Интеллектуальная игра Вода, без которой жить нельзя. 7-8 класс
Интеллектуальная игра
«Вода, без которой жить нельзя»
Цели: способствовать расширению и углублению знаний о воде как особом экологическом факторе, определяющем жизнедеятельность организмов на Земле; расширять кругозор учащихся; продолжить формирование познавательного интереса к предмету; воспитывать экологическую культуру учащихся.
Оформление кабинета: Выставка рисунков “Мир воды глазами детей”, фотостенд “Родник моего детства”, репродукции картин .Эпиграф: “Нет ничего более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жить нельзя”. (Академик А.П. Карпинский)
Ход игры
Ведущий: Удивительное вещество вода! Она не только даёт жизнь. Это ещё и источник красоты на Земле. Нас радует лесное озеро, успокаивает журчание ручья, удивляют облака, плывущие в небе. Всё это благодаря воде.
Признавая особое значение воды в жизни человечества, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День Воды. В России День Воды – 22 марта – отмечается с 1995 года.
Представьте себе, что вода исчезла. Вместе с ней исчезнут реки, озёра, моря. Не будет больше идти снег, дождь, исчезнут в небе облака. Без воды погибнут растения, животные и, конечно, люди. Земля превратится в пустыню.
«Закон об охране природы» запрещает спускать в водоёмы загрязнённую воду, вырубать леса вокруг водоёмов, захламлять берега мусором. Кроме того, если мы будем забирать у природы очень много воды, то наши водоёмы обмелеют, и могут совсем исчезнуть. Поэтому воду надо не только беречь от загрязнения, но и экономно расходовать.
Вода – она всегда рядом с нами, мы знаем ее с рождения, привыкаем к ней и поэтому чудом не cчитаем. Между тем, вода – одно из самых ярких чудес природы. Она не только дает жизнь, это еще и источник красоты на Земле. Нас радует лесное озеро, успокаивает журчание ручья, удивляют облака, плывущие в небе. “Все есть вода”, – утверждал греческий философ и математик Фалес, подчеркивая значение этой, казалось бы, невзрачной жидкости для всего живого. Вода – самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле. Она занимает особое положение среди природных богатств Земли – она незаменима. Вода будет необходима во все века и всюду, где существуют земные формы жизни.
Блок 1: Классическая экология.
Вопрос 1. Дайте характеристику условий жизни в водной среде.
Ответ: Плотная среда, недостаток света, ограниченное количество кислорода, слабые перепады температуры.
Вопрос 2. Назовите основные группы гидробионтов.
Ответ: Нектон, планктон, бентос.
Вопрос 3. По отношению к водному режиму выделяют несколько экологических групп растений. Назовите их.
Ответ: Влаголюбивые – гидрофиты (гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты); предпочитающие умеренную влажность – мезофиты; сухолюбивые – ксерофиты (суккуленты, склерофиты).Вопрос 4. Что такое эвтрофикация?
Ответ: Повышение первичной продуктивности водоемов в результате накопления в воде биогенных элементов ( соединения азота, фосфора, серы, железа, кальция, магния и др.) Эвтрофикация может быть ускорена деятельностью человека. Биогенные компоненты поступают в водные экосистемы как водным, так и воздушным путем.
Вопрос 5.Объясните,почему водные млекопитающие (киты, дельфины) имеют гораздо более мощные теплоизоляционные покровы (подкожный жир), чем наземные звери, обитающие в суровых холодных условиях для сравнения: температура соленой воды не опускается ниже – 1,3С, а температура воздуха на суше может падать до – 70С.
Ответ: Вода, в отличие от воздуха, обладает значительно более высокой теплопроводностью и теплоемкостью. Теплый предмет (например, гомойотермное животное) будет намного быстрее остывать (отдавать тепло) в воде, чем на воздухе.
Вопрос 6. Перечислите, изменения каких характеристик водной среды могут создавать преграды для расселения рыб в водной толще.
Ответ: Изменения таких показателей, как соленость, прозрачность, температура, плотность, скорости течения, наличие или отсутствие определенных минеральных или органических веществ в воде могут создавать преграды для расселения рыб в водной толще.
Блок 2: Краеведение.
Вопрос 1. Река – правый приток реки Сосны.
Ответ: Река Кшень. (Приложение №1).
Вопрос 2. Перечислите крупные реки, протекающие на территории посёлка Кшенский.
Ответ: Кшень, Крестище, Грязная, Грайворонка, Расховец. (Приложение №2).
