоном,
определять то, что усвоено, и то, что предстоит узнать,
задавать вопросы и сотрудничать со сверстниками,
обобщать и синтезировать информацию,
контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности
Оборудование:
- Л.В.Кибирева, О.А.Клейнфельд, Г.И.Мелихова Русский язык,
- интерактивная доска,
- карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы.
I Организационный момент
На перемене прошу дежурных принести по моему списку книги к уроку литературного чтения из школьной библиотеки. ( По предварительной договоренности библиотекарь детям не помогает. )
Урок начинается с обсуждения выполненного поручения. Учащиеся отмечают, что самостоятельно выполнить задание не удалось из-за большого количества книг. В конце перемены помогла библиотекарь, которая раскрыла основной «секрет» расположения книг.
I I Актуализация знаний
1. Минутка чистописания
- Прочитайте предложение. Объясните смысл пословицы.
- Запишите предложение. Проверьте по учебнику стр.50. Если нужно, исправьте ошибки.
2. Мозговой штурм
Знаю Хочу узнать Узнал
Используя метод блиц-опроса заполняем графы «Знаю», «Хочу узнать»
3. Самостоятельная работа по учебнику стр. 50, устное выполнение упражнения 85.
III Первичная проверка понимания
1. Игра «Вставь недостающие буквы»

Учащиеся на индивидуальных карточках выполняют задание, проверяют себя. Самооценка выполняется по алгоритму.
IV Усвоение новых знаний
1. Проблемная ситуация
На доске запись «Алфавит = Азбука»
- Попробуйте объяснить смысл равенства. Для уточнения ответа можно обратиться к учебнику (стр. 51)
2. Определение значения алфавита
- Для чего нужен алфавит? Где он используется?
V Закрепление знаний
1. Работа в группах
(Учащиеся произвольно делятся на группы.)
Задание для 1 группы Запишите в алфавитном порядке имена ребят в группе.
Задание для 2 группы Запишите в алфавитном порядке фамилии ребят в группе.
Задание для 3 группы Расставить книги в алфавитном порядке
Задание для 4 группы Расставить слова в алфавитном порядке (электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык»)
2. Просмотр отрывка из мультфильма «По дороге с облаками». Песенка друзей. (используется как танцевальная физминутка)
- Расположите по алфавиту персонажей мультфильма.
(Необходимо обратить внимание на слова крот и крокодил)
- Проверьте правильность выполнения задания. Оцените себя.
3. Работа в паре (упражнение 88)
Закончить сказку. Составить диалог между буквами и алфавитом.
VI. Итог урока. Рефлексия
Вернуться к таблице, заполненной в начале урока
Выяснить, насколько верными оказались знания, занесенные в 1 колонку.
Ответить на вопросы, занесенные во 2 колонку.
Дополнительные сведения занести в 3 колонку.
VII Задание для работы дома (по желанию) упражнение 89
Придумать задание, с помощью которого можно проверить, хорошо ли твои одноклассники знают алфавит.
Таблица З/Х/У
Что мы знаем по данной теме? Что хотели бы узнать?  Что мы узнали?
Цель:  подготовка к восприятию и осмыслению новой информации. 
Пошаговое описание метода
Вывешиваем подготовленную на ватмане таблицу З/Х/У.
Проводим мозговой штурм по избранной теме.
Используя метод блиц-опроса, заполняем графу «Что мы знаем по данной теме».
Таким же путем заполняем графу «Что хотели бы узнать».
Предлагаем раздаточный материал, содержащий основные положения по избранной теме (т.е. ответы на поставленные вопросы)
После ознакомления с предложенной информацией (10-12 мин) возвращаемся к графе («Что хотели бы узнать»), определяем, на какие вопросы найдены ответы и записываем  в графу «Узнали».
В эту же графу заносим новую информацию, не предусмотренную учащимися в колонке «Что хотели бы узнать».
Далее выясняем,  насколько верными оказались знания учащихся в графе  «Что мы знаем».
Советы преподавателю
Если метод проводится впервые, рекомендуем написать на доске (листе бумаги) следующие ограничения (для занятия, рассчитанного на 80 мин.).
мозговой штурм -  6 мин.
блиц-опрос -  4 мин.
ознакомление с раздаточным материалом   -  10-12 мин.
обсуждение и заполнение таблицы З/Х/У  -  15 мин.
С новой информацией можно ознакомить учащихся традиционной лекцией (15-20 мин.).
Если вопросы из колонки («Что хотели бы узнать» остались без ответа, обсудите (сами рекомендуйте), куда учащиеся могут обратиться для получение ответов.После обретения определенных  навыков данный метод можно будет проводить в малых группах автономно.