Вопрос 3. Почему Кшень можно считать главной рекой нашего посёлка?
Ответ: Из всех больших рек на территории посёлка имеет наибольшую протяжённость – 135 км, из которых на территорию Курской области приходится – 75 км. (Приложение №3).
Вопрос 4.Река Кшень относится к бассейну рек…
Ответ: Быстрая Сосна, Дон.(Приложение №4).
Вопрос 5. На этом месте близко находится магнитный железняк и туда притягивают грозовые разряды. В начале 20-века при очень сильной грозе выбило выемку. Что образовалось на этом месте?
Ответ: Родник «Громовик».(Приложение №5).
Вопрос 6. Судьба природы – наша судьба. Перечислите представителей земноводных занесённых в Красную книгу Курской области.
Ответ: Тритон гребенчатый, жаба серая, квакша обыкновенная, лягушка съедобная.
Блок 3: Гидробиология.
Вопрос 1. С какой водорослью связано существование моря без берегов? Как называется это море?
Ответ: Скопление бурой водоросли саргассума северо-восточнее Антильских островов образует необычайно спокойное Саргассово море, не имеющее берегов.
Вопрос 2. Сильное “цветение” воды, наблюдаемое иногда в прудах, часто сопровождается замором рыбы. Объясните это явление.
Ответ: В неглубоких, хорошо прогреваемых солнцах водоемах можно наблюдать “цветение” воды в результате массового размножения водорослей и цианобактерий (сине-зеленых). Разложение отмирающих водорослей и бактерий вызывает острую нехватку кислорода в водоеме. Органические вещества претерпевают бескислородное разложение, в результате чего выделяются метан, аммиак, сероводород, губительные для водных обитателей. Кроме того, некоторые сине-зеленые при жизни выделяют ядовитые вещества.)Вопрос 3. В озеро, где обитали только “мирные” рыбы, при подселении других видов мирных” рыб случайно попала икра хищной рыбы. Опишите, какие последствия это может иметь.
Ответ: Возможные последствия различны: икра может погибнуть от неблагоприятных абиотических условий; икру и личинок могут съесть “мирные” рыбы; в случае выживания хищных снизится количество “мирных” рыб; впоследствии может установиться динамическое равновесие.
Вопрос 4. В некоторых хозяйствах в одних и тех же прудах разводят и карпов, и уток. При этом рыбная продукция не снижается, а повышается. Предложите объяснение.
Ответ: Утки “вносят” удобрение (помет), что способствует развитию водорослей и беспозвоночных, служащих пищей карпам.
Вопрос 5. О каком растении идет речь в древней легенде? Родовое название этого растения происходит от латинского слова nymphaios – населенный нимфами, женскими божествами или посвященный им. По одному из приданий, в этот цветок превратилась юная красавица Нимфея. Ночью она спала на мягком дне лесного озера, а утром поднималась на поверхность, где умывалась розовой зарей. Однажды к озеру подошел красивый и стройный юноша. Увидела его Нимфа и влюбилась. Но юноша вскоре ушел, а Нимфея осталась на поверхности воды и ждала его до тех пор, пока не превратилась в белоснежный красивый цветок.
Ответ: Кувшинка белая (лилия водяная) – Nymphaea alba.
Вопрос 6. Составьте схему цепи питания, характерную для болот, если ее компонентами являются: лягушка, водный детрит (органические вещества), комар, стрекоза, уж. Какие компоненты данной цепи могут наиболее часто включаться в другие цепи питания?
Ответ: Детрит – комар – стрекоза – лягушка – уж. Наиболее часто в другие цепи включены детрит и комары.
Блок 4: В мире литературы.
Вопрос 1.
“Князь пошел, забывши горе ,Сел на башню, и на море стал глядеть он;Море вдруг всколыхалося вокруг…”
Назовите автора этих строк и произведение, из которого они взяты.
Ответ: А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане”.
Вопрос 2. “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь… ты самое большое богатство на свете”. Назовите автора этих слов.
Ответ: Антуан де Сент-Экзюпери.
Вопрос 3: Сколько лет рыбачил старик в известной сказке А.С. Пушкина, пока не поймал золотую рыбку?
Ответ: Тридцать лет и три года.
Вопрос 4: Как называлась харчевня в сказке А.Толстого “Золотой ключик?
Ответ: “Три пескаря”.
Вопрос 5: Имя какого головоногого моллюска носил подводный корабль капитана Немо из книги Ж. Верна “2000 лет под водой”?
Ответ: Корабль “Наутилус”, головоногий моллюск – тоже наутилус.
Вопрос 6: Жабры какой рыбы хирург пересадил юноше Ихтиандру в знаменитом фантастическом романе А. Беляева “Человек – амфибия”?
Ответ: Акулы.
Вопрос 7: Какую серьезную зоологическую ошибку допустил М.Ю. Лермонтов, сравнивая кавказскую реку с львицей?
И Терек, прыгая ,как львицаС косматой гривой на хребте,Ревел.
Ответ: Ошибка поэта в том, что гривы у львиц не бывает.
Блок 5: Загагочный
Чуть дрожит на ветеркеЛента на просторе.Узкий кончик – в роднике,А широкий – в море.(Река)
Не вода и не суша –А лодке не уплывёшьИ ногами не пройдёшь.(Болото)
Бегу я, как по лесенке,По камушкам звеня,Издалека по песенкеУзнаете меня.(Ручей)
Утром бусы засверкали,Всю траву собой заткали.А пошли искать их днём,Ищем, ищем – не найдём.(Роса)
Зимой греет,Весной тлеет,Летом умирает,Осенью летает.(Снег)
Кругом вода,А с питьём беда.(Море)
Блок 6: Экологический мониторинг.
Вопрос 1. Опишите, в чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совершенных очистных сооружений?
Ответ: Даже самые совершенные промышленные очистные сооружения не способны полностью очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду, поэтому не происходит ее загрязнения.
Вопрос 2: Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику, расходовать топливо и т. д.). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно, если деревья не связываются в плоты, а сплавляют поодиночке?
Ответ: При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, оседает на излучинах реки, на дно реки попадает большое количество коры и частей сплавляемых бревен. На многих северных реках нашей страны утонувшие деревья выстилают дно на несколько метров вглубь. Гниение этой древесины и коры сопровождается потреблением большого количества кислорода и выделением разнообразных ядовитых веществ. Это приводит (особенно в жаркое лето) к массовой гибели водных организмов.
Вопрос 3. Собранный на дорогах города снег дорожные службы вывозят в специально вырытый котлован. Почему экологи запрещают вывозить этот снег на поле или в лес?
Ответ: Снег, собранный с дорог, содержит большое количество вредных веществ (нефтепродукты, кислоты, соли, резину, сажу и многие другие соединения). Попадание этих веществ на поля, в леса без природной или искусственной очистки опасно.
Вопрос 4. Наличие каких загрязнений может обуславливать неприятный запах питьевой воды?
Ответ: Наличие продуктов гниения?
Вопрос 5. Что такое активный ил?
Ответ: Так называемое скопление большого количества микроорганизмов, которые в процессе биологической очистки сточных вод разрушают содержащиеся в воде растворенные органические вещества.
Вопрос 6. Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы уменьшить нефтезагрязнение вод и суши?
Ответ: Для уменьшения загрязнения вод и суши нефтепродуктами необходимо внедрять в производство и транспортное хозяйство замкнутые циклы использования воды, очистку промышленных стоков, предотвращать аварии при добыче и транспортировке нефтепродуктов, внедрять безопасные технологии при добыче и транспортировке нефтепродуктов, заменять бензин как топливо на более экологически безопасные горючие материалы.
Ведущий: На этом наша конкурсная программа завершена. Прошу членов жюри подвести итоги конкурсов.
Подведение итогов конкурса.
Ведущий: Непреходящая истина: вода – источник жизни. Для многих видов животных и растений вода продолжает оставаться средой обитания. Значение воды в процессах жизнедеятельности очень велико, ведь в ней протекают различные химические реакции нашего организма. Около 2/3 массы человека составляет вода, в организме медузы до 95% воды, даже в сухих семенах вода составляет 10 – 12%. В заключении хотелось бы еще раз напомнить всем, что вода – самое бесценное вещество на Земле, которое мы должны сохранить для последующих поколений.
Мимо разных дворов и крылечек,
Где-то рядышком иль вдалеке,
Вьётся множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь – дорога у них далека
Если высохнут малые речки -
Обмелеет большая река.
Как хорошо, когда рекаИ широка, и глубока!Над ней – пышнее облака,Свежей дыханье ветерка,Стройней и выше лес над ней,И луг прибрежный зеленей!Смею вам я доложить:Без воды нам не прожить!
Приложение:
«Хороша наша Кшень – река»
(фото № 1, 2, 3, 4).
Родник «Громовик»
(фото №5)
5